Главная
страница Путешествие
во времени
СТИНГЛ
МИЛОСЛАВ
ПОСЛЕДНИЙ РАЙ
Изд. «Наука»
Глав. редакция вост.литературы
Мск., 1975 г.
Из главы «Черные острова»
1. РАБАУЛЬСКИЕ
ЛЕГЕНДЫ
2. ЖИЗНЬ
НА ВУЛКАНЕ
3. У
ЖИТЕЛЕЙ НОВОЙ ГВИНЕИ
4. ПО
ЦЕНТРАЛЬНОМУ НАГОРЬЮ
5. В
СЕРДЦЕ НОВОЙ ГВИНЕИ
6. НА
РЕКЕ РАЙСКИХ ПТИЦ
7. ПО
НОВОЙ ГВИНЕЕ БЕЗ ПЕРЕВОДЧИКА
8. ПАРЛАМЕНТ
НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
ПО
ЦЕНТРАЛЬНОМУ НАГОРЬЮ
За Кассемским перевалом —
страна, которая ведет к
«последней границе
человечества». Горные хребты
каменной стеной отделяют эту
территорию от остального мира.
До тех пор пока не появилась
авиация, ни одному чужеземцу не
удалось попасть в эту страну.
Первые европейцы проникли сюда
только в 30-40-е годы XX века. Но
даже сейчас на карте
центральных областей Новой
Гвинеи остались белые пятна —
последние на земном шаре.
За перевалом начинается
первозданная Новая Гвинея.
Первые владельцы острова,
немцы, безусловно, ошибались,
когда считали (а ведь эти их
представления восприняла
первоначально вся научная
литература о Новой Гвинее), что
всю центральную часть его,
подобно некоторым другим
островам Меланезии, покрывает
сплошное море джунглей.
Зеленый покров гористых
внутренних областей немцы
называли Урвальддеке.
В действительности никакого
Урвальддеке не существует, по
крайней мере на горных
массивах и в долинах. Вместо
джунглей я вижу здесь
бесконечную саванну, поросшую
КУНАИ.— травой горных лугов.
Вскоре я убеждаюсь, что также
неверным было представление,
будто в этих диких горах,
которые в прошлом можно было
видеть из Маркхемской долины
лишь в бинокль, никто не живет.
На самом же деле число жителей
этой высокогорной страны, так
называемой «Хайлендс»,
вероятно, достигает миллиона
человек. Подавляющее
большинство из них
администрация Новой Гвинеи
может учесть лишь чисто
формально, о существовании
многих она вообще не знает.
Отдельные папуасские племена
живут в долинах рек, которые
проложили себе дорогу среди
параллельно расположенных
горных хребтов, занимающих всю
северную часть центральной
Новой Гвинеи. Далеко не все эти
нагорья исследованы, некоторые
не имеют даже названий. Правда,
главные хребты — те, что видны
с прибрежных долин, — получили
имена еще от первых
колонизаторов острова. Я,
например, прокладываю себе
путь по единственной заросшей
дороге на нагорье, носящем имя
Бисмарка. В моей памяти
навсегда остались также
названия гор — Куборы,
поднимающейся на высоту
четырех тысяч двухсот
шестидесяти семи метров, Аканы,
далекой Пиоры, Хагена и,
наконец, величественного
Карстенса высотой пять тысяч
тридцать метров.
В долинах этой удивительной
горной страны живут различные
папуасские племена.
Естественно, я не мог посетить
все те места, какие хотел
увидеть, но попытался
познакомиться хотя бы с
укладом жизни и современной
культурой папуасов, живущих по
соседству с единственной,
всего лишь недавно построенной
дорогой, скорее, тропой,
отважившейся перешагнуть
через горы и продолжающей путь
все дальше к «последней
границе человечества».
С Кассемского перевала я
проехал несколько десятков
миль по высокогорным саваннам
до Каинанту. Дальше по горной
дороге, откуда время от времени
открывался вид на нагорье
Финистерре, добрался до
поселения Ринтебе, а затем и до
населенного пункта Горока, где
обитают многочисленные
папуасские племена бенабена1.
За Горокой поднимается еще
одна каменная стена,
закрывающая дорогу тем, кто уже
добрался сюда. Высота ее
достигает двух тысяч семисот
пятидесяти метров, но и здесь,
по перевалу Дауло, в 1966 году
прошла дорога, ведущая к центру
острова.
Преодолев перевал, постоянно
скрытый за сеткой дождя, мы
спустились на территорию
округа, который населяет племя
чимбу, оттуда добрались в
Кундиаву, а затем еще дальше —
к поселению Маунт-Хаген,
названному так в честь
близлежащего
«четырехтысячника» — важного
ориентационного пункта
центрального массива. От Маунт-Хагена
я отправился еще дальше на
запад, к реке Байер, на
территорию племени кьяка2. Так
что я двигался все время на
запад, как правило, параллельно
хребтам и никогда — за
исключением перевала Дауло —
не пересекая их.
По этому, пожалуй, наиболее
удобному пути пытались пройти
в неисследованные внутренние
области Новой Гвинеи и
путешественники. Первый белый
человек, который проник в горы
через Кассемский перевал и
оказался в до сих пор никому не
известном мире высокогорной
страны, не был ни ученым, ни
путешественником. В XX веке, как
и раньше, в мире существовала
единственная реальная
ценность, способная привести
белых людей даже сюда, в эти
обширные районы белых пятен на
карте острова. Золото и снова
золото. По сохранившимся
сведениям, в конце 20-х годов
нынешнего столетия сюда
поднялся золотоискатель
Уильям Парк, которого на Новой
Гвинее называли «Акулий глаз».
Ему, однако, пройти перевал не
удалось. Лишь в 1930 году Кассем
смог преодолеть европеец Нед
Раулендс. Вблизи нынешнего
Каинанту, на берегах горной
реки Раму, он действительно
нашел золото.
Вскоре еще двое белых, которых
также привела сюда золотая
лихорадка, бухгалтер Майкл
Лихи и слесарь Майкл Двайер,
пошли по стопам Раулендса и
обнаружили к западу от
Каинанту страну племен
бенабена. Здесь они расчистили
небольшую посадочную площадку,
откуда затем проникли в
следующую важную область
высокогорного массива,
раскинувшуюся вокруг Маунт-Хагена.
Сюда, в густонаселенную долину,
вслед за ними в середине 30-х
годов пришли первые миссионеры.
Но еще дальше на запад
первооткрыватели отважились
проникнуть лишь после войны. С
одним, правда, исключением.
Австрийский авантюрист Людвиг
Шмидт еще в 1935 году проник в
район к западу от Маунт-Хагена,
а затем повернул на север.
Позже Шмидту удалось
перевалить через северные
горные хребты, спуститься к
судоходной реке Сепик и
добраться до самого океана.
Этот фантастический поход, к
сожалению, никогда не оставит
следа в истории познания
острова папуасов: ведь Шмидт не
вел дневника и вообще не делал
никаких заметок. А когда он
окончил свое невероятное
путешествие, то австралийские
власти арестовали его. Дело в
том, что Шмидт безо всякого
повода убил такое количество
папуасов, что даже
административные органы Новой
Гвинеи вынуждены были предать
его суду по обвинению в
убийстве, причем трижды. В
конце концов Шмидта
приговорили к смертной казни, и
в 1936 году он был повешен в
Рабауле. Насколько мне
известно, это был единственный
казненный здесь белый человек.
Исследование территорий,
расположенных к западу, югу и
северу от Маунт-Хагена,
продолжалось уже после второй
мировой войны. Золотоискатели
и полиция создали небольшие
полевые аэродромы и площадки, и
два года назад на этой огромной
территории была наконец
проложена первая, вполне
приличная во время сухого
периода дорога. Я в последний
раз бросаю взгляд на
Маркхемскую долину. Внизу,
более чем в тысяче метров подо
мной, струится река Маркхем, а
за ней поднимается нагорье
Финистерре. А теперь вверх, в
горы! Весь центральный массив
разделен на четыре округа:
Восточное, Западное, Южное
нагорья и Чимбу3. Последний
образован позже других, его
населяет многочисленная и
активная папуасская группа, по
имени которой он и назван4.
Сразу же за перевалом мы
встретили первых горных
папуасов, которые принадлежат
к племени гадсуп5. Затем
пересекаем довольно крупную, с
быстрым течением реку Раму. В
ее наносах Раулендс когда-то и
нашел золото. В наши дни
добывать драгоценный песок из
горной реки научились и
местные жители.
На открытом плато русла реки
Раму возникло одно из первых
поселений в Восточном Нагорье
— деревня Каинанту. Когда я
говорю о деревнях, которые
видел в центральных областях
Новой Гвинеи, то выражаюсь не
очень точно. Горные папуасы
живут, скорее, «хуторами»,
состоящими всего из пяти или
шести хижин, построенных возле
своих полей. Когда почва
земельного участка истощается,
они .находят другое поле, и весь
«хутор» переезжает туда. В
горах Новой Гвинеи сотни таких
«хуторков». Первый миссионер у
подножья горы Хагена обнаружил
около восемнадцати тысяч
человек, живущих примерно в
пятистах поселениях, то есть в
среднем в каждом было более
тридцати пяти аборигенов.
Хижины в горах Новой Гвинеи
строят из дерева или бамбука,
их крыши кроют травой кунаи.
Взаимоотношения между
жителями отдельных поселений
дружественные. Но их связывают
скорее общий диалект и схожие
представления об одних и тех же
предках, чем какая-либо четко
действующая племенная
организация. Например, жители
поселений племени кобе так
описывают свое появление в
этом мире: «В месте, которое
называется Кундра-Монга, жили
две женщины. Однажды они
отправились на охоту, поймали и
съели одноглазое животное —
КУЙ МАЙА. Вскоре обе
почувствовали, что беременны.
Их дети и стали праотцами и
праматерями племени кобе».
Название каждого поселения
состоит из двух частей: первая
обозначает племя, вторая —
само название «хутора». Таким
образом, всегда можно
установить принадлежность
поселения к тому или иному
племени.
Сейчас я нахожусь в Каинанту.
Здесь живут люди, говорящие на
разных диалектах языка гадсуп
— АГАРАБЕ, АКУНА и ТОМПЕНА.
Южнее обитают группы,
говорящие на диалектах языка
ава6 — ТАУНА, ЭЛАКИА, МОБУТА.
Переправившись через Раму, мы
продолжаем свой путь дальше на
запад, пересекая территорию
племен камано и ягариа7, и
вступаем на землю группы
бенабена.
Бенабена — так вначале
называлось огромное племя,
обитающее на территории, где в
30-е годы Лихи и Двайер
расчистили свою первую
площадку для приема самолетов.
В наши дни это название
объединяет все шестьдесят пять
папуасских групп, всего около
двадцати тысяч человек,
проживающих более чем в ста
разбросанных друг от друга
поселений. Мужчины живут здесь
не вместе с женщинами, а в своих
«мужских домах». На поселения
бенабена раньше часто
совершались нападения.
Основной удар при этом был
направлен против «мужских
домов». Поэтому хижины либо
маскировали под женские, либо
рыли под ними тоннели, по
которым мужчины и покидали
свой дом в случае опасности. По
тем же причинам поселения
бенабена укреплялись. В наши
дни первоначальный,
военизированный, характер
жизни бенабена постепенно
утрачивается.
Целью моей поездки была
«метрополия» долины, где
проживают бенабена, — Горока (в
наши дни — небольшой городок).
Причем первый дом в Гороке был
построен менее десяти лет
назад. Сейчас здесь есть даже
поликлиника и стационар.
Эта больница и ее пациенты
вошли в историю в связи с тем,
что у папуасов обнаружили
здесь особую болезнь кишечника.
Каждый третий больной страдал
от этого загадочного
заболевания.
Среди жителей округа Восточное
Нагорье распространена еще
одна страшная болезнь, которую
довольно точно называют
«смеющаяся смерть». Этнограф
Берндт, впервые увидевший
больного и описавший эту
болезнь, назвал ее КУРУ, что на
языке форе8 обозначает
«трясучка» или «дрожь». Форе —
единственная папуасская
группа, подверженная куру.
Каждая вторая женщина и каждый
десятый мужчина умирают здесь
от куру. На первый взгляд куру
напоминает известную болезнь
Паркинсона, но тем не менее она
не имеет с ней ничего общего,
как и вообще с каким-либо
другим подобным недугом.
На начальной ее стадии на
больного нападает неудержимый,
судорожный смех, который
сменяется глубокой депрессией
или же буйством. Затем он
постепенно теряет способность
управлять своими конечностями,
речь становится несвязной,
тело постоянно дрожит,
пропадает аппетит. В конце
концов «смеющаяся смерть»
поражает центральную нервную
систему. Через десять или
двенадцать месяцев после
появления первых признаков
болезни человек умирает.
Форе, естественно, убеждены,
что убийственная для них куру
— результат колдовства.
Горокские врачи, изучающие эту
странную болезнь уже несколько
лет, пока так и не выяснили, что
является возбудителем
«смеющейся смерти».
Большинство из них склоняются
к той точке зрения, что болезнь
наследственная, объясняя таким
образом факт ее
распространения среди одной
только группы папуасов.
Граница страны этнической
группы бенабена проходит по
перевалу Дауло на высоте почти
трех тысяч метров. Путь туда,
вообще очень нелегкий, еще
больше затрудняют постоянные
дожди. Они не дали мне даже
возможности взглянуть с высоты
перевала сразу на обе долины —
на ту, которую мы только что
покинули, и ту, которая лежит на
западе, — страну чимбу.
Примечание:
1 Бен а бен а — этническая
общность в округе Восточное
Нагорье. Численность — 12 тыс.
человек. Говорят на
неавстронезийском (папуасском)
языке, относящемся к надсемье
языков нагорья Восточной Новой
Гвинеи.
2 Кьяка — этническая общность в
округе Западное Нагорье.
Численность — 9 тыс. человек.
Язык кьяка входит в состав
надсемьи языков нагорья
Восточной Новой Гвинеи.
3 Восточное, Западное и Южное
Нагорье, Чимбу — названия
округов, расположенных в
горной части
самоуправляющейся территории
Папуа — Новая Гвинея.
Указанные округа выделяются
среди других районов Новой
Гвинеи повышенной плотностью
населения. Подавляющая часть
жителей говорит на языках,
входящих в языковую надсемью
нагорья Восточной Новой Гвинеи.
4 Чимбу — этническая общность,
расселенная в округе Чимбу.
Численность — 60 тыс. человек.
Язык чимбу относится к
надсемье языков нагорья
Восточной Новой Гвинеи.
5 Гадеуп — этническая общность,
расселенная на крайнем
северочвостоке округа
Восточное Нагорье. Численность
— 6 тыс. человек. Язык гадсуп
относится к надсемье языков
нагорья Восточной Новой Гвинеи.
6 А в а — язык, распространенный
в округе Восточное Нагорье.
Принадлежит к надсемье языков
нагорья Восточной Новой Гвинеи.
7 Камано и ягариа — две
этнические общности,
расселенные в округе Восточное
Нагорье. Численность
соответственно 31 тыс. и 14 тыс.
человек. Говорят на языках,
входящих в надсемью нагорья
Восточной Новой Гвинеи.
8 Форе — этническая общность в
округе Восточное Нагорье.
Численность — 12 тыс. человек.
Язык форе входит в надсемью
языков нагорья Восточной Новой
Гвинеи.
|