Главная
страница Путешествие
во времени
СТИНГЛ
МИЛОСЛАВ
ПОСЛЕДНИЙ РАЙ
Изд. «Наука»
Глав. редакция вост.литературы
Мск., 1975 г.
Из главы «Черные острова»
1. РАБАУЛЬСКИЕ
ЛЕГЕНДЫ
2.
ЖИЗНЬ НА ВУЛКАНЕ
3. У
ЖИТЕЛЕЙ НОВОЙ ГВИНЕИ
4. ПО
ЦЕНТРАЛЬНОМУ НАГОРЬЮ
5. В
СЕРДЦЕ НОВОЙ ГВИНЕИ
6. НА
РЕКЕ РАЙСКИХ ПТИЦ
7. ПО
НОВОЙ ГВИНЕЕ БЕЗ ПЕРЕВОДЧИКА
8. ПАРЛАМЕНТ
НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
ЖИЗНЬ НА
ВУЛКАНЕ
По дороге из Рабаула в Кокопе ?
бывший Гербертсхеё, резиденцию
«королевы» Эммы, ? мы все время
ехали вдоль пальмовых рощ. Лишь
изредка монотонную красоту
сплошной стены зелени нарушали
деревни — Курудуи, Малапау,
Ралум.
В прибрежных селениях
полуострова Газели и на
небольших прилегающих к нему
островах живет около
пятидесяти тысяч меланезийцев,
которые называют себя ТОЛАИ,
что означает просто «друзья,
приятели». Возникло это
название сравнительно недавно,
вероятно, уже после войны.
Толаи живут на Новой Британии
всего несколько сотен лет. Они,
видимо, пришли сюда с юга. В
центральной, гористой части
полуострова Газели живут
байнинги, представители другой
резко отличающейся по языку и
культуре этнической группы.
Толаи, однако, не являются
неким единым народом, это даже
не единое племя. У них общие
лишь язык и некоторые черты
материальной и духовной
культуры.
Основные способы добывания
пищи у различных толайских
групп отличаются друг от друга.
В то время как на полуострове
Газели толаи занимаются
преимущественно земледелием,
на небольших островах,
прилегающих к Новой Британии,
преобладает рыбная ловля. Я уже
познакомился с меланезийскими
земледельцами, встречался и с
теми, кто трудится на кокосовых
плантациях. А теперь мне
хотелось бы узнать, как живут
те меланезийцы, которых кормит
море. И я отправился к рыбакам,
принадлежащим к этнической
группе МАТУПИТ и населяющим
остров с таким же названием.
Это один из самых
замечательных островов,
которые я когда-либо посещал во
время своих путешествий,
потому что он вырос из кратера
«утонувшего» вулкана.
Рабаул и окружающие его районы
полуострова Газели — это
настоящая страна вулканов.
Прямо над столицей архипелага
Бисмарка поднимается
несколько сопок. На северной
окраине Рабаула — Палагиагиа,
или «Северная дочь», как ее
называют в наши дни. На юге —
Матупит, или «Южная дочь», на
востоке — семисотметровая
Рабаланакая — «Мать». В этой
семье не хватает лишь отца. Но и
он есть на Новой Британии.
Вулкан с названием Улавун («Отец»)
высотой до двух тысяч двухсот
метров находится в нескольких
десятках километров к юго-западу
от Рабаула.
Рабаланакая, Матупит и
Палагиагиа образуют ландшафт
архипелага Бисмарка,
напоминающий Неаполитанский
залив. Здешним Везувием,
внушающим постоянную тревогу,
является вулкан Матупит. Так, в
памятном 1878 году он причинил
немало страшных бедствий
полуострову Газели.
В 1937 году на полуострове
произошло новое крупное
извержение, которое послужило
причиной гибели более пятисот
жителей. Во время извержения на
берегу залива Бланш появилась
еще одна новая сопка, которую
назвали Вулкан. Новорожденный
Вулкан оказался шустрым
ребенком и вместе со своей
старшей сестрой Матупит за
несколько дней обрушил на
полуостров Газели четыреста
миллионов тонн камней и лавы.
Все началось 28 апреля 1937 года с
двухбалльного землетрясения.
На следующий день толчки стали
сильнее. На Новой Британии
буквально разверзлись врата
ада. Во время сильнейшей бури и
появился этот новый вулкан,
который вскоре вырос до
двухсот двадцати семи метров.
Постепенно весь горизонт
закрыла темная туча. А потом на
расположенные вблизи острова
посыпался вулканический пепел.
На следующий день город Рабаул
был покрыт черным слоем
толщиной восемь сантиметров
Через несколько дней только
что появившийся вулкан снова
стал действовать. Когда
извержение кончилось, жители
Рабаула решили переселиться на
более безопасное место. Прошло
несколько лет. Началась война,
а вместе с ней пришла и
японская оккупация. После 1945
года о переселении говорить
перестали. Но вулканы, старые и
новые, продолжают угрожать
городу. И рабаульцы, так лее как
жители всего полуострова,
знают, что страшный
вулканический спектакль может
повториться вновь.
Скорее, вероятно, для
собственного успокоения они с
гордостью показывают
иностранцам современную
вулканологическую
обсерваторию, работники
которой наблюдают за всеми
четырьмя вулканами. За
горячечным пульсом здешних
сопок следят специалисты-вулканологи,
но даже мне, ничего не
сведущему в этом деле,
захотелось, подобно Фоме
неверующему, вложить руку в
открытые раны горячей земли.
Прямо в городе находятся
источники знаменитой
сернистой реки. Я хотел
опустить в воду ладони, но
оказалось, что ее температура
превышает восемьдесят
градусов по Цельсию.
Над вулканом Матупит тоже
курится сернистая дымка,
поднимаются легкие белые
облачка пара. И мне казалось,
что я нахожусь в Национальном
парке на Гавайских островах
рядом с огромными вулканами
Мауна Кеа и Мауна Лоа.
Мать с дочерьми, «Южной» и
«Северной», — это остатки
огромного, широко
раскинувшегося вулкана,
который постепенно поднялся до
трех тысяч метров к юго-востоку
от сегодняшнего Рабаула.
Земные силы без устали
вздымали вершину сопки, и
однажды могучий вулкан рухнул.
Образовалась огромная впадина
длиной пятнадцать, шириной
десять километров и глубиной
триста метров. Гигантскую
«язву» на теле Земли заполнило
море, и образовался Бланш,
залив, на берегу которого и
расположен Рабаул.
Благодаря вулканической
деятельности одни острова
разрушаются, другие создаются.
Во время взрыва в 1937 году
вместе с новым вулканом на
поверхности залива Бланш
появилось и несколько
маленьких островков. Рождение
подобного же острова наблюдал
во время страшного
вулканического извержения в 1878
году первый миссионер,
появившийся на полуострове
Газели, ? англичанин Джордж
Браун.
А еще за несколько десятилетий
до этого, в первой половине XIX
века, вследствие вулканической
деятельности в водах залива
Бланш возник и этот, самый
крупный и имеющий наибольшее
значение из всей группы, остров,
который местные жители, так же
как и сам вулкан, ставший его
повивальной бабкой, назвали
Матупит. В то время как Рабаул
— город, где довольно велика
прослойка европейского и
азиатского населения, на
Матупите живут исключительно
меланезийцы — толайские
рыбаки.
Воды, омывающие недавно
родившийся остров, очень
богаты, и поэтому земля на нем
пустовала недолго. Процесс
заселения острова всеми
этническими группами
описывают одинаково. Первым
поселенцем был Диаррат,
укравший в одной из деревень
полуострова Газели женщину. Он
привез ее на необитаемый тогда
остров и занялся ловлей рыбы и
черепах. Его дети и внуки
заселили впоследствии весь
Матупит. Население его быстро
увеличивалось и за счет
переселенцев из прибрежных
деревень полуострова. И вот
через сто лет после того, как
праотец Диаррат поселился на
острове, родившемся в кратере
вулкана, в трех деревнях здесь
проживает уже полторы тысячи
человек. На северном побережье
лежит деревня Курапан, в центре
— Раруп, на юге — Кикила.
Матупит можно только условно
назвать островом, ибо с Большой
землей — Новей Британией — он
связан узкой дамбой. К толайцам
на Матупит я могу попасть, не
замочив ног. В Рабаул в наши дни
жители Матупита ходят довольно
часто. Некоторые из них даже
работают там.
Жители острова приняли участие
в первом в истории Меланезии
выступлении рабочих, о котором
мне пришлось много слышать. Эта
знаменитая, как ее называют в
истории архипелага Бисмарка,
рабаульская стачка произошла в
1929 году. Однажды январским
утром белые господа обнаружили,
что их меланезийские работники:
слуги, носильщики, бои — все до
единого исчезли. В знак
протеста против постоянно
ухудшавшихся условий труда и
снижающейся зарплаты
меланезийцы покинули Рабаул.
Так, за одну ночь число жителей
столицы архипелага Бисмарка
уменьшилось в десять раз! Куда
же ушли бастующие? В
миссионерский центр в Малагуне.
Но миссионерам удалось
уговорить меланезийских
рабочих, чтобы те вернулись к
своим хозяевам. Так окончилась
первая в истории толайцев
забастовка.
Подавляющее их большинство в
наши дни, как и раньше, заняты
на своих полях, а жители
острова Матупит, как я уже
говорил, кормятся морем. И
поглядывают на своих
сухопутных родственников
полуострова Газели свысока.
Они называют их КОЛОАТА (в
дословном переводе — «те,
которые не выносят моря», на
матупитском диалекте —
«примитивный, варвар»).
Островитяне не боятся волн. Они,
как венецианские дожи,
породнились с морем. Поэтому
матупитцы называют себя А ТЕ НА
ТА — «люди моря». Но я бы все же
добавил: «люди, которых кормит
море».
Кокосовые пальмы — эти царицы
Меланезии — мне встречались на
каждом шагу и на Матупите. А
также дерево какао, новый
чемпион экспорта архипелага
Бисмарка. Таро ? основной
источник питания на
полуострове Газели — я на
Матупите не встречал. Вместо
него островитяне выращивают
конг-конг, похожий на таро. А
также сладкий батат. Но надо
сказать, что в целом на этом
густонаселенном острове,
площадь которого не превышает
половины квадратной мили, не
лучшие условия для развития
земледелия.
Жители Матупита владеют
участками и на «большой земле»
— на противоположном берегу
залива Бланш. Здесь они, как
правило, выращивают бананы. Эти
бананы, так же как рабаульская
забастовка, вошли в
современную историю Меланезии.
Островитяне посадили бананы и
в окрестностях деревни Лакунаи.
Но Лакунаи по планам
администрации архипелага
Бисмарка должна была войти в
комплекс строившегося
рабаульского аэропорта. Без
договоренности с владельцами
строители аэропорта
выкорчевали двадцать четыре
банановых дерева. Островитяне
были так возмущены, что об этом
услышали в Австралии, потом в
Европе, и, наконец, дело дошло
до зала заседаний Лиги наций. И
комиссия по мандатным
территориям долго разбирала
историю с двадцатью четырьмя
банановыми деревьями.
Бананы, кокосовые орехи и конг-конг
произрастают на матупитской
земле. Таро толайцы покупают у
своих сухопутных
родственников, тех самых
колоата с полуострова Газели,
которыми они так пренебрегают.
В наши дни островитяне
расплачиваются за таро
австралийскими долларами.
Совсем еще недавно жители
Матупита, так же как и
обитатели Ланга-Ланги,
пользовались в основном
деньгами из раковин. На
толайском диалекте они
называются ТАМБУ. Здесь, на
Матупите, основной единицей
раковинных денег также был
стандартный шнурок (по-толайски
— А ПОКОНО), который затем
делился на более мелкие
единицы.
В наше время тамбу выполняют в
жизни обитателей этого
удивительного островка,
расположенного на подводном
вулкане, различные «священные»,
ритуальные функции. Раковинные
деньги сопровождают человека
во время самых важных событий
жизни. Например, когда кто-нибудь
умирает, то ему на дорогу в
загробный мир дают тамбу. И до
сих пор на Матупите
родственники в память об
умершем раздают тамбу
участникам панихиды,
называемой на местном диалекте
МИНАМАИ (дословно — «жевание
бетеля»).
Однако самую важную роль
раковинные деньги играют во
время сватовства и свадьбы. За
невесту надо платить, но я не
слышал ни об одном случае,
когда за нее давали бы
австралийские доллары. Цена
невесты на Матупите в
раковинных деньгах твердо
установлена. Точнее, была
твердо установлена. В наши дни,
когда жители острова
номинально являются
христианами, родители требуют
за свою дочь, если она
принадлежит к церкви
адвентистов седьмого дня или
является методисткой, сто
шнурков раковинных денег, а
если она — католичка, то всего
лишь пятьдесят тамбу. Почему
здесь католички стоят дешевле,
я так и не смог выяснить.
Говоря о религии, надо сказать,
что тамбу играли очень важную
роль в религиозных
представлениях островитян,
основой для которых был культ
ТАБУАН и тайное общество с
таким же названием1. Кстати,
именно недостаток раковинных
денег, который очень ощутим,
привел к постепенному забвению
ритуалов этого тайного
общества. Вторая мировая война
нанесла раковинным сокровищам
Матупита значительный ущерб.
Дело в том, что островитяне
складывали шнурки раковинных
денег в общие кладовые. А
остров, расположенный
неподалеку от столицы
архипелага Бисмарка, во время
войны подвергался частым
артиллерийским обстрелам,
которые уничтожили не только
хижины в Курапане, Рарупе и
Кикиле, но и разбили целый ряд
матупитских «копилок».
У островитян есть и другие
источники дохода. На участках,
расположенных на берегу, на
склонах вулкана, добывают тар
— глину и получают из нее
весьма ценимую здесь охру,
которой окрашивают свое тело
участники тайных толайских
религиозных сходок.
Любимая птица меланезийцев —
табон. Здесь она откладывает
яйца в согретый благодаря
вулканической деятельности
песок. Само собой разумеется,
что островитяне выкапывают из
этого естественного
инкубатора яйца и выменивают
их на свинину, таро и другие
продукты. Жители Матупита
обладают монопольным правом на
собирание табоньих яиц в
горячем песке «своего» вулкана.
Однако основное занятие
мужской части населения
острова — рыбная ловля. Рыбу
они ловят как сетями, так и
сачком. В период ТАУБУРУ (примерно
от мая до октября) ее добывают
сетями, а во время ЛАБУРУ (то
есть северо-западных муссонов
— от декабря до марта) —
сачками. Я посетил архипелаг
Бисмарка в период таубуру, и
мне пришлось быть свидетелем
того, как островитяне ловили
рыбу сетями. Ни сети, ни сама
техника отлова не представляют
собой ничего необычного.
Больше того, в наши дни рыбаки
Матупита уже не плетут сети
сами, а покупают их в Рабауле.
Хорошая сеть стоит здесь
больше ста австралийских
долларов, поэтому матупитские
рыбаки никогда не выходят в
море в одиночку, а только
группами, так называемыми
МОТОНИ. Сначала в складчину
покупаются сети. Рыбу ловят на
определенных участках сообща.
Два человека на наблюдательном
пункте следят за тем, что
делается в заливе Бланш. К
этому времени сети готовы и
лежат уже в рыбацких лодках.
Как только дежурные замечают
косяки, они дают сигнал, а
рыбаки выходят в залив и
забрасывают сети.
У каждой мотони есть своя
мастерская и склад, где
хранится общественное
имущество. На территорию
мотони и в помещения не имеет
права вступить ни одна женщина
и ни один юноша, не принятый в
общество табуан. Островитяне
называют так тайное толайское
общество, в других же частях
полуострова Газели оно
известно под именем ДУК-ДУК, и
членом его является каждый
взрослый островитянин. О
ритуалах, которые происходят в
тайных местах, почти ничего не
известно. Пожалуй лишь то, что
во время этих обрядов главную
роль играет местный
руководитель Дук-дука,
авторитет которого иногда выше,
чем у светского вождя. Двери в
это тайное общество для мужчин
открываются лишь после того,
как уплачена определенная
сумма и пройден сложный ритуал.
Члены общества имеют право
носить своеобразную «форму»,
состоящую из короткой, не
прикрывающей ног, юбки (поэтому
Дук-дук неохотно принимает в
свои ряды мужчин с уродливыми
или кривыми ногами) и маски,
сделанной либо из
расщепленного бамбука, либо из
плотных листьев.
Маски с отверстиями для глаз,
вокруг которых нарисованы
концентрические круги,
украшенные птичьими перьями,
могут носить лишь табуаны,
являющиеся главными
действующими лицами во время
обряда приема новых членов.
Считается, что тот, кого
приняли в тайное общество, уже
выдержал экзамен на зрелость и
поэтому вместе с другими
членами группы уже может
принять участие в рыбной ловле,
причем при ловле сетями
необходимо, чтобы в каждой
мотони .насчитывалось не
меньше двадцати человек.
В октябре или ноябре, в конце
сезона ловли рыбы сетями, все
члены группы собираются, чтобы
поделить прибыль, исчисляемую
не только деньгами, но и тамбу,
полученными за проданную рыбу
и черепах. Затем следует
большое торжество, и все вместе
возвращаются в деревню. Ведь
через несколько дней начнется
период северо-западных
муссонов, и рыбаки снова придут
на побережье, но на этот раз уже
с сачками. Жизнь продолжается.
И море, богатое и щедрое,
никогда не перестанет кормить
верных ему жителей острова,
выросшего на потухшем вулкане.
Примечание:
1 Тайные союзы — широко
распространенные в Меланезии и
Микронезии мужские
объединения, направленные
против господствующих
матриархальных порядков.
|