Главная страница Путешествие
во времени
Фердинанд Оссендовский (Антон
Оссендовский)
"И ЗВЕРИ, И ЛЮДИ, И БОГИ"
ЧАСТЬ
1
ЧАСТЬ
2
ЧАСТЬ
3
ЧАСТЬ
4
ЧАСТЬ
5
===========================================================================
ЧАСТЬ
ЧЕТВЕРТАЯ
ЖИВОЙ БУДДА
Глава сороковая
В блаженном саду тысячи утех
В Монголии, стране множества
чудес и загадок, живет главный
хранитель всего неведомого и
таинственного - Живой Будда,
Его Святейшество Джебтсунг
Дамба-хутухта-хан или богдо-гэгэн,
первосвященик Та-Куре. Он
земное воплощение вечноживого
Будды, представитель
непрерывной мистически
продлеваемой линии духовных
императоров, чье правление
исчисляется с 1670 года; они
сочетают в себе утонченный дух
Будды Амитабха с Чан-ра-зи /"сострадающим
духом гор"/. Он - средоточие
всего: "солнечных" мифов и
захватывающих тайн Гималаев;
сказочных индийских пагод и
мрачного могущества
монгольских завоевателей -
императоров всей Азии; древних
зыбких притч китайских
мудрецов и глубокой мысли
брахманов; строгости жизни
монахов из "Ордена
целомудрия" и мстительности
вечных кочевников олетов с их
ханами - Батур-Хун-Тайги и Гуши;
славного наследия Чингисхана и
Хубилай-хана и реакционно-клерикального
умонастроения лам; тайн
зловещей желтой секты Паспы и
тибетских царей, начиная со
Сронг-Цанг Гампо. За Живым
Богом Урги встает в дымке веков
история Азии, Монголии, Памира,
Гималаев, Месопотамии, Персии и
Китая. Неудивительно, что имя
его почитаемо на Волге, в
Сибири, Аравии, Междуречье,
Индокитае и даже на берегах
Северного Ледовитого океана.
За время своего пребывания в
Урге я несколько раз побывал у
Живого Будды, беседовал с ним и
наблюдал его жизнь. Ученые
марамбы, его любимцы, подробно
рассказывали мне о нем. Я видел
его за составлением гороскопов,
слышал его предсказания,
познакомился с архивом, в
котором хранились старинные
книги и рукописи, сохранившие
жизнеописания и предсказания
всех богдоханов. Ламы были со
мной вполне откровенны:
послание хутухты из Нарабанчи
помогло обрести их доверие.
Личность Живого Будды
произвела на меня двойственное
впечатление, но ведь все в
ламаизме имеет двойную сторону.
Умный, проницательный,
энергичный, он одновременно
подвержен безудержному
пьянству, от чего и ослеп. Когда
с ним случилось это несчастье,
ламы пришли в отчаяние.
Некоторые предлагали отравить
богдохана, заменить его другим
Живым Буддой, другие
напоминали о больших заслугах
первосвященника в глазах
монголов и всех приверженцев
"желтой веры". Стремясь
умилостивить богов, воздвигли
огромный храм с гигантской
статуей Будды. Это, однако, не
вернуло зрение богдохану, но
инцидент подвиг его помочь тем
ламам, которые намеревались
радикально решить проблему с
его слепотой, самим побыстрее
перейти в новые, более высокие
формы бытия.
Живой Будда постоянно
заботится о процветании церкви
и самой Монголии и
одновременно занимается
всякими пустяками. Одно из его
увлечений - артиллерия.
Отставной русский офицер как-то
подарил ему две старые пушки,
за что получил титул "Тумбаир
Хун", что означает "князь
близкий моему сердцу'" По
праздникам из орудий палили - к
величайшей радости слепого.
Автомобили, граммофоны,
картины, духи, музыкальные
инструменты, редкие звери и
птицы - слоны, гималайские
медведи, обезьяны, индийские
змеи и попугаи - всякими такими
диковинами увлекались во
дворце "Бога", затем,
насытившись, забывали о них.
В Ургу тек непрерывный поток
паломников и подарков со всех
концов ламаистского и
буддийского мира. Однажды
казначей дворца, почтенный
Балма Дорьи привел меня в
просторный зал, где хранились
дары. Я увидел настоящую
сокровищницу, уникальный музей;
такому собранию раритетов
позавидовал бы любой
европейский музей. Отпирая
серебряный замок сундука,
казначей говорил:
- Вот здесь золотые самородки с
Бей-Кема; а тут - черные соболя
из Кемчика; вот
чудодейственные оленьи рога, а
вот - присланный орхонами ларец,
в нем корни женьшеня и
благоуханный мускус; здесь
янтарь с берегов "замерзающего
моря", его вес сто двадцать
четыре лана (около десяти
фунтов), а также драгоценные
камни из Индии и резная
слоновая кость из Китая.
Он показал мне все экспонаты,
помногу и с удовольствием
рассказывая о них. И они
действительно были
великолепны! Мои глаза
останавливались то на связках
редких мехов - белых бобров,
черных соболей, белых, голубых
и чернобурых лис, черных барсов;
то на миниатюрных черепаховых
ларцах, в которых, однако,
умещались хадаки из тончайшего,
как паутинка, индийского шелка,
длиной от десяти до пятнадцати
ярдов; то на полных жемчужин
мешочках из тканой золотом
пряжи - подарках индийских радж;
то на бесценных перстнях с
рубинами и сапфирами -подношениях
из Китая и Индии; то на больших
камнях жадеита,
неотшлифованных бриллиантах;
то на инкрустированных золотом,
жемчугом и драгоценными
каменьями слоновых бивнях; то
на красочных одеяниях, шитых
золотом и серебром; то на
моржовых бивнях с резными
орнаментами, выполненными
первобытными художниками с
берегов Берингова моря, и еще
на многом другом, о чем не имею
времени поведать. В отдельной
комнате стояли статуэтки Будд,
изготовленные из золота,
серебра, бронзы, слоновой кости,
перламутра, а также из редких
пород и оттенков дерева.
- Как вам известно, завоеватели,
приходя в страну, где почитают
богов, всегда разбивают их
изображения. Так случилось
более трехсот лет назад, когда
калмыки вошли в Тибет, то же
самое повторилось и в 1900 году,
когда европейские войска
заняли Пекин. А знаете, почему
они так поступают? Возьмите
любую статуэтку и внимательно
осмотрите ее.
Я взял ближайшего ко мне
деревянного Будду и начал
тщательно изучать его. Внутри
он был полый, там что-то
перекатывалось. - Слышите? -
спросил лама. - Там драгоценные
камни и слитки золота -
внутренности бога. Вот почему
завоеватели разносят
вдребезги кумиров. Многие
известные на весь мир
драгоценности извлечены из
лона индийских, вавилонских и
китайских божеств.
Библиотека занимала во дворце
несколько комнат, на полках
стояли книги и рукописи разных
эпох - на многочисленных языках
и на всевозможнейшие темы.
Многие из них ветшали и
рассыпались; чтобы замедлить
этот процесс, ламы пропитывали
страницы и корешки особым
укрепляющим раствором. Там же
хранились глиняные таблицы с
клинописью, очевидно
вавилонского происхождения;
китайские, индийские и
тибетские книги соседствовали
с монгольскими; среди них я
видел фолианты буддийских
канонических сочинений - "чистого"
буддизма, книги "красных
шапок" - "искаженного"
буддизма и "желтой секты"
ламаистского буддизма; а также
сборники преданий, легенд и
притч. Ламы самым тщательным
образом изучали эти документы
и переписывали от руки,
стремясь сохранить древнюю
мудрость для своих преемников.
В отдельной комнате хранились
тайные книги по магии, а также
жития и труды тридцати одного
Живого Будды, буллы далай-ламы,
первосвященника Таши Лумпо,
хутухты Утая из Китая, пандита-гэгэна
Дулунора из Внутренней
Монголии и Ста китайских
мудрецов. Только сам богдо-хутухта
и марамба Та-Римпо-Ча могли
посещать это хранилище тайного
знания. Ключи от него покоились
в сундуке, стоящем в личных
покоях Живого Будды вместе с
печатями и рубиновым перстнем
Чингисхана с вензелем в виде
свастики.
В окружение его Святейшества
входят пять тысяч лам разного
ранга - от простых слуг до
советников "Бога",
составляющих правительство. В
их числе - все четыре
монгольских хана и пять
наиболее родовитых князей.
Наибольший интерес
представляют три категории лам,
об этом мне сказал сам Живой
Будда во время моего визита к
нему с Джам Болоном.
"Бог" сетовал по поводу
растущей распущенности лам,
предпочитающих вести жизнь в
праздности и роскоши, что
способствовало снижению в их
среде числа ясновидцев и
предсказателей:
- Если бы монастыри Яхансти и
Нарабанчи не сохраняли в
первоначальной строгости
устав, в Та-Куре вовсе не было
бы пророков и вещунов. Ведь
боги забрали от нас Барун Абага
Нара, Дорчюл-Джурдока и других
святых лам, прозревавших то,
что сокрыто от взора простых
людей.
Эта категория лам очень
почитаема - ведь каждого
именитого гостя Урги
непременно покажут ламе-предсказателю,
часто втайне от самого гостя,
чтобы богдо-хутухта,
располагая сведениями о
прошлом и будущем гостя, знал,
как его принять и как держаться
с ним в дальнейшем. Обычно
предсказатели -худые,
изможденные старики, ведущие
аскетическую жизнь, хотя
встречаются среди них и
молодые люди, почти дети. Это те
же хубилганы, "воплощенные
боги" - будущие хутухты и
гэгэны монгольских монастырей.
Вторая категория - врачи или Та-ламы.
Они изучают действие на людей
различных растительных и
животных снадобий, сохраняют
рецепты и методы древней
тибетской медицины,
совершенствуют свои знания в
области анатомии, не имея
понятия о вивисекции и
скальпеле. Они искуснейшие
костоправы, массажисты,
великие мастера в гипнозе и
животном магнетизме.
Третья категория - так
называемые, врачи-отравители,
"доктора политической
медицины", большие знатоки
своего дела, в основном тибетцы
и калмыки. Они живут отдельно
от своих коллег и являются
мощным молчаливым орудием в
руках Живого Будды. Мне
говорили, что почти все они
немые. Я видел одного такого
медика - того самого, что
отравил врача, посланного
китайским императором для "ликвидации"
Живого Будды. Это был крошечный,
белый как лунь старикашка с
пучком редких седых волос на
подбородке и необычайно живыми
глазами, они так и бегали по
сторонам. Стоило ему заявиться
в какой-нибудь монастырь, как
местный "Бог" тут же
переставал пить и есть,
опасаясь сюрпризов от этого
монгольского Локуста. Но
несчастный был все равно
обречен - его, избранную
богдоханом жертву, могли убить
с помощью пропитанных
отравленным раствором шапочки,
рубашки, туфель, четок, уздечки,
книги и различных предметов
религиозного культа.
Слепого первосвященника
окружают безграничное
почитание и преданность - при
аудиенции все падают перед ним
ниц. Ханы и хутухты подползают
к нему на коленях. Он весь
окутан древней восточной
тайной. Этот вечно пьяный
слепец, с восторгом слушающий
набившие оскомину оперные арии,
любящий попугать своих слуг
током от динамомашины,
жестокий старик, не моргнув
глазом убирающий своих
политических врагов, лама,
держащий народ в невежестве и
обманывающий его своими
пророчествами и
предсказаниями, наделен тем не
менее сверхестественными
способностями.
Однажды мы сидели в его личных
покоях, и князь Джам Болон
переводил богдохану мой
рассказ о мировой войне. Старик
внимательно следил за
рассказом, а потом вдруг,
широко раскрыв невидящие глаза,
начал прислушиваться к неким
доносящимся извне звукам. Лицо
его приняло почтительно-просительное
и испуганное выражение.
- Меня призывают боги, -
прошептал он и медленно
прошаркал в свою молельню, где
около двух часов, застыв на
коленях, как изваяние, молился
вслух. Молясь, он беседовал с
невидимыми богами, задавал им
вопросы, на которые сам же и
отвечал. Вновь появился он
перед нами бледный и
обессилевший, но радостный и
духовно просветленный. Так
свершается его личная молитва.
Во время храмовых богослужений
он не возносит вместе с другими
молитвы богам, ибо сам является
тогда "Богом". Его вносят
на троне в алтарь, и ламы вместе
с прочими верующими оказывают
ему божеские почести. К нему
посылают люди молитвы, надежды,
перед ним льют слезы, делясь
горестями и бедами, он же
выслушивает все невозмутимо,
глядя прямо перед собой
острыми, блестящими, хотя и
невидящими глазами. Во время
службы ламы меняют на нем
одежды и венцы, комбинируя
различные сочетания желтого с
красным. Заключает
богослужение торжественная
церемония: Живой Будда
благословляет присутствующих,
поворачиваясь поочередно во
все стороны света, и наконец
замирает, простирая длани к
северо-западу, то есть к Европе,
куда, согласно заветам Желтой
веры, будет распространяться
учение мудрейшего Будды.
После собственной сердечной
молитвы или долгих храмовых
служб богдохан обычно
взволнован и часто призывает
секретарей, диктуя им свои
пророчества и видения - всегда
запутанные и неясные, которые
сам он предпочитает не
растолковывать.
Иногда со словами - "души
вступают со мной в связь" он
облачается в белоснежнейшие
одежды и идет в свою молельню.
Тогда врата дворца наглухо
запираются, а ламы погружаются
в состояние священного,
мистического ужаса; они
молятся, перебирая четки и
повторяя шепотом: "Да
пребудет вечно Великий лама на
цветке лотоса!", вращают
молитвенные колеса или
изгоняют злых духов; астрологи
составляют гороскопы;
ясновидцы заносят на бумагу
свои видения, а марамбы
раскрывают древние книги,
пытаясь найти объяснение
словам Живого Будды.
Глава
сорок первая
Пыль веков
Случалось ли вам бывать в
затянутых паутиной и плесенью
подвалах древних замков где-нибудь
в Италии, Франции или Англии?
Вот где сокрыта пыль веков! А
ведь она могла касаться лиц,
шлемов или мечей императора
Августа, Людовика Святого,
Великого инквизитора, Галилея
или короля Ричарда! При мысли
об этом сердце бьется быстрее и
вы начинаете чувствовать
уважение к этим немым
свидетелям минувших веков.
Похожее чувство пережил я в Та-Куре,
но оно было глубже и
реалистичней. Ведь жизнь здесь
за восемь столетий почти не
изменилась - люди живут прошлым,
а современность, грубо
вторгаясь в рутину жизни,
только усложняет ее,
препятствуя нормальному
развитию.
- Сегодня великий день, - сказал
в один из моих приходов Живой
Будда, - день торжества
буддизма над прочими религиями.
Это случилось давно. В этот
день хан Хубилай призвал к себе
лам, молящихся разным богам, и
потребовал, чтобы они открыли
ему, как и во что они верят. Они,
как могли, расхваливали своих
богов и священников.
Разгорелся спор. Только один
лама хранил молчание. Наконец
он, насмешливо улыбнувшись,
сказал:
- Великий император! Прикажи
каждому из нас
продемонстрировать мощь своих
богов, совершив чудо, а потом уж
суди, чей Бог лучше.
Хубилай- хан, последовав совету,
приказал ламам показать, на что
способны их боги, но
сконфуженные ламы только
молчали, расписавшись в
собственном бессилии.
- Тогда сам покажи могущество
твоих богов, -сказал император
ламе, поставившему такое
условие.
Лама, не говоря ни слова,
посмотрел на императора долгим
взором, затем перевел взгляд на
всех собравшихся и простер
перед собой руки. В ту же минуту
золотой кубок императора
оторвался от стола и поплыл к
губам властелина. Сделав
глоток, император почувствовал
сладостный вкус напитка. Все
стояли как громом пораженные, а
император произнес: - Твой Бог
станет и моим Богом; ему будут
молиться все мои подданные. Но
расскажи, какой ты веры? Кто ты
и откуда пришел?
- Учение мудрейшего Будды, - моя
вера. А сам я - пандита-лама,
Туржо Гамба, из далекого и
славного монастыря Сакья в
Тибете, где обитает
воплощенный в человеческом
теле дух великого Будды, его
мудрость и сила. Знай,
император, народы принявшие
буддизм, распространят свою
власть на страны Запада и через
восемь веков и одиннадцать лет
наша вера одержит победу над
всеми остальными верованиями. -
Вот что произошло в
сегодняшний день много
столетий назад! Лама Туржо
Гамба не вернулся в Тибет, а
обосновался в Та-Куре, где в то
время действовал лишь один
маленький храм. Отсюда он ездил
к императору в Каракорум, а
затем вместе с ним в столицу
Китая, постоянно укрепляя
могущественного властелина в
вере, провидя положение
государственных дел и
просвещая его в соответствии с
волей Бога.
Живой Будда замолчал,
прошептал молитву и затем
продолжал:
- Урга, древнейшая колыбель
буддизма… Вместе с воинством
Чингисхана на завоевание
европейского континента
отправились олеты или калмыки.
Они не вернулись и почти
столетия жили на российских
просторах. Когда же ламы "желтой
веры" призвали их на борьбу с
властителями Тибета - "красношапочниками",
угнетавшими народ, они
откликнулись на зов. Калмыки
защитили "желтую веру" и
тогда же поняли, что Лхаса
слишком далека от остального
мира и вряд ли сможет
распространить оттуда свою
веру по всему свету. Поэтому
калмыцкий хан Гуши привез из
Тибета святого ламу, Ундур-гэнэна*
(Ундур- гэгэн (1635-1724) -первый
богдо-гэгэн Монголии после
утверждения ламаизма в
середине XVII в), видевшего
самого Царя Мира. С этого
времени богдо-гэгэн жил
постоянно в Урге, став борцом
за свободу Монголии и
покровителем китайских
императоров монгольского
происхождения. Ундур-гэгэн
стал первый Живым Буддой на
монгольской земле. Нам, своим
преемникам, он оставил кольцо
Чингисхана, послание старинной
книги. Лама забубнил: - Когда
Гуши-хан, вождь олетов Хубилай-ханом
далай-ламе в знак восхищения
показанным Туржо Гамбой чудом;
оставил и кубок, изготовленный
из черепа загадочного
индийского мага, великого
чародея, из него пил во время
храмовых церемоний король
Тибета Стронгцан - пил
шестнадцать веков тому назад; а
также высеченную из камня
древнюю статую Будды,
привезенную из Дели
основателем "желтой веры"
Паспой.
Богдо хлопнул в ладоши, и тут же
один из секретарей подал ему
завернутый в красный платок
большой серебряный ключ,
которым он открыл сундук, где
хранились печати. Живой Будда
запустил в него руки и вытащил
небольшой ларчик слоновой
кости, из которого извлек
крупное золотое кольцо с
великолепным рубином,
вправленным в свастику.
- Это кольцо постоянно носили
на правой руке Чингисхан и
Хубилай-хан.
Секретарь запер сундук; затем
богдо приказал пригласить в
покои его любимого марамбу,
чтобы тот прочитал несколько
страниц из лежащей на столе или
калмыков, разбил "красношапочников',
он привез с собой
чудодейственный "черный
камень", посланный далай-ламе
Царем Мира. Гуши-хан собирался
основать в Западной Монголии
столицу "желтой веры", но
олеты в это время находились в
состоянии войны с императорами
из маньчжурской династии за
китайский трон и терпели одно
поражение за другим. Последний
хан олетов, Амурсана, бежал в
Россию, но перед побегом успел
переправить священный "черный
камень" в Ургу. Пока камень
оставался в Урге, и Живой Будда
благословлял им народ, болезни
и прочие беды обходили
монголов и их скот. Но сто лет
назад священный камень
похитили, и с тех пор буддисты
тщетно ищут его по всему свету.
После его исчезновения
монгольский народ стал
постепенно вымирать.
- Хватит! - оборвал ламу богдо-гэгэн.
- Соседи презирают нас. Они
забыли, что когда-то мы были их
господами, но ничего - мы
поддерживаем наши древние
традиции, и потому непременно
наступит день торжества для
монгольских народов и "желтой
веры". У нас есть подлинные
хранители веры - буряты. Они
оберегают заветы Чингисхана.
Вот что говорили Живой Будда и
старинные книги.
Глава
сорок вторая
Книги чудес
Князь Джам Болон попросил
марамбу показать нам
библиотеку Живого Будды. Там
были собраны книги, в которых
рассказывалось о чудесах,
творимых Живыми Буддами
прошлого и настоящего, начиная
с Ундур-гэгэна и кончая
гэгэнами и хутухтами -
настоятелями разбросанных по
всей Монголии монастырей.
Копии книг рассылались по
ламаистским монастырям, храмам,
школам баньди. Марамба
прочитал наугад два отрывка:
- Блаженный богдо-гэгэн дохнул
на зеркало. И тут же на его
поверхности, словно в дымке,
проступила долина, где бились
тысячи воинов… - Любимец богов,
мудрейший Живой Будда,
воскуряя фимиам, просил богов
открыть, что сулит будущее
князьям. Неожиданно в клубах
голубоватого дыма все увидели
мрачную темницу и мертвенно
бледные, изуродованные тела
убиенных князей…
Одна из книг, с которой сняли
уже более тысячи копий, была
посвящена чудесам, сотворенным
нынешним Живым Буддой. Князь
Джам Болон познакомил меня с
некоторыми из них.
- У нас есть здесь старинное
деревянное изображение Будды с
открытыми глазами. Его вывезли
из Индии; богдо-гэгэн установил
Будду в алтаре и молился перед
ним. Однажды, вернувшись из
молельни, он приказал вынести
оттуда статую. Когда приказ был
исполнен, все застыли в
изумлении: глаза Бога были
теперь закрыты, по щекам
струились слезы, а из дерева
потянулись зеленые ростки. И
тогда богдохан изрек: "Меня
ожидают одновременно горе и
радость. Я ослепну, а Монголия
будет свободной"
Пророчество это сбылось. Был
еще один случай. Живой Будда
казался очень взволнованным,
он повелел принести таз с водой
и поставить его перед алтарем.
Призвав лам, он приступил к
молитве. Вдруг свечи и фонарики
зажглись сами по себе, а вода в
тазу начала колыхаться.
Еще князь рассказал мне, что
богдохан гадает на свежей
крови, на поверхности которой
проступают слова и картины; на
внутренностях овец и коз - по их
расположению он провидит
судьбу князей и читает их мысли;
на камнях и костях, угадывая по
ним людской жребий; а также по
звездам - следя за их
расположением, Живой Будда
изготовляет амулеты от пуль и
различных болезней.
- Предыдущий богдохан
предсказывал судьбу только с
помощью "черного камня", -
сказал марамба. - На нем
появлялись тибетские надписи,
богдохан читал их и провидел
судьбы целых народов.
Когда марамба упомянул о
проступающих на "черном
камне" тибетских надписях, я
подумал, вспомнив один случай,
что это весьма возможно. На юго-востоке
Урянхайского края, где-то в
районе Улан-Тайги я как-то
набрел на залежи гниющего
черного сланца. Камни покрывал
белесый налет - замысловатый
узор вызывал в памяти
венецианские кружева или
таинственные рунические
письмена. На мокром камне эти
узоры исчезали, на сухом -
проступали вновь.
Никто не имеет права
обращаться к Живому Будде с
просьбой предсказать судьбу.
Он занимается этим только по
вдохновению или по просьбе
далай-ламы или таши-ламы. Когда
русский царь Александр I попал
под влияние мистически
настроенной баронессы
Крюденер, он отрядил к Живому
Будде специального посланца с
просьбой открыть монарху его
судьбу. Богдохан, тогда еще
совсем молодой человек,
предсказал по "черному камню",
что царь окончит свои дни всеми
гонимый - в скитаниях и
забвении.
В России и сейчас простой народ
верит, что Александр I провел
последние годы жизни,
бродяжничая по России и Сибири
под именем Федора Кузьмича,
помогая страждущим, утешая
арестантов и нищих. По преданию,
старец умер в Томске, там и
сейчас стоит дом, где он жил
перед смертью; могила его свято
почитается, к ней стекаются
паломники, там свершаются
чудеса. Представители династии
Романовых не скрывали свой
интерес к личности Федора
Кузьмича, что еще больше
укрепило всех в убеждении, что
тот действительно был
Александром I, добровольно
принявшим обет бедности и
смирения.
Глава
сорок третья
Рождение Живого Будды
Живой Будда не умирает: в день
его формальной смерти душа его
переселяется в новорожденного
младенца, но она может перейти
в другое существо и во время
жизни Будды. Новое земное
воплощение священного духа
Будды почти всегда рождается в
бедной тибетской или
монгольской семье. И это
оправдано. Ведь если Буддой
станет отпрыск богатой
княжеской семьи, это будет
способствовать возвышению
рода и может привести к
неповиновению
священослужителям (в прошлые
века такое случалось), в то
время как бедная неродовитая
семья, подарившая наследника
трона Чингисхана, дорвавшись
до богатств, с готовностью
подчиняется ламам. Только трое
или четверо Живых Будд имели
чисто монгольское
происхождение, остальные были
тибетцами. Лама-хан Яссакту,
советник Живого Будды,
рассказал мне следующее:
- В монастыри Лхасы и Таши-Люмбо
(Ташилунпо) постоянно идут
сообщения из Урги о здоровьи
Живого Будды Когда земная
оболочка его старится и дух
Будды стремится вырваться на
свободу, в тибетских храмах
проводят особые торжественные
богослужения, тщательно
изучаются астрологические
гороскопы. В результате
называются имена нескольких
благочестивых лам, которым
поручают установить, где
именно свершится следующее
воплощение Будды. Ламы
пускаются в путешествие по
стране и ведут тщательное
наблюдение. Иногда сам Бог
посылает им знаки. Это может
быть белый волк, объявившийся у
юрты бедного пастуха, или
родившийся с двумя головами
ягненок, или упавший метеорит.
Некоторые ламы читают имя
нового богдохана на чешуе рыбы
из священного озера Тангри-нур;
другим место поисков и имя
нового перерождения
открывается на трещинах камней;
третьи, удалившись в глухие
горные ущелья, вслушиваются в
голоса духов гор, стараясь
расслышать имя нового
избранника Богов. Когда
кандидат найден, о его семье
тайно собирается вся доступная
информация, а результаты
расследования передаются для
окончательного решения
образованнейшему Таши-ламе по
имени Эрдени (что означает "сокровищница
познаний"). Если он одобряет
выбор, то шлет тайное послание
далай-ламе, который совершает
тогда жертвоприношение в храме
"Дух гор" и ставит на
послание таши-ламы свою
большую печать - в знак
согласия с результатами
выборов.
Если прежний Живой Будда еще
жив, имя его преемника держится
в тайне; если же дух Будды уже
покинул тело богдохана, из
Тибета в Ургу направляются
особые посыльные, везущие
нового Живого Будду. Так же
происходят выборы гэгэнов и
хутухт в ламаистских
монастырях Монголии, но в этом
случае кандидатуру утверждает
Живой Будда, а в Лхасу сообщают
лишь о принятом решении.
Глава
сорок четвертая
Место, занимаемое в истории
теперешним Живым Буддой
Нынешний богдохан внешней
Монголии по происхождению
тибетец, выходец из бедной
семьи, живущей в окрестностях
Сакья-Куре, что в западном
Тибете. С юных лет он славился
своим пылким, энергичным
характером. Богдохан одержим
идеей независимости и величия
Монголии, продолжением дела
Чингисхана. Этим он добился
влияния у лам, князей и
монгольских ханов, а также у
русских властей, стремящихся
привлечь его на свою сторону.
Он не побоялся оказаться в
немилости у маньчжурской
династии Китая, но всегда мог
рассчитывать на помощь России,
Тибета, бурятов и киргизов,
снабжавших его деньгами,
оружием, воинами и оказывающих
дипломатическую поддержку.
Китайские императоры
побаивались вести открытую
войну с Живым Буддой -это могло
не понравиться местным
буддистам. Как-то они направили
к богдохану искусного врача-отравителя,
но Живой Будда тут же понял
подноготную этой медицинской
помощи и, зная о силе азиатских
ядов, решил в срочном порядке
предпринять путешествие по
тибетским и монгольским
монастырям. Вместо себя он
оставил хубилгана, который
свел дружбу с китайским
доктором и выпытал у него цель
его посещения. Вскоре китаец по
непонятным причинам скончался,
и Живой Будда вернулся в свою
комфортабельную резиденцию.
Был еще один случай, когда
жизни богдохана угрожала
опасность. В Лхасе решили, что
Живой Будда проводит слишком
уж независимую от Тибета
политику. Далай-лама вступил в
переговоры с несколькими
ханами и князьями во главе с
Сайн-нойон-ханом и Яссакту-ханом
и убедил их в необходимости
переселения духа Будды в
другую человеческую оболочку.
Ханы прибыли в Ургу, где
богдохан встретил их с
царскими почестями и устроил в
честь гостей великолепный
праздник. На пиру заговорщики
решили было, что план далай-ламы
с легкостью удастся. Однако к
концу празднества в головах у
них воцарилась сумятица, а
ночью ханы благополучно
перешли в мир иной, и все
прожекты Лхасы умерли вместе с
ними. Живой Будда приказал
доставить тела почивших семьям,
соблюдая все приличествующие
их положению почести.
Богдохан знает все сокровенные
мысли, все передвижения по
стране князей и ханов, и стоит
кому-то начать плести заговор,
как глава недовольных любезно
приглашается в Ургу, откуда не
возвращается живым.
Китайское правительство
вознамерилось положить конец
правлению Живых Будд.
Прекратив, для видимости,
борьбу с первосвященником Урги,
оно затеяло следующую интригу.
Пекинские правители
пригласили в столицу пандита-гэгэна
из Доло-нура и главу китайских
ламаистов, хутухту Утая, не
признававших главенства
Живого Будды. Внимательно
изучив старинные буддийские
тексты, они пришли к выводу, что
нынешний богдохан станет
последним Живым Буддой, так как
та часть духа Будды, что живет в
богдоханах, способна
возрождаться в человеческом
теле только тридцать один раз.
Богдохан - тридцать первое
перерождение Будды со времен
Ундур-гэгэна, значит, с ним и
должна оборваться династия
первосвященников Урги.
Прослышав об этих изысканиях,
богдохан сам зарылся в
священные книги и вычитал в
старых тибетских рукописях,
что один тибетский
первосвященник в свое время
женился, и в его сына дух Будды
перешел естественным образом.
Богдохан последовал этому
примеру, женился и теперь имел
сына - способного и энергичного
молодого человека; таким
образом трон Чингисхана не
опустеет. С тех пор
маньчжурская династия
китайских императоров успела
сойти с политической сцены, а
Живой Будда все еще остается
знаменем пан-азиатской идеи.
Новые китайские власти в 1920
году арестовали Живого Будду в
его дворце, но уже в начале 1921
года барон Унгерн, перевалив
через священную гору Богдо-Ула,
подступил ко дворцу с
незащищенной стороны.
Тибетские лучники быстро
перестреляли китайских
часовых, а монголы тем временем
проникли во дворец и похитили
своего "Бога", который тут
же поднял всю Монголию,
пробудив надежды у азиатских
народов и племен.
Во дворце богдохана лама
показал мне покрытую бесценным
ковром шкатулку, где хранятся
буллы далай-ламы и таши-ламы,
указы русских и китайских
императоров и договор с
Россией, Китаем и Тибетом. В той
же шкатулке находится медная
тарелка с мистическим знаком
Царя Мира и запись последнего
видения Живого Будды.
Глава
сорок пятая
Видение, посланное Живому
Будде 17 мая 1921 года
- Я молился и прозрел то, что
сокрыто от людских глаз. Предо
мной простиралась равнина, в
отдалении возвышались горы.
Старый лама нес по равнине
корзину, полную каменьев. Он
еле передвигал ноги. С севера
появился скачущий всадник весь
в белом и на белом коне.
Приблизившись к ламе, он сказал:
- Дай мне корзину. Я помогу тебе
доставить ее в урочище.
Лама протянул ему тяжелую ношу,
но всадник не смог поднять ее, и
ламе пришлось вновь взвалить
корзину на плечи и продолжить
путь, сгибаясь под ее тяжестью.
Но вот с севера прискакал еще
один всадник - на черном коне и
в черных одеждах, и сказал он
ламе:
- Глупец! Зачем несешь ты эти
камни?! Ведь они есть всюду.
Сказав это, всадник направил
своего коня на ламу, и тот от
толчка рассыпал камни.
Коснувшись земли, камни тут же
превратились в бриллианты. Все
трое бросились подбирать их, но
не смогли даже оторвать от
земли. И тогда старый лама
воскликнул:
- О, Боги! Всю жизнь я нес эту
тяжелую ношу и теперь, когда
путь мой близится к концу, все
потеряно! Помогите мне,
могущественные и милостивые
Боги!
Вдруг неведомо откуда появился,
ковыляя, старец. Он без всякого
труда собрал бриллианты,
обтерев с них предварительно
пыль, взвалил корзину на плечо
и пустился в путь, сказав ламе:
- Отдохни немного. Я уже донес
свою ношу и с радостью помогу
тебе.
Они медленно двинулись вперед
и скоро скрылись из вида, а
всадники тем временем вступили
в единоборство. Они сражались
весь день и всю ночь, а к утру
следующего дня на этом месте не
было никого, ни живых, ни
мертвых. Не осталось даже
никаких следов. Вот что увидел
я, богдо-хутухта-хан, беседуя с
Великим и Мудрым Буддой в
окружении добрых и злых духов!
Растолкуйте мое видение,
просвещенные ламы, хутухты,
кампо, марамбы и святые гэгэны!
Это видение было записано в
моем присутствии семнадцатого
мая 1921 года со слов Живого
Будды после того, как он
покинул свою личную молельню и
вступил в кабинет. Я не знаю,
как истолковали видение
хутухты и гэгэны, прорицатели,
маги и ясновидцы, но для
всякого, знающего нынешнюю
ситуацию в Азии, ответ ясен.
Пробудившаяся Азия таит
множество загадок, но в ней
можно найти и ответы на вечные
вопросы человечества. Великий
континент таинственных
первосвященников, "живых
богов", махатм, чтецов
жестокой книги Кармы проснулся,
и по океану из сотен миллионов
человеческих судеб
прокатились мощные валы.
Продолжение...
Ссылки по
теме:
Фотоальбом
по Монголии, (фотограф и
участник экспедиции -
Аверьянов Сергей)
|