Главная
страница Личный
опыт путешествий по странам
СТРАНА
ЧЕСТНЫХ ПАРАШЮТИСТОВ.
(Николай
Баландинский, 2007 г.)
Пересечение
нашей буркинийской границы
прошло успешно. Моё первое
соприкосновение с этой страной
состоялось где-то в начале
восьмидесятых, когда я собирал
коллекцию марок под общим
названием «Карта мира».
Конечно, матёрые филателисты
могут меня и сейчас поднять на
смех – вместо кропотливого
собирания марок «по темам» я
собирал марки «по странам». Но
собирание марок всех двухсот
стран мира да еще бывших
колоний было и есть занятие
увлекательное и полезное. Так
вот, в киоске «Союзпечати»
рядом со станцией метро
«Речной Вокзал» я заприметил
набор из четырех марок,
посвященных футболу и
принадлежавших стране под
названием Haute Volta (Верхняя
Вольта). Купить же этот набор я
не мог месяца три: то киоскёр
был болен, то вообще его не было.
Так и смотрел я на Верхнюю
Вольту через витрину. Но в
конце концов купил.
Потом настал 1983 год и о Верхней
Вольте заговорил весь мир.
Молодой капитан Томас Санкара
вместе со своим другом Блэзом
Компаоре совершил военный
переворот и направил страну по
пути строительства социализма.
Этот красивый десантник в
краповом берете смотрелся
очень эффектно. Такой
африканский Че Гевара. Он
переименовал страну в Буркина
Фасо – «Страну честных (достойных)
людей». Красный пояс на западе
Африки замкнулся: в зоне
влияния СССР оказался
громадный массив: Мали, Гвинея,
Бенин, Гана, Буркина Фасо.
Любимая французская колония в
Западной Африке обрела новую
любовь в лице далекой северной
страны. Правда, любовь молодого
капитана и престарелых
генсеков не могла быть
долговечной. С приходом
Горбачова интерес к молодым
прогрессивным офицерам из
развивающихся стран в
Советском Союзе пошел на убыль.
Томас Санкара был убит во время
государственного переворота 15
октября 1987 г.
Томас Санкара провел массовую
вакцинацию буркинийских детей,
открыл множество школ и
больниц, начал распределение
земель среди безземельного
крестьянства, поднял
закупочные цены на
сельхозпродукцию, ввел народно-революционный
суды, одним словом, вёл себя как
настоящий харизматический
реформатор.
Но, по мнению его ближайшего
соратника Блэза Компаоре, тоже
офицера и тоже парашютиста,
Санкара изменил делу революции.
Как честный человек Компаоре
просто обязан был исправить
ситуацию. И он исправил,
расстреляв Томаса вместе с
пятнадцатью членами
революционного правительства.
Однако, всё это дела давно
минувших дней. Блэз Компаоре по
сию пору является президентом
Страны Честных Людей и его
приветливое лицо смотрит на
вас с многочисленных портретов
и футболок повсюду в Буркина-Фасо.
Его и его супругу часто
показывают по телевизору.
Вообще, если включить выпуск
буркинийских новостей,
создается впечатление, что вся
страна заседает и проводит
конференции по любому поводу.
Честно говоря, меня такая
картина просто умиляет. Дай Бог,
и у нас годика через два будут
показывать одни торжественные
заседания и конференции; жизнь
в стране наладится, будет течь
она неторопливо и спокойно,
народ будет счастлив, а если
будет плакать иногда, то только
от радости.
Россию часто сравнивали с
Буркина-Фасо, так что мы с нею
просто братские страны. Когда
хотели показать, какая Россия
отсталая, её ВВП сравнивали с
ВВП Буркина-Фасо. Сейчас другие
времена. Про ВВП в Буркина-Фасо
знают, конечно, и уважают. Но
Ющенко они уважают тоже. И
самое трогательное во всем
этом то, что Украина дорожит
дружбою со Страной Честных
Людей:
ИЗ СООБЩЕНИЙ УКРАИНСКОЙ ПРЕССЫ:
«…В МИД Украины поступило
приветствие от президента
Буркина Фасо Блеза Компаоре в
адрес Виктора Ющенко в связи с
его избранием на должность
президента Украины. Об этом
сообщил глава пресс-службы МИД
Украины Маркиян Лубкивский.
«Ваше избрание на самую
высокую должность в стране
свидетельствует о доверии и
уважении, с которым относятся к
Вам граждане Украины. Это также
является проявлением Ваших
личных качеств как человека,
который имеет четкое видение
их стремлений и надежд», -
говорится в послании.
Президент Буркина Фасо выразил
убеждение, что во время
президентства Ющенко
существующие отношения дружбы
и сотрудничества между двумя
странами обретут новую
динамику.
Компаоре пожелал успехов и
благополучия всем гражданам
Украины».
Пожелаем и мы того же гражданам
Украины, даже тем, кто
находится на территории РФ
нелегально, и продолжим наше
вполне легальное путешествие
по Буркина Фасо.
Мы приехали в город Бобо-Диуласо
уже к вечеру, но поскольку
времени до заката было еще два
часа, я направил наш автобус в
деревеньку Коро, что в семи
километрах от центра города.
Бобо-Диуласо является вторым
по величине городом Буркина-Фасо,
и, по сути – его второй
столицей. Объезжали город мы
довольно долго, но нужно
учитывать, что его солидные
размеры обманчивы –
большинство домов одноэтажные
и именно этим объясняется
столь большая площадь города.
К деревне Коро можно подъехать
по грунтовке. Сразу бросается в
глаза отличие Буркина Фасо от
Мали: при подъезде ко всем мало-мальски
значимым для туристов объектам
стоят будки. Кассиры собирают
мзду с туристов (обычно около
1000 франков) за посещение. В Мали
такого нет, хотя своя
«туристская такса» существует
и в Дженне, и в Томбукту. Но там
будки не стоят, всё как-то
завуалировано. В самой
деревеньке почти нет жителей –
все ушли в поля до конца сезона.
Коро – это родовое гнездо для
дюжины больших семей. Здесь
похоронены их предки, здесь же
их родовые фетиши, которым
приносят в жертву курицу. Коро
– деревня фетишистов, к коим
себя причисляет добрая
половина населения Буркина-Фасо.
Деревня лепится на скалах, но
сами дома невзрачны. Кроме
нескольких женщин, детей и
деревенской сумасшедшей мы
никого там не встретили.
В Бобо-Диуласо мы поселились в
отеле, полном романтики времен
гражданской войны. Во-первых,
он носил название «Антанта» (Entente),
во-вторых, в моем номере, по
всей видимости, находился
арсенал. Я не мог сначала
понять, для чего в тридцати
сантиметрах от пола сделаны
массивные бронированные двери
в заклепках и с мощными
засовами. Оказалось, это просто
шкафчики. Вероятно, в этих
сейфах Оссендовский хранил
золото Колчака. В ванной
комнате можно было помыть
взвод солдат. Наверное, раньше
здесь была кардегардия.
Главных
достопримечательностей в Бобо-Диуласо
три. Первая – это Большая
Мечеть, построенная около 1880-го
года из банко в «суданском»
стиле. Она гораздо меньше
Большой Мечети в Дженне и имеет
бледный вид – покрыта
желтоватой известкой.
Смотрится нарядно. Прямо за
мечетью лежит старый город
Бобо-Диуласо, который является
второй достопримечательностью.
Он состоит из трех кварталов –
Кибидуэ, Донома и Тугуссо. В
основном город сформировался в
XIV – XV веках, когда на
территории Буркина-Фасо
существовали государства
народов моси и бобо (Бобо-Диуласо
означает «город бобо и диула»,
угрожавших Империи Мали.
Старый город Бобо-Диуласо –
это мазанки рыжего цвета. Много
мастерских и сувенирных лавок.
Третьея достопримечательность
Бобо-Диуласо – это грязная
речушка, в которой живут
«священные сомы». Местные
жители их подкармливают, но
сами не едят, ибо предков своих
кушать большой грех… А души
людей, как известно,
переселяются в змей,
крокодилов и рыб, т.е. в существ,
связанных с водной стихией.
В Бобо-Диуласо по совету
пограничников мы решили
поставить визу «Антанты». Но в
полицейском участке человека,
ответственного за визы, не было
– он был на каком-то празднике.
Праздники, концерты, фестивали
проходят в Буркина-Фасо
повсеместно и постоянно, так
что чиновники всегда найдут
повод не быть на своем рабочем
месте. Обещали нам поставить
визу ближе к вечеру. Уверили,
что виза будет точно
антантовская… Когда нам
привезли паспорта, червь
сомнения подсказал мне, что
скорее всего это просто
пролонгация той визы, что нам
поставили в паспорт на границе.
По крайней мере, слово
«Антанта» в штампе я не нашел.
Ну ладно, разберемся, узнаем
обо всём эмпирическим путем. Мы
хотели сэкономить страницы в
загранпаспортах, а на деле нам
одна только Страна Честных
Парашютистов по четыре
страницы «закрыла». Правда, с
остальными визами вообще было
весело; Бенин, к примеру, мы без
виз проехали, но об этом позже,
по порядку…
Посольство Буркина-Фасо в
Москве мы сами закрыли, за
долги. Посольству нечем было
платить за коммунальные услуги,
а Лужков как-то не проникся. У
честных людей денег всегда
мало. Однако посольства можно
лишиться и по глупости.
Например, несколько лет тому
назад посол Таиланда в
Нидерландах продал невзначай
здание посольства в Гааге
неизвестным лицам. Подписал
бумагу на голландском языке,
которого не знал (хорош посол в
Голландии, правда?). Пришли
судебные приставы, описали
здание.
Несмотря на свою
хрестоматийную бедность
Буркина-Фасо не производит
впечатления убогой страны. Я
повидал много африканских
стран, и не могу сказать, что
Буркина-Фасо чем-то выделяется
в худшую сторону. Другое дело,
что страна эта сугубо
транзитная для путешествий.
Ехать сюда специально не стоит.
По сравнению с живописными
деревнями и старинными
городами Мали селения
буркинийцев выглядят довольно
банально. Старый город Бобо-Диуласо
не может сравниться со старым
городом Дженне, это факт. Но в
странствовании по Западной
Африке Буркину-Фасо миновать
трудно благодаря её
географическому положению.
Через Бобо-Диуласо и Уагадугу
проходит трансафриканская
автомагистраль, построенная
ещё французскими
колонизаторами. По ней можно
промчаться с ветерком из
Дакара в Хартум. Дорого в
хорошем состоянии, но узкая.
Впрочем, интенсивного движения
на ней не наблюдается.
У Буркины-Фасо теперь есть
«свой» морской порт. Это Котону
в Бенине. Из Уагадугу в Котону
можно проехать за два дня.
Природными богатствами
Буркина-Фасо похвастать не
может, большинство населения
страны живет за счет
натурального хозяйства. При
этом в стране кипит культурная
жизнь. Буркинийская музыка
ценится во всей Западной
Африке, в стране непрерывно
проходят фестивали искусств, в
том числе Всеафриканский
кинофестиваль (раз в два года).
Народная культура Буркина-Фасо
считается одной из наиболее
целостных, хорошо
сохранившихся в Африке. Здесь
живут догоны и лоби,
отличающиеся большим
своеобразием своего уклада.
Лоби известны своими
погребальными ритуалами и
деревянными скульптурами (в
отличие от догонов и бобо,
знаменитых своими масками).
Из Бобо-Диуласо мы поехали в
Банфору, что в восьмидесяти
километрах южнее. Место это
широко разрекламировано.
Однако не стоит рассчитывать
на многое. Эстетический
интерес представляют
причудливые скалы,
образованные выветриванием,
чем-то напоминающие массив
Исалу на Мадагаскаре. Вид
портит трубопровод, который
протянут в самом неподходящем
месте. Хотя, честно говоря,
местным жителям вода нужна, а
не эстетика. Вода из Банфоры
разливается в бутылки и
продается как питьевая – она
здесь отличного качества. Мы
поднялись к каскаду водопадов,
в котором наша группа устроила
помывку. По счастливым лицам
наших купальщиков можно было
всерьез поверить, что
«сказочный отдых» в Буркина-Фасо
лучше, чем в Турции.
Вообще насчет «сказочного
отдыха» не могу не сделать
очередное лирическое
отступление. Недавно наткнулся
в сети на сайт, посвященный (кто
бы мог подумать!) «отдыху в
Мали». Сайт предназначен
просто для продажи, так что
материалов на нем нет
практически никаких. Создатели
надеются, что найдет
покупателя в лице турфирмы,
озабоченной «раскруткой»
этого направления. На главной
странице помещена моя
обрезанная фотография старика-шамана
из страны догонов. Мне было
очень весело, когда я обнаружил
этот сайтик. Удивительно, как
прилипчива эта турагентская
терминология! «Отдых в
Эфиопии», «Отдых в Тибете»,
«Отдых в Мали» - бред сивой
кобылы. Ну какой может быть
отдых в этих краях? Путешествие
с элементами экстрима – это
еще похоже на правду.
В Банфоре мы жили в прекрасном
отеле под названием «Сахарный
тростник». Хозяин – бретонец, и
этот отель можно признать
самым стильным на нашем пути в
Буркина-Фасо. Но как и везде в
Африке, в нём есть хоть
маленькая, хоть самая мизерная,
но недоделанность. Володе
Максимову досталось
прекрасное бунгало, но в нем не
было противомоскитной сетки, и
даже мощный кондиционер не мог
заморозить всех комаров. Кроме
того, на унитазе не было
сиденья. Володя прибежал на
рецепцию отеля возбужденный.
Он повел за собой в бунгало
двух человек из персонала.
После этого он вернулся еще
более возбужденным и
возмущенным. Он негодовал по
поводу того, что они его
унизили.
- Ты представляешь, они стояли и
смеялись мне прямо в лицо!
Так унизить белого человека в
Африке! Но мне самому стало
смешно. Я представил себя на
месте этих двух хлопцев.
Большой белый господин,
яростно жестикулируя и что-то
страстно доказывая на
совершенно непонятном языке,
ведет к себе в бунгало, силой
заводит, буквально запихивает
в туалет, продолжает так же
жестикулировать и что-то
требовать, показывая рукою на
унитаз. Какие всё-таки смешные
эти иностранцы!
«Нам так смешно, так смешно, мы
сейчас просто описаемся!».
«Сейчас вы еще и обкакаетесь –
я водитель автобуса» (Из
анекдота про автобус, который
сам двинулся с места, а
пассажиры смеялись над
мужчиной, который долго бежал
за ним следом).
В отеле подают бретонские
колбаски и настоящий сыр. Кроме
того, из сахарного тростника, в
изобилии произрастающего в
окрестностях Банфоры, делают
«домашний» ром, в том числе и
ароматизированный.
Из Банфоры можно поехать по
грунтовой дороге на восток, в
городок Гауа, в страну лобби.
Правда, дорога эта большую
часть года труднопроходима.
Лоби живут отдельными хуторами,
иностранцев привечают
неохотно. Поездка к ним займет
около трех дней, поэтому мы
возвращаемся на шоссе в
Уагадугу.
Преодолев три четверти пути от
Бобо-Диуласо до столицы мы
делаем остановку в местечке
Сабу. Указатель направляет нас
к «Святилищу Крокодилов».
Культ крокодилов как тотемных
животных повсеместен в
Западной Африке и относится к
древнейшим религиозным
пластам. Змей, дракон, крокодил
– все эти динозавроподобные
существа внушали уважение
древнему человеку, который
нутром чувствовал их еще
большую хтоническую древность.
Он отождествлял их с водной
стихией, и одновременно
поселял в них души умерших
предков. Но в Сабу «культ»
крокодилов перерос в некое
подобие туристического
представления. За скромную
плату вам дозволяется
посмотреть, как служитель с
помощью дохлого цыпленка на
веревочке выманивает
крокодилов из озера. Крокодилы
тут мирные и довольные,
осознающие всю значимость их
присутствия в этих местах. Их
можно подержать за хвост и даже
посидеть на них. Я читал, что
дети даже катаются на спинах
этих священных крокодилов,
подобно тому, как их сверстники
с Соломоновых островов плавают
на спинах акул, таких же
священных.
Конечно, можно дать волю
скепсису и спросить: «Что же
это за священные крокодилы,
которых дозволяется за хвост
дергать?» Но от того, что за
хвост подергали, святости не
убавится, правда?
Уагадугу город большой и
местами даже красивый.
Особенно хорош проспект Кваме
Нкрумы, который бежит от
площади Объединенных Наций к
аэропорту. Памятник на этой
площади в виде железного
глобуса я прозвал Памятником
Географии. Еще один памятник
Географии находится в Москве,
под землей. Где именно? На
станции метро «Площадь
Революции», у головного вагона
в сторону «Курской». Бронзовые
девочки-школьницы
рассматривают глобус. Так что
если я кому-то назначаю встречу
в Москве у памятника Географии,
то это именно там.
В Буркина-Фасо вообще
географию любят. Институт
Географии находится в двух
шагах от дворца президента. В
здании Института есть магазин,
где продают карты страны. Киоск
от Института Географии стоит
напротив аэропорта. Так что с
Географией в Буркине всё
нормально.
Культурных учреждений
достойных посещения в Уагадугу
мало. Национальный музей
являет собой пример долгостроя.
На достаточно обширной
территории построено
несколько бетонных зданий в
псевдоафриканском стиле. Я
заглянул в одно из них через
окно: в маленьком зале
выставлена дюжина экспонатов,
и более ничего. Музей закрыт, и
когда предстанет во всей красе,
непонятно. В Уагадугу есть еще
музей музыки и несколько
превосходных сувенирных
рынков, на которых можно купить
вещи отличного качества. Самые
замечательные произведения –
из бронзы. Попадаются
настоящие шедевры. Цены – от 10
до 1000 Евро.
Из Уагадугу мы поехали в Бенин.
Транспорт пришлось сменить – у
нашего «мерина» безнадежно
отказали тормоза, и мы пересели
на традиционную «Тойоту». Но
это даже к лучшему. Новый
автобус бежал резвее. А это
значит, что до моря-океана
доберемся быстрее. Переночевав
в городке Фада-Нгурма и
затарившись превосходным
тёмным мёдом, по вкусу
напоминавшим каштановый, мы
оказались на границе Бенина…
ЧИТАЙТЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ: «РАДУГА-ЗМЕЙ» (БЕНИН).
«РАДУГА-ЗМЕЙ»
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Президент Буркина-Фасо
Блэз Компаоре |

Мечеть в Бобо-Диуласо |

Томас Санкара в
окружении поклонников в
Звёздном Городке |

Томас Санкара в
окружении поклонниц |

Памятник Географии в
Москве |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ:
История и
культура народов Буркина-Фасо (по
материалам энциклопедии "Африка").
Археологические находки
свидетельствуют о заселении
территории Буркина-Фасо в
эпоху неолита. На Северо-Западе
страны найдены неолитические
стоянки и каменные орудия, на
Юге — остатки древних
укреплений и колодцев, в районе
Ятенга
многочисленные наскальные
рисунки с изображением
охотников и диких животных.
Образование государств моси на
терр Буркина-Фасо большинство
исследователей относят к 13 — 14
вв. Предполагают, что моси
пришли с Северо-Востока Ганы в
начале 11 в, и создали
собственные государства (Государства
Моси), о чем сообщают суданские
хроники 18 в. Моси подчинили
себе автохтонные племена
ньеньесе, груси (гурунси) и буса.
Догон, жившие на Севере,
отступили в горные районы
Хомбори и Бандиагара. В
излучине Нигера моси
образовали государства
раннефеодального типа:
Уагадугу, Ятенга и Тенкодого.
Во главе государства стоял
моро-наба (верховный правитель),
который назначал высших
сановников, управлявших
провинциями. Реальная -ласть в
государстве осуществлял
разветвлённый аппарат, в
котором большую роль играла
аристократия — накомсе,
выходцы из племенной знати,
занимавшие высшие должности
при дворе моронаба. Моро-наба
являлся верховным
распорядителем земли. Часть ее
находилась в его личном
владении, остальную он
передавал сановникам и вождям,
которые собирали дань с
сельских общин. Большое
распространение получило
рабство; в рабов обращали
захваченных во время войн
пленных. В крупнейших
поселениях моси существовали
рынки рабов, Основным занятием
моси было земледелие, в Ятенга
— скотоводство, а также
различные ремёсла. Бобо,груси,гурма,
сенуфо, догон, лоби занимались
охотой, собирательством,
земледелием, ремеслами. У лоби
и догон сохранилось родо-племенное
общество. Гурма создали
раннегосударственное
образование Гурма.
В результате военных походов
правителей моси к 15 в.
расширились их владения на
Севере и Северо-3ападе. Однако
усиливавшаяся власть вождей
некоторых провинций и их
стремление выйти из-под власти
моронаба служили причиной войн.
К концу 17 в.
моси переживали период
политической раздробленности.
К началу 18 в. относится
проникноеение ислама в Буркина-Фасо.
В целях упрочения своей власти
над провинциями моро-наба
Дулугу I принял ислам.
Немногочисленные моси-мусульмане
составляли замкнутую
социальную группу — ярсе. В 1806
г. на Севере страны появились
первые экспедиции европейцев,
основавших здесь свои
поселения.
В 1888 году французский отряд Л.
Бенже проник на Юго-Запад
Буркина-Фасо. В конце 19 в.,
воспользовавшись политической
нестабильностью в гос-ударствах
моси, ослабленных войнами,
Франция начала колониальный
захват страны.
Военная французская
экспедиция под командованием П.
Вуле и Ж. Шануана, жестоко
расправлявшаяся с местным
населением, вынудила моро-наба
Уагадугу подписать в 1897 году
договор с Францией о
протекторате. К началу 20 в. был
полностью завершен захват всех
государств моси, а также
районов, населённых бобо, лоби,
груси. Колония под названием
Верхняя Вольта стала частью
Французской Западной Африки (ФЗА)
с административным центром в г.
Уагадугу. Традиционные
институты моси были
приспособлены к нуждам
колониальной администрации (сбор
налогов, мобилизация местных
жителей на принудительные
работы и др.). В 1904 году Верхняя
Вольта была включена в колонию
Верхий Сенегал— Нигер, в 1919 — 32
годах являлась колонией в
рамках ФЗА, в 1932 г. была
расчленена и входила в состав
БСК, Франц Судана и Нигера.
Тяжёлые трудовые повинности,
массовые насильственные
рекрутирвания солдат в
колониальные войска вызывали
волнения среди африканского
населения.
В 1916 — 17 годах произошли
крупные выступления груси,
лоби, дагари, жестоко
подавленные колонизаторами.
Основой экономики Буркина-Фасо
являлось земледелие и
полукочевое скотоводство.
Страна служила поставщиком
дешёвой рабочей силы на
рудники Золотого Берега и
плантации в прибрежные колонии
— БСК, Дагомею.
5 авг. 1960 Верхняя Вольта была
провозглашена независимой
республикой. 4 августа 1984 года
она стала называться Буркина-Фасо
(Буркина - Родина достойных,
Фасо - Родина революционного
народа).
НАРОДЫ, населяющие Буркина
Фасо в настоящее время:
Около 94% населения составляют
народы, говорящие на нигеро-конголезских
языках. К народам вольтийской
подгруппы относятся моси,
дагари, бирифор, кусаси и
нанкансе, т.е. около половины
населения страны. Лоби живут на
Юго-Западе страны, бобо - на
границе с Мали, к Северо-Востоку
от Бобо-Диуласо. Груси живут в
пограничных с Ганой районах,
гурма - на границе с Бенином,
сенуфо - на Западе страны и на
плато Канкалаба, догон - в
горных районах Бандиагара.
Народы подгруппы манде (сонинке,
само, диула) расселены
отдельными массивами смешанно
с вольтийскими народами на
Северо-Западе страны. На
западноатлантических языках
говорят фульбе, туареги, сонгай.
В городах живут хауса, ливанцы (левантинцы)
и французы.
МОСИ (моссе, мосе) живут в
центральной части Буркина-Фасо
и на Северо-Западе Ганы.
Численность моси в Буркина-Фасо
- около 4 млн. человек.
Живут также в Республике Кот-Дивуар.
Говорят на языке "море".
Создали средневековые
государства Моси. Традиционные
занятия— ручное переложное
земледелие, разведение
крупного и мелкого рогатого
скота, домашней птицы. Развито
отходничество на плантации
какао на Юге Ганы. Традиционные
ремёсла — литье, изготовление
железных орудий, чеканка,гончарство,
плетение.
Сохраняют традиционные
верования, фольклор, часть моси
— христиане (протестанты).
Традиционная скульптура и
маски моси имеют ряд общих черт
с искусством соседних народов (бобо
и догон). Маски тайного
общества Ванго используются во
время погребальных церемоний,
посвященных вождям и
старейшинам, и в
сельскохозяйственных обрядах.
Маски (мужские и женские)
соединяют в себе
слабовыраженные антропо- и
зооморфные черты. Лицо в виде
плоского или вогнутого овала с
треугольными отверстиями
для глаз, разделено по
вертикали на две симметричные
части узкой планкой с
зазубринами В некоторых масках
она расширяется кверху,
образуя морду антилопы. Личины
завершаются либо небольшими
рогами антилопы коба (прямыми у
мужских масок, плавно
изогнутыми у женских), либо
навершием, которое является
наиболее выразительной частью
маски и достигает иногда
высоты двух метров.
Навершия мужских масок —
плоские, расписанные
геометрическим орнаментом или
резные доски. У женских масок
навершия включают стоящую
вытянутую женскую фигуру,
которая опирается
непосредственно на личину или
прислонена к резной фигурной
доске, служащей ей фоном. Все
маски расписываются красно-коричневой,
белой и чёрной красками.
Круглая скульптура (по стилю
близкая к навершиям женских
масок) встречается у моси редко.
ГОСУДАРСТВА
МОСИ возникли в результате
миграции моси из северо-восточной
части современной Ганы (11 — 14
вв.) в бассейны рек Белая Вольта
и Красная Вольта. Согласно
устным преданиям, Уэдраого, сын
дочери правителя дагомба и
охотника. основал вдоль
среднего течения реки Белая
Вольта княжество Тенга Кодого (позже
Тенкодого). Один из сыновей
Уэдраого создал близ
современного города Вахигуя (Уахигуйя)
княжество Зандома. Внук
Уэдраого — Убри, подчинив себе
автохтонные племена ньеньесе,
завоевал территорию до района
Яко и создал княжество
Убритенга со столицей в городе
Лугури. Сын Убри — Ядега создал
на Северо-Западе княжество
Ятенга. Убри стал первым
верховным правителем моси, ему
подчинялись четыре княжества,
фактически самостоятельные, —
Тенкодого,Зандома, Убритенга и
Ятенга, образовавшие так
называемую империю моси со
столицей в городе Лугури. Позже
столица была перенесена в г.
Уагадугу.
Правитель империи считался
главным среди вождей, он носил
титул моронаба. Реальную
власть в государстве
осуществлял иерархизованныи
аппарат, в котором большую роль
играла племенная знать —
накомсе. Во главе госудасртв
стояли мого-наба — высшие
сановники и министры,
назначаемые моро-наба.
Государства в свою очередь
делились на округа,
возглавлявшиеся вождями наба.
Моронаба являлся верховным
распорядите
лем земли, часть ее находилась
в его личном владении, а
основная — в условном держании
его вассалов, собиравших дань с
сельских общин и передававших
её раз в год моро-наба. В
крупнейших поселениях моси
существовали рынки рабов. В
середине 14 в. внутренние распри
привели к распаду империи на
два государства — Ятенга и
Уагадугу, правитель последнего
по традиции продолжал
считаться старшим. т. е. моро-наба.
В 15 в. государства моси
принадлежали к самым
могущественным в Западной
Африке. Военные походы
правителей моси расширили их
границы далеко на Север и
Северо-Запад.
Наибольшего расцвета
государства моси достигли в 16 в.,
однако стремление их
правителей выйти из-под власти
моронаба привели к длительным
войнам, значительно ослабившим
центральную власть. В 19 в.
государства моси переживали
период политической
раздробленности. Внутренние
противоречия, борьба за власть
между правителями госудасртв
облегчили французским
колонизаторам захват
государств моси и включение их
в состав Генерал-губернаторства
Французская Западная Африка.
Тем не менее моро-наба удалось
сохранить символическую
власть и его двор существует
наряду с центр властью и в
независимой Буркина-Фасо.
Некоторые вожди моси участвуют
в политической жизни Буркина-Фасо,
занимаются
предпринимательской
деятельностью.
ЯТЕНГА (от Ядега тенга — земля
Ядеги), государство моси в 14 — 19
вв. на Северо-Западе
современной Буркина-Фасо. В 13 в.
Ядега, сын Убри, основателя
империи моси, создал княжество
под названием Ятенга. Расширив
свои владения за счет соседних
княжеств Гурси, Зитенга, Писила
и Лаго, Ядега возглавил
государство, которое вошло в
состав империи моси.
Правители Ятенги, отличавшиеся
воинственностью, и в
дальнейшем проводили активную
захватническую политику. Ими
были покорены независимые
княжества моси — Сомниага и
Зандома. В кон. 14 в. правитель
Ятенги Геда добился раздела
империи на два государства —
Ятенга и Уагадугу. В 15 в. Ятенга
на короткое время захватила
один из важнейших торговых
городов государства Сонгай (на
территории Мали) — Валату. В 16—17
вв. продолжалась дальнейшая
консолидация Ятенги. Большое
распространение получило
рабство; в рабов обращали
захваченных во время войн
пленных.
Политика захвата
сопровождалась заменой
правителей присоединенных
территорий родственниками
верховного правителя Ятенги,
что порождало соперничество
между вождями. Во время
правления набы (вождя) Канго (1754
— 1787) Ятенга представляла
собой хорошо организованное
государство со столицей в г.
Вахигуя.
Ятенга-наба являлся абсолютным
монархом и правил с помощью
четырех высших сановников и
военного вождя. Для укрепления
государства правители Ятенги
постоянно совершенствовали
административную систему. Тем
не менее в княжествах Ятенги
шла ожесточённая борьба за
власть, ослаблявшая
государство. В 1885 наба Баого,
против которого выступили
другие претенденты на престол,
обратился за помощью и
покровительством к
французским завоевателям, что
положило конец
самостоятельному
существованию государства
Ятенга.
УАГАДУГУ (Ouagadougou) - государство
моси в 13 — 19 вв, в бассейне
Белой и Красной Вольты (территория
бывшей Верхней Вольты,
современной Буркина-Фасо). В 12 в.
Убри из династии Уэдраого,
основателя первого
государства моси, обосновался
в районе Зиньяра и Гилонгу,
создав княжество под названием
Убритенга (земля Убри), которое
вошло в состав «империи» моси.
Подчинив себе автохтонные
племена ньеньесе и оттеснив
догон в горные районы
Бандиагара, а гурунси на Юго-Запад,
Убри расширил владения на
Восток и Северо-Восток до
районов Яко и Кудугу. Убритенга
стало одним из наиболее
могущественных государств в
"империи моси". В 14 в.
«империя» была разделена на
два государства — Ятенга и
Уагадугу, большую часть
которого составило Убритенга.
Резиденцией моро-наба (верховного
правителя) Уагадугу стал г.
Лугури (в 8 км от совр. Уагадугу),
бывший столицей «империи». В
середине 16 в было завершено
создание централизованного
государства. Моро-наба обладал
абсолютной властью над своими
вассалами-министрами, вершил
суд, назначал вождей.
Моро-наба Кумдумей и его
преемники продолжали политику
дальнейшей консолидации
государства и его расширения
за счет захвата соседних
княжеств гурунси. В середине 17
в. резиденция моро-наба была
перенесена в город Уагадугу. С
конца 17 в. в Уагадугу наступил
период политической
раздробленности. Стремление
правителей некоторых
провинций выйти из-под власти
моро-наба, династические
конфликты и т.д. служили
причиной многочисленных войн.
До конца 18 века правители моси
упорно сопротивлялись
проникновению ислама, однако
растущее сопротивление
покоренных племён центральной
власти вынудило моро-наба
Дулугу (1796 — 1825 гг. ) принять
ислам в надежде упрочить
власть над
непокорными княжествами. К
моменту прихода европейцев
могущество Уагадугу было
сильно подорвано. В 1896 году,
потерпев поражение от
французов, моро-наба Уагадугу
бежал в Золотой Берег (территория
современной Ганы). В январе 1897
года французы назначили нового
моро-наба, который подписал с
ними договор о протекторате,
положивший конец государству
Уагадугу.
БОБО (буа) - народ, живущий к
Северу и Северо-Востоку от
города Бобо-Диулассо, а также в
Мали.Общая численность - около 1
млн человек.
Разделяется на группы буа (бобо-финг
— «черные бобо"), киан (бобо-гбе
— «белые бобо"), таро (бобо-вуле-«красные
бобо"), ниениге (нинига),
санкуру (зара) и др. Язык
относится к гур языкам.
Занимаются тропическим
переложным мотыжным
земледелием, разводят крупный
и мелкий рогатый скот. Развиты
ремесла: гончарство, обработка
дерева и слоновой кости.
Большая часть бобо —
мусульмане-сунниты.
ИСКУССТВО БОБО.
Изобразительное искусство
бобо представлено главным
образом масками, выполненными
группой этого народа бобо-финг
(или «черные бобо") из района
Бобо-Диуласо. Большинство
масок связано с тайным
обществом, культом и божеством,
корые носят общее имя До.
Иногда этим именем называют и
сами маски. Условно маски можно
разделить на три группы:
декоративные и плоскостные,
зооантропоморфные, объемные и
натуралистические зооморфные
и объемные антропоморфные (встречаются
сравнительно редко).
Зооантропоморфные маски имеют
личину в виде плоского круга,
иногда овала, на котором
вырезаны (реже нарисованы)
глаза в форме концентрических
кругов (отдельные маски имеют
две пары глаз). Нос
обозначается условно, рот
вырезан в виде ромба, иногда
круга. По периметру личина
может быть обрамлена
простейшим резным орнаментом.
Навершие маски выполняется в
виде высокой вертикальной
резной доски, украшенной
орнаментом в форме ромбов,
зигзагов,
треугольников и т.п. И личина, и
навершие помимо резьбы
покрываются росписью красной,
черной и белой краской.
Зооантропоморфные маски "нво"
имеют длинный изогнутыи клюв,
идущий от основания навершия и
нависающий над личиной (условное
изображение совы или птицы
калао). В отдельных случаях
навершие располагается по
горизонтали, образуя по
сторонам личины подобие
крыльев бабочки.
Маски "байири" (змея) имеют
длинное узкое навершие
волнообразной формы.
Встречаются также маски с
удлиненной прямоугольной или
заостряющейся книзу личинои,
крайне условно передающей
человеческое лицо.
Зооморфные маски, обычно
изображающие буйвола или
барана, реже птиц, выполняются
очень близко к натуре. Их
выразительность строится на
плавно закруглённых объемах,
слегка стилизуются лишь
изогнутые рога и передняя
часть морды животного (подчёркнуто
ритмизованные ряды зубов и
отчетливо вырезанные ноздри). В
пластике антропоморфных масок-шлемов
заметно влияние скульптуры
догон. Они имеют плоскую личину,
длинный прямой нос, глаза и рот,
выполненные в форме "кофейного
зерна"; выпуклый, нависающий
над глазами лоб делится
пополам невысоким зубчатым
гребнем, начинающимся у
переносицы и доходящим до
затылка. На лицо наносятся
орнаментально переданные
тонкие линии татуировки.
Большинство масок этого типа
имеет навершие в виде
реалистически выполненной
женской фигуры, очень редко —
фигуры хамелеона.
В районе Сан (Мали) известны
маски «коро», которые целиком
выполняются из листьев и
растительных волокон.
Круглая скульптура
представляет собой
столпообразные
слаборасчлененные фигуры,
отчасти напоминающие по стилю
скульптуру соседей бобо - оси и
лоби. Резьбой украшаются
табуретки и другие предметы
домашнего обихода. Известны
миниатюрные бронзовые, а также
примитивные ювелирные
украшения (кольца, браслеты,
подвески), выполненные в
технике утраченной восковой
модели.
ЛОБИ - народ, живущий в верхнем
течении реки Черная Вольта к
Востоку и Юго-Востоку от города
Бобо-Диуласо. Численность
вместе с родственными
народностями мбуин, га, турука (гбе),
диан - около полумиллиона.
Говорят на одном из
вольтийских языков.
Традиционные занятия -
подсечно-огневое земледелие,
разведение крупного и мелкого
рогатого скота. Среди мужчин
развито сезонное
отходническтво на плантации
какао в Гану. Традиционные
ремесла - кузнечное, гончарное,
ювелирное, ткацкое, кожевенное.
Богатый музыкальный фольклор.
Сохраняются матрилинейные
большие семьи, традиционные
верования, колдовство, магия.
Часть лоби - христиане, на
Севере есть мусульманские
общины.
ИСКУССТВО ЛОБИ. Круглая
скульптура лоби имеет
сравнительно правильные
пропорции и обобщенно-круглые
формы, близкие к натуре.
Фигурки ("конторнбе" и "ко
пвидма") из дерева и реже из
необожжённой глины довольно
слабо расчленены, подчеркнут
выступающий вперед пупок, руки
прижаты к туловищу, слегка
укороченные ноги полусогнуты в
коленях, ступни обработаны
грубо. Наиболее тщательно
исполнено лицо с
расширяющимися носом
треугольной формы, удлиненными
глазами и выпуклыми губами (иногда
почти прямоугольной формы),
волосы передаются в виде
тонких параллельных полосок,
посередине головы идет высокий
гребень, продолжающий линию
носа. Маски лоби
немногочисленны и изучены
слабо. Интересны трехногие
скамейки и подголовники,
украшенные натуралистически
выполненными человеческими
головками, которые создаются в
период подготовки к ритуальной
церемонии "дьоро" (проводится
раз в 7 лет), связанной с культом
воды и земли. В технике
утраченного воска лоби
изготовляют различные
ювелирные изделия из бронзы (браслеты
и подвески в виде змей,
хамелеонов и т.п.)...
Ссылки по
теме:
СТРАНА
ЧЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ : фотографии из
БУРКИНА-ФАСО
ВОЗВРАЩЕНИЕ
в БУХТУ ТИМБУКТУ. Фоторепортаж
из Мали Николая Баландинского.
ПЕРВЫЙ
ФОТОАЛЬБОМ ПО МАЛИ - МАЛИ: БУХТА
ТИМБУКТУ
ТУР -
ЭКСПЕДИЦИЯ МАЛИ - НИГЕР.
НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ из ЦИКЛА
"ИЗЧЕЗНУВШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
САХАРЫ"
ТУР -
ЭКСПЕДИЦИЯ МАЛИ - БУРКИНА-ФАСО
История
Африки: ЦИВИЛИЗАЦИИ ДОЛИНЫ
НИГЕРА (Мали).
МАЛИ: Бухта
Тимбукту
ОБНАЖЕННЫЕ
БАОБАБЫ (Сенегал, Мали)
Практическая
информация по стране + карты:
Карта Мали
|