ГЕОГРАФИЯ - GEOGRAFIA |
||
Главная
страница Путешествие
во времени Древняя
история. Считается, что
первые люди прибыли на остров
из Индонезии или Малайзии
около двух тысяч лет назад. Но
не исключено, что выходцы из
Африки поселились на острове
еще раньше. ДРЕВНИЙ ПЕРИОД Если всмотреться в лица детей, живущих на Центральном нагорье, легко заметить, что они ничем не отличаются от лиц детей Явы или Суматры. А улыбка народов везу или сакалава заставляет вспомнить об Африке... По сей день ведутся споры о том, кто первым заселил Мадагаскар - африканцы или азиаты. Казалось бы, после взгляда на карту не возникает вопросов - Мадагаскар от Африки отделяет только Мозамбикский пролив, и поэтому, по очевидной логике географии, остров был заселен африканцами. Однако, как уже отмечено, многие жители острова, особенно его центральной части, внешне неотличимы от жителей Индонезии, находящейся в тысячах километрах к востоку, за Индийским океаном. Помимо этого, родной для подавляющего большинства жителей страны малагасийский язык имеет явные связи с индонезийскими языками, и поэтому участие жителей Юго-Восточной Азии в этногенезе малагасийцев не только несомненно, но, по-видимому, они внесли основной вклад в этногенез большинства жителей Мадагаскара. Малагасийцы применяют те же способы выращивания и обработки риса, носят такую же одежду, используют такие же кузнечные мехи, как и индонезийцы. Духовое ружье, или стрелометательная трубка, применявшаяся в прошлом на Мадагаскаре, широко распространено среди индонезийских народов. Лодки с балансиром, встречающиеся в некоторых районах Мадагаскара, типично индонезийские. Погребальные сооружения народа сакалава в западной части острова напоминают аналогичные сооружения на полуострове Индокитай, а семейные склепы знати на севере страны похоже на филиппинские. Жилища вождей украшают такие же вырезанные из дерева скульптуры птиц или "рога", как на юге Индокитая и на островах Полинезии. Дома в малагасийских деревнях почти повсеместно имеют прямоугольную форму и острую крышу в отличие от круглых построек, столь характерных для Африканского континента. Однако возникает вопрос - когда и как первые индонезийцы стали проникать на остров. Очевидно, что это произошло еще в древности, за многие столетия до того, как Мадагаскар впервые посетили европейцы. Ветровой режим над Индийским океаном издавна создавал условия для дальних двусторонних плаваний древних мореходов, какими были индонезийцы. "Отлаженный" и неизменный "график" муссонов определяет и сезонную устойчивость поверхностных течений в Индийском океане. Лето - наиболее
благоприятное время для
плавания от острова Ява к
Мадагаскару с попутным Южным
пассатным течением. Его длина
составляет 3300, ширина 280 миль, а
средняя скорость 1,5 узла. Если,
малайские мореплаватели не
пользовались бы парусами и
веслами, то им потребовалось
около трех месяцев для
плавания. С косыми парусами они
могли пересекать океан в 4 - 5
раз быстрее, чем в пассивном
дрейфе по течению. Таким
образом, плавание на
Мадагаскар в августе (примерно
по 10' южной широты) могло
занимать всего лишь около 20 - 30
суток. (на островах Каргадос,
расположенных на пути к
Мадагаскару, был случай с
дрейфом рыбаков, попавших в
пассатное течение. Буквально
через неделю рыбаки оказались
у мадагаскарских берегов.) Разумеется, при раскопках были обнаружены предметы, орудия каменного века, сделанные и обработанные рукой человека, в частности в Амбатумануине (Ambatomanoina) найдено подобие изогнутого топора. Но этого очень мало. Исследования продолжаются. Некоторые учёные считают, что здесь были доисторические noceления. В народных преданиях, легендах и мифах малагасийцев часто упоминаются вазимба (vazimba) — "те, кто всегда здесь жил". По преданию, представители этого народа были низкорослы. Кем были эти загадочные аборигены? В их низкорослости некоторые исследователи видят признаки палеоафриканских народов - бушменов и пигмеев. Однако существенные затруднения встречает вопрос о путях возможного переселения этих этносов - ведь ни те, ни другие не обладают даже небольшими навыками мореплавания, и, как представляется на сегодняшний день, пересечь для них Мозамбикский пролив было делом намного более сложным, чем плавание индонезийцев через Индийский океан. Ведь народы австронезийской семьи (к которым относятся малагасийцы и индонезийцы), в отличие от пигмеев и бушменов, еще в древности пересекали огромные океанские просторы, заселив самые удаленные от материков земли Тихого океана - Гавайские острова, о. Пасхи и новую Зеландию. Однако если участие пигмеев и бушменов в этногенезе малагасийцев остается под вопросом, то участие более высокорослых африканских народов в формировании населения нынешнего Мадагаскара несомненно, причем доля "негроидности" населения Мадагаскара выше всего на западе и юге острова. Также земетен вклад африканцев и в культуру малагасийцев. В книге С. Ф. Кулика "Когда духи отступают" можно найти ряд интересных гипотез о первых жителях Мадагаскара. Приведем ряд цитат из этой книги: "В апреле 1967
года я присутствовал на
организованной Университетом
Найроби конференции по истории
афро-азиатских связей.
Выступивший на ней доктор А.
Кристи из Королевского
института антропологии в
Лондоне в своем докладе
попытался объяснить причины
появления выходцев из
индонезийского мира на далеком
Мадагаскаре. Он нарисовал
романтическую историю
плавания индонезийских рабов
на покинувшем Яву индийском
парусно-гребном судне, их бунта,
полного приключений дрейфа в
сторону Мадагаскара, историю
создания первой
переселенческой колонии на
необитаемом побережье и
постепенного освоения острова
потомками его "случайных"
первооткрывателей из Азии. Как признал сам А.
Кристи, свою гипотезу он создал
для того, чтобы "примирить"
географию с историей, найти
объяснение тому, почему этот
африканский остров заселен
азиатскими народами. Но вскоре на
Сейшельских островах
журналистская судьба свела
меня с Фолько Куиличи.
Знаменитый итальянский
кинорежиссер и путешественник
все еще находился под
впечатлениями своей
десятилетней одиссеи по
Океании, и поэтому наши беседы
об островах Индийского океана
волей-неволей сбивались на
темы их связи с тихоокеанским
миром... Только тот, кто никогда
не был в Океании и не проникся
духом ее народа, для которого
морские путешествия и открытия
- это смысл жизни, может
додуматься до того, что
мореплаватели с востока
набрели на Мадагаскар "случайно",
убежденно говорил он. Еще в
прошлом веке новозеландец Э.
Шарп, пользуясь статистическим
методом, рассчитал пути
потерпевших крушение пирог и
каноэ и попытался доказать, что
именно кораблекрушения и
другие "случайности" были
основной причиной миграции
населения в Южных морях. Однако
его теория была отвергнута.
Древними мореплавателями
двигала потребность в сырье, в
торговом обмене, в обновлении
ремесла. Кроме того, когда из-за
перенаселенности на уже
обжитых островах им не хватало
земли или когда они терпели
поражение в войне, вожди сажали
своих подданных в каноэ и
выходили в океан. В одно из
таких плаваний полинезийцы
достигли и Мадагаскара.
Неизвестно только, плыли ли
суда древних прямо сразу к
Мадагаскару, или мореплаватели
мигрировали на запад из
поколения в поколение,
продвигаясь к африканскому
побережью через Цейлон,
Мальдивы, Сейшелы. Все на той же
конференции в Найроби
оживленный спор разгорелся по
вопросу о том, был ли
Мадагаскар до появления на нем
пришельцев из тихоокеанского
мира необитаем, или же они
колонизовали остров, ранее уже
заселенный выходцами из Африки.
Сорбоннский профессор Ю.
Дешамп отстаивал точку зрения
тех ученых, которые считают,
что аборигенами Мадагаскара
были наиболее древние
обитатели Африки - пигмеи и
люди койсанской расы, предки
бушменов и готтентотов. В
доказательство тому
приводились многочисленные
примеры из сказок малагасийцев,
которые утверждают, что первые
мореплаватели, прибывшие с
востока, повсюду сталкивались
на острове с низкорослыми
желтокожими людьми. В одних
местах Мадагаскара их называют
вазимба, в других - микеа, в
третьих - коколампи. Некоторые
ученые были склонны считать,
что 10 - 11 тысяч лет назад
Мадагаскар могли посещать и
представители семито-хамитских
народов, переместившихся в
свое время из Сомали в район
Великих озер. Однако выступивший позже профессор Пьер Вери из университета Мадагаскара подверг критике теории раннего заселения острова африканцами. Он аргументированно доказал, что в те далекие времена, когда полинезийцы уже претендовали на честь называться древнейшими навигаторами, жители восточноафриканского побережья еще даже не умели плавать. "К тому же, где археологические доказательства того, что африканцы появились на этом острове раньше, чем индонезийцы? - резонно спросил ученый.- Ведь самые ранние находки, связанные с африканским присутствием на Мадагаскаре, относятся к IX веку нашей эры. Эта керамика исламизированных банту, но никак не памятники материальной культуры пигмеев, койсанов или семито-хамитов!" Когда же
произошло заселение
Мадагаскара? В Париже я
обратился с этим вопросом к
Пьеру Буато, французскому
ученому, мировому авторитету
по малагасийской истории,
более двадцати лет
проработавшему на Мадагаскаре. - Однозначно на
этот вопрос не ответить,-
говорит ученый.- Никаких следов
доисторического существования
малагасийцев, или, как их
называют на французский манер,
мальгашей, не обнаружено. Это
еще раз свидетельствует, что
люди на остров пришли из-за
моря. Произошло это скорее
всего в Х - VI веках до новой эры.
Это, конечно, были люди
неомеланезийского
антропологического типа и
примитивной цивилизации,
которые, оторвавшись от своей
родины и будучи крайне
малочисленными, не смогли
освоить Мадагаскар. Они ушли в
леса, занялись первобытной
охотой и собирательством,
превратившись в тех "вазимба",
которые и фигурируют в
мальгашских легендах. Однако,
начиная с III века до нашей эры,
когда в Индонезии расцветают
блистательные цивилизации, на
Мадагаскар устремляется новая
волна переселенцев. Миграции с
Явы, Суматры, Малайи становятся
организованными, приток людей
на остров все увеличивается. На
этот раз доминируют
представители индонезийского
антропологического типа. Постепенно
плотность населения
прибрежных районов становится
слишком высокой для людей,
которые живут лишь за счет
собирательства и охоты. Так
цивилизация вазимба
становится достоянием истории.
Ей на смену приходит
цивилизация земледельцев-рисоводов,
которые в поисках новых земель
покидают побережье и начинают
осваивать горные районы
острова. Представляется весьма
правдоподобным, что к началу
нашей эры основные элементы, из
которых сложилось население
Мадагаскара, уже находились на
острове,- продолжает ученый. О том, что это
были не африканские элементы,
свидетельствует их язык,
который лег в основу
современного малагасийского
языка. Он относится к малайско-полинезийской
языковой семье, по своему
грамматическому строю и
словарному составу ближе всего
к тагальскому языку. Даже
национальная одежда мальгашей
- белая туника, ламба, по-тагальски
называется ламбон, по-явански -
лембар; по-сундански - ламбор.
Технические термины и названия
многих предметов, дающие
представление о той
цивилизации, которую
индонезийцы завезли на
Мадагаскар, также одинаковы
или очень близки в
малагасийском и индонезийских
языках. - Лексические
заимствования из африканских и
арабского языков носят куда
более поздний характер,-
заключает П. Буато.- Все это
лишний раз доказывает, что
первыми людьми на Мадагаскаре
были мигранты с Востока. Теория
же о вытеснении, аборигенных
негроидных элементов
переселенцами из
индонезийского мира - это
выдумка, противоречащая
серьезным научным данным. Она
была создана колонизаторами
для того, чтобы оправдать
французскую оккупацию
Мадагаскара, доказать, что
европейцы имеют на этот остров
не меньшие права, чем их
азиатские "предшественники-завоеватели". Однако
безоговорочно утверждать, что
нынешнее население
Мадагаскара является по
происхождению "чисто"
индонезийским или малайским,
все же нельзя, поскольку в
средние века на острове
появились довольно
многочисленные африканцы и
арабы, оказавшие немалое
влияние на формирование
физического типа малагасийцев.
И неудивительно поэтому, что, в
то время как 90 процентов
наиболее многочисленной
народности Мадагаскара, мерина,
живущей в центральной части
острова, относится к
монголоидному типу,
большинство сакалава,
населяющих обращенное к Африке
западное побережье,- к
негроидному, а среди антаифаси,
испытавших на себе сильное
арабское влияние, 28 процентов -
к европеоидному. Но все они
говорят на одном и том же языке
и являются одним и тем же
народом - малагасийцами. В целом, в вопросе древней истории Мадагаскара еще имеется много неясного, во многом это связано с недостаточными археологическими исследованиями, проводившимися на острове. Средние
века. В 14-15 веках в центре
Мадагаскара сложилось
государство Имерина,
этническое ядро которого
составлял народ мерина, вокруг
которого к началу 19 века
сформировалось единое
Малагасийское королевство. В
то же время начинается
формирование государств и у
других народов острова. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ МАДАГАСКАРА К нач. 16 в. насчитывалось ок. 18 этнических групп, отличавшихся друг от друга формой хозяйственной деятельности (везу - рыболовы, мерина - земледельцы-рисоводы, сакалава - скотоводы). В период 16-17 вв. на территории современного Мадагаскара возникли несколько межплеменных политических образований: Ариндрану, Исандра, Лалангина и Манандриана (бецилеу), Буэни (Буйна) и Менабе (сакалава), Имерина (мерина). Самое значительное - Имерина (на его территории основан г.Антананариву, первое упоминание о котором датировано 1726 г.), достигшее своего расцвета в 18 в. Первыми европейцами, высадившимися на остров, стала команда португальского мореплавателя Ф.Суариша (1506 г.). Колонисты (французы) впервые появились на о.Сент-Мари (ныне - о.Нуси-Бураха) в 1642 году. Попытки португальцев, англичан и голландцев в 17-18 вв. обосноваться на Мадагаскаре потерпели неудачу из-за отпора местных жителей. Восточное побережье (прежде всего о.Сент-Мари) стали пристанищем пиратов. См. - Пираты на Мадагаскаре. В конце 17 века на Мадагаскаре в течение нескольких лет существовала пиратская Республика Либерталия, основатели которой на короткое время создали, можно сказать, первое коммунистическое государство.
Андрианампуйнимерина был неграмотным. Однако, увидав как-то свитки Сура-бе, привезенные с не подвластного тогда еще Имерину севера острова, король тотчас же понял значение грамотности и письма. Вот рукопись тех времен, рассказывающая о дальнейших событиях. Андрианампуйнимерина тотчас же послал на север к королю племени антаиморо посольство, выписав от него в Тана одиннадцать знаменитых книжников-мусульман. Именно им суждено было стать наставниками его сына, короля Радамы Первого - величайшего реформатора Мадагаскара.
Подобно Петру,
Радама своевременно понял
значение моря и дал Имерине
выходы к восточному и
западному побережьям, сделав
возможным регулярную торговлю
с развитыми странами. Затем
вопреки сопротивлению
ретроградов он прорубил
Мадагаскару окно в Европу,
выписал оттуда искусных
мастеров, а себя окружил
учеными. Петр Первый брил
бороды боярам, принуждал их
одеваться в европейские
камзолы, а Радама Первый
запрещал знати носить
сословные украшения. Подобно
русскому царю, он повсеместно
насаждал грамотность. В начале
прошлого века один из
французских миссионеров писал:
"В Тананариве, да и вообще в
Имерине, все стремятся
научиться читать. В школы ходят
даже старухи". В тысяча
восемьсот двадцать шестом году
уровень образования был уже
настолько высок, что
королевский двор уволил
глашатаев и приказал
вывешивать свои указы прямо на
стенах городских домов, чтобы
все могли читать их. В истории Мадагаскара есть страницы, связанные с Россией. Первыми нашими соотечественниками, увидевшими остров-континент, были бежавшие с Камчатки ссыльные: в 1774 в заливе Антонжиль (северо-восточная часть острова) высадились ссыльные Большерецкого острога, которые в апреле 1771 г. подняли бунт и, захватив корабль "Святой Петр", покинули Россию. Возглавлял команду один из основных зачинщиков бунта - Мориц Август Беневский (потеряв родовое имение в Венгрии (после захвата его кузенами), вступил в польскую армию и сражался против русских. Был взят в плен, бежал из него, а после поимки отправлен в острог на Камчатку). Среди его спутников - сбежавших бунтовщиков - были военнослужащие, казаки и др. Беневскому удалось наладить контакт с местными жителями острова (они даже считали его потомком влиятельного на Мадагаскаре королевского рода рамини, волею судеб заброшенного на остров Иль-де-Франс - современный о-в Маврикий), он основал торговый порт Луисбург и помогал малагасийцам противостоять французам. Похоронен он на Мадагаскаре, и о нем здесь помнят (сведения о М.А.Беневском содержатся в малагасийской энциклопедии). Описание путешествия Беневского Остается
малоизвестным тот факт, что еще
Петр I снаряжал экспедицию к
берегам Мадагаскара, причем
с официальным письмом к королю
этого острова. С островом Мадагаскар связаны также страницы истории военного флота России. В апреле 1890 г. у о-ва Сент-Мари (ныне о-в Нуси-Бураха) в течение 17-ти дней стоял военный корабль клипер "Джигит", посланный российским правительством для осмотра островов в Индийском океане. А в декабре 1904 годанедалеко от этого же острова, попав в океане в бурю, стала на якорь русская эскадра во главе с адмиралом Рожественским. Корабли направлялись на Дальний Восток, к Цусиме. Участник этого похода А.С.Новиков (впоследствии известный писатель Новиков-Прибой) позже описал о-в Сент-Мари в своем романе Цусима. В ожидании второй части эскадры, которая шла не вокруг Африки, а через Суэцкий канал, эскадра адмирала Рожественского сделала двухмесячную остановку на острове Нуси-Бе. Место стоянки этих кораблей на острове (команды их насчитывали 12 тысяч моряков) до сих пор называют "Бухта русских". Колонизация.
В 1500 году португальцы открыли
для Европы Мадагаскар. Позже на
остров прибыли англичане и
французы. Европейские
миссионеры обратили многих
местных жителей в христианство.
В 1895 году к власти пришли
французы, и Мадагаскар стал
французской колонией. Колониальный период продолжался практически до обретения независимости (18 июня 1960 г.), хотя в 1946-м и в 1956 гг. во Франции принимались законы, формально предоставлявшие внутреннюю автономию заморским территориям. Колонизация отвечала потребностям европейских держав, порождённым промышленной революцией, – приобретение дешёвого сырья, обрабатываемых земель, открытие новых рынков сбыта и военных баз. Немедленным результатом колонизации Мадагаскара стала передача в концессию крупным французским компаниям более 600000 га пахотных земель. Все сельскохозяйственные, минеральные и человеческие ресурсы поступают на службу экономики Франции. Малагасийское население под гнётом налогов и принудительного труда лишено каких-либо гражданских и политических прав. Всякое сопротивление немедленно и жестоко подавляется (зачинщиков казнят, деревни стираются с лица земли). В то время, как колонизаторские лобби стремятся завладеть всеми богатствами острова, колониальная администрация, чтобы обеспечить свой контроль, завершает работу, начатую монархами Имерины, объединяя под общим территориальным управлением все малагасийские народы. Следует отметить, что многие местные функционеры, подготовленные для работы в провинциях, были имерина по происхождению. Во время Первой мировой войны 45863 малагасийца вступили в ряды французской армии. А батальон малагасийских стрелков отличился в боях 1918 г. в Шампани. Однако пролитая за Францию кровь ничуть не повлияла на беспощадную эксплуатацию острова: сельскохозяйственная продукция, графит, слюда отправляются в Европу, обогащая посредников и колонизаторов. Своего апогея экономическая эксплуатация Мадагаскара колонизаторами достигает между 1919-м и 1936 гг. Колониальная администрация создаёт даже специальную службу для организации принудительной трудовой повинности. Несмотря на протесты Международного женевского бюро трудоустройства, к бесплатным работам привлекается около 12000 малагасийцев, которых испьзуют на строительстве дорог, мостов, железнодорожных путей и больниц. В 1937 г. французское правительство народного фронта ликвидирует эту оргянизацию, а в 1938 г. правительство Блюма создает льготные условия малагасийским офицерам и дипломированным специалистам для принятия французского гражданства. ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДА Парадоксально, но период колонизации, хотя он не был временем торжества идеи свободы, равенства и братства (разве что для колонизаторов), в немалой степени способствовал пробуждению свободолюбивых идей у местного населения. Французская республика принесла на Мадагаскар свои основные принципы. Девиз французской революции "Свобода, Равенство, Братство" становится теперь лозунгом лучших представителей малагасийского общестеа в борьбе за независимость. В канун Второй мировой войны развернулась деятельность профсоюзов. Малагасийское патриотическое движение нарастало быстрыми темпами. Несмотря на большой военный опыт, генерал Галльени был вынужден в период между 1896-м и 1905 гг. постоянно усмирять многочисленные крестьянские восстания. Во время Первой мировой войны действовала подпольная организация с поэтическим названием "Железо, Камень, Ветвь" (V.V.S.), но она была уничтожена. После этого оппозиция выступила с требованием равных прав в пределах всех владений республики, печатая при поддержке французских левых партий свои статьи в газетах "Ревей мальгаш". "Орор мальгаш", "Опиньон", "Ле Либере". Во время Второй мировой войны, после того как вишистская колониальная администрация была свергнута британской армией и силами французского Сопротивления, Мадагаскар внёс весомый вклад в освобождение Европы. Кадровые военные, малагасийские солдаты сражаются во Франции против нацистов. И это вызвало новый всплеск патриотических требований независимости: "Мы несём свободу тем, кто нам в ней отказывает!" В результате 29 марта 1947 г. Демократическое движение за малагасийское возрождение (M. D. R. М.) начинает всеобщее восстание, охватившее весь остров. Вооружённое сопротивление продолжалось 21 месяц. 100000 человек убитых. Основные кадры МДРМ уничтожены. Депутаты Национального собрания Франции Рабеманандзара, Равуаханги и Расета приговорены к смертной казни, но затем помилованы и высланы во Францию. А ведь МДРМ требовало лишь выполнения статьи французской конституции 1946 г., которая гласит: "Франция стремится привести подчинённые ей народы к самоуправлению" В течение следующих 12 лет вооружённые акции больше не принимали такого размаха, радикальное крыло патриотического движения оказалось обезглавленным. Сосланные депутаты стали символами сопротивления. Жак-Фелисьен Рабеманандзара написал в тюрьме знаменитое стихотворение, прославлявшее свободу. Политическая жизнь протекала в рамках, определенных законом. Перемены стали возможны лишь после того, как генерал де Голль дал импульс к решительным переменам во французской политике, приведшим к независимости Мадагаскара ("Завтра вы снова будете государством" – из речи в Антананариву августа 1958 г.). Для главы свободной Франции колонизация была анахронизмом. 26 июня 1960 г. подписана французско-малагасийская декларация: "Малагасийская республика приобретает с полного и дружеского согласия Французской республики международный суверенитет и независимость". ИТОГИ КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА Те, кого гложет ностальгия по временам колониализма, напомнят вам о 25000 км построенных дорог, о портовых сооружениях в Туамасине и Анциранане, о благоустройстве городов, о развитии железнодорожной сети и т.д. Однако малагасийцы, пережившие эти времена, смогут добавить, что все это было построено подневольным трудом местного населения, работавшего даром и зачастую из-под палки. Что касается административного устройства и инфраруктур – они были нужны колонизаторам, чтобы подчинить себе страну, безнаказанно грабить и вывозить её сырьевые ресурсы, обогащая колонизаторов, разного рода аферистов, спекулянтов и саму колониальную державу. Однако в сфере образования и здравоохранения – и в этом все мнения совпадают – были достигнуты определённые успехи: смертность уменьшиллась, численность населения удвоилась (скачок от 3 до 6 миллионов жителей), и к 1958 г. каждый второй ребёнок учился в школе. По материалам
сайта madagascar.liter.net Независимость. В 1960 году страна добилась независимости. Но еще 10 лет во главе государства стояло профранцузское правительство. В 1975-м к власти пришел президент Дидье Рацирака, проводивший социалистическую антизападную политику. В 1991 году из-за массовых акций протеста он принял более демократическую конституцию. На выборах в 1993 году президентом избран либерал Альбер Зафи. Но его реформаторская деятельность оказалась не слишком успешной и закончилась импичментом. С 1997 г. президентом Мадагаскара вновь стал Дидье Рацирака, которого в 2002 году сменил Марк Равалуманана. ПЕРИОД НЕЗАВИСИМОСТИ В результате
переговоров с Францией
правительство Ф.Цирананы
получило согласие на
суверенитет острова, и 26 июня
1960 провозглашена независимая
Малагасийская Республика.
Основными экономическими и
политическими партнерами
стали бывшая метрополия и ЮАР.
Массовые волнения студентов и
рабочих в мае 1972 вынудили Ф.Циранану
передать власть временной
военной директории. В декабре
1975 после проведения
референдума принята новая
конституция, провозгласившая
курс на социалистический путь
развития острова. Страна стала
называться "Демократическая
Республика Мадагаскар", ее
президентом избран капитан
второго ранга Дидье Рацирака (переизбирался
также в 1982 и 1989). Правительство
проводило курс по ослаблению
французского влияния и
ограничению позиций
иностранного капитала в
экономике, поддерживало
антиколониальные движения в
Африке и связи с
социалистическими странами.
Под давлением оппозиции (в 1980-е
официально действовали 8
политических партий) в 1992
принята новая конституция,
закрепившая парламентскую
систему управления и отказ от
социалистически
ориентированного развития. В
сентябре 1992 страна получила
название "Республика
Мадагаскар". В 1993-1995 на
президентском посту находился
Альбер Зафи.
В октябре 2002
Национальное собрание,
большинство в котором
составляли сторонники Д.Рацираки,
было распущено, число
депутатских мест в нем
увеличено до 160. На выборах,
состоявшихся в спокойной
обстановке 15 декабря 2002, победу
одержали (102 места - 60%)
созданная в 2001 партия ТИМ (в
переводе с малагасийского
языка означает "Я люблю
Мадагаскар") и
поддерживающие ее партии (29
мест). АС признал легитимность
М. Равалумананы. Экономическая
политика нового президента
рассчитана на тесное
взаимодействие
государственного и частного
секторов. Упразднены все
импортные пошлины и налоговые
сборы для 350-ти видов
потребительских товаров и
оборудования. В сентябре 2003
приняты новые законы в сфере
иностранных инвестиций,
разрешающих в т. ч.
приобретение земель. Рост ВВП в
2003 составил 6%. Объем ВВП - 13,02
млрд. долл. США (2003). Основную
финансовую поддержку
Мадагаскару оказывает
Всемирный банк (ВБ). Страна
также получает финансовую
помощь МВФ по программе HIPC (Heavily
Indebted Poor Countries), предоставляемую
беднейшим странам с высокой
внешней задолженностью. В мае
2003 ВБ списал 32 млн. долл. США
внешней задолженности страны. На муниципальных
выборах (ноябрь 2003), прошедших в
спокойной обстановке, одержала
победу правящая партия ТИМ.
Рост цен (в результате
политического кризиса 2002
уровень производства снизился
на 25%, цены на рис - основной
продукт питания - увеличились
на 375%) стал причиной усиления
недовольства малагасийцев
экономической политикой
правительства. В ноябре 2004 цены
на хлеб вновь поднялись на 50%.
Участились демонстрации
госслужащих и студентов. В
январе 2004 прошла реорганизация
правительства - заменены 12
министров. За 2004 совершено ок. 20
терактов в отношении
государственных деятелей
высшего звена. В ходе самого
крупного (манифестация в июне
по случаю Дня независимости)
ранены 40 чел. В конце января 2005
на юг Мадагаскара обрушился
циклон "Эрнест": 3 чел.
погибли, 83 - пропали без вести.
Самый крупный ущерб острову за
последние десятилетия нанесли
циклоны "Элита" и "Гафило"
(2004) - погибли 295 чел., 300 тыс. чел.
остались без крыши над головой.
По материалам
сайта krugosvet.ru Материал
по истории Мадагаскара был
любезно предоставлен сайтом http://www.madaga.ru |
||
|