ГЕОГРАФИЯ - GEOGRAFIA

Главная страница     Личный опыт путешествий по странам

ГВАТЕМАЛА: ПРИЗРАКИ ИЗЧЕЗНУВШЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

 

Стремление к изучению истории великих цивилизаций прошлого вновь привело меня на американский континент в Гватемалу. Символ этой страны- кетцаль, небольшая свободолюбивая птица с изумрудным оперением, которая умирает в неволе. Денежная единица «кетцаль»- официальная валюта Гватемалы, государства, расположенного в центральной Америке, куда я приехал для знакомства с историей цивилизации Майя. Прибытие в международный аэропорт столицы Гватемала-Сити означало для меня уже третью посадку за сутки. Пересадка сначала во Франкфурте, затем в Мехико, и наконец в Гватемала-Сити. Примечательно, что аэропорт расположен всего в пятнадцати минутах езды от центра города, стоящего на возвышенности в окружении многочисленных вулканов, некоторые из которых действующие. Они напоминают об этом, периодически выпуская клубы сизого дыма. Гватемала-Сити прежде всего столица с достаточно современной архитектурой, бизнес-центрами, отелями, многочисленными ресторанами и торговыми центрами. Я провел в столице всего один день, совершив обзорную экскурсию по городу, что в принципе было вполне достаточно для поверхностного знакомства, успев правда совершить воздушную экскурсию на небольшом американском вертолете, ключевым элементом которой являлся облет действующего вулкана на близком расстоянии от дымящегося жерла.

На следующие утро я отправился в древнюю столицу Гватемалы- город Антигуа, являющийся одним из памятников мирового наследия ЮНЕСКО и расположенный в часе езды от современной столицы. Город построен на месте сожженной испанцами индейской столицы Иксимче. Испанцы назвали вновь отстроенную столицу Сантьяго-де-Гватемала, но и она была практически уничтожена взорвавшимся вулканом и последующим за извержением мощным землетрясением в 1541 году через 15 лет после завершения строительства. Жители, помня ужас катастрофы, не захотели возвращаться обратно, и город окончательно восстановили лишь к концу 19 века. Сейчас он называется просто Антигуа, что означает «Древний». В Антигуа есть несколько великолепных католических соборов и монастырей, один из них переоборудован в отель. Постояльцы получают необычайное удовольствие проживая в пятизвездочной кельи и вкушая все прелести «монашеской обители». На территории расположена действующая церковь, маленький свечной заводик, несколько очень красивых фонтанов и благоухающей сад с утками и попугаями. Прогуливаясь по мощеным узким улочкам древней столицы и любуясь колониальными постройками, невольно чувствуешь себя конкистадором на фоне низкорослых аборигенов, которых я впервые здесь увидел в их национальных индейских одеждах.

В Гватемале проживают больше сотни народностей, изъясняющихся на многочисленных языках и диалектах, большинство жителей этой центральноамериканской страны являются потомками легендарной цивилизации майя. Индейцев легко отличить от городских жителей по ярким и красочным свободным одеждам. Особенно красиво одеваются индейские женщины, выделяясь неповторимыми нарядами. По орнаменту, выполненному вручную на кофтах и юбках они, как по книге, читают и понимают, из какой провинции приехала и к какой народности принадлежит ее хозяйка. Пожалуй, именно индейское население Гватемалы по сравнению с коренными жителями других латиноамериканских стран славятся таким разнообразием красочной национальной одежды, пошитой с необыкновенным изяществом и вкусом. Деревенские девушки с детства приучены хранить традиции и не поддаваться «тлетворному влиянию» городской моды. Раз в году на Пасху в Антигуа проводиться грандиозное шествие, когда наиболее уважаемые мужчины города выносят из церкви на своих плечах многотонную плиту с христианскими святыми и обходят с ней вокруг города. Все действие сопровождается музыкой, ритуальными плясками и всеобщим весельем. Таким образом жители просят святых уберечь город от повторения разрушительной катастрофы 1541 года.

Покинув Антигуа я направился в другой интереснейший городок- Чичекастенанго, расположенный высоко в горах. Порой уклон дороги и угол прохождения поворотов были настолько крутыми, что казалось автобус не проедет, но часа через два я благополучно добрался до места. Чичекастенанго славиться с исторической точки зрения тем, что в старинной церкви св. Томаса была случайно обнаружена древняя знаменитая книга Майя- повесть «Пополь Вух», считающийся Библией этого народа. Надо сказать, что практически все древние книги и манускрипты майя были сожжены францисканскими монахами, пытающимися крестить индейцев. Особенно «постарался» в аутодафе истории францисканец Диего де Ланга. Но его, едва ли можно винить в преднамеренном уничтожении индейских рукописей, ведь надо понимать, что многие индейцы 16 века, даже принявшие новую для них христианскую религию, не отказались от своих языческих обрядов, совершаемых порой с кровавыми человеческими жертвоприношениями, и иного выхода, кроме насильственного искоренения ложных идеалов, в то время не было. Хитрые индейцы сдавали монахам спешно изготовленных истуканов, а древних настоящих идолов, которым искренне поклонялись, они прятали в тайниках и под покровом ночи справляли свои культы. Даже в наши дни многие сельские жители прибегают к услугам шаманов и колдунов, совершают с их помощью языческие обряды, жгут копал и приносят духам в жертву животных и птиц. Некоторые ритуалы мне даже удалось увидеть своими глазами.

Сразу же после прибытия в Чичекастенанго я решил осмотреть церковь св. Фомы и с удивлением заметил у главного входа двух шаманов, открыто изгоняющих дымящимися кадилами злых духов их христианского храма! Вот такой в Гватемале синтез христианства и язычества. Говорят, даже Папа Римский, благословляя открытие этой церкви, закрыл глаза на определенные местные обычаи, посчитав, видимо, что лучше хотя бы так приобщить индейцев к христианству, чем никак. Внутри церкви горят тысячи свечей, стоят букеты из живых цветов, тлеют ароматные куренья. Еще Чичекастенанго знаменит самым крупным в центральной Америке индейским рынком народных промыслов, расположенным вплотную к церкви св. Фомы. Рынок работает два раза в неделю по четвергам и воскресеньям. Крики зазывающих торговцев смешиваются с молитвами прихожан, многие из которых совершают обряды прямо на затертых временем белых ступенях храма. На этом рынке можно приобрести необычные товары, привезенные из многих отдаленных уголков центральной Америки: разнообразные деревянные маски, великолепную керамику, разноцветные ткани и одежду, массивные и миниатюрные изделия из нефрита, национальные украшения, типичное холодное оружие и старинные монеты. Лучшего места для сувенирного шопинга я в центральной Америке во всяком случае не посещал.

Загрузив пакеты с масками в автобус, я в сопровождении гида направился к местному шаману, проживающему неподалеку от рынка в маленьком одноэтажном доме. Пожилой шаман приветливо встретил и пригласил выйти во двор, где разжег костер, обложив пламя куриными яйцами, служившими жертвоприношением духам. Яйца от нагрева скоро лопнули, потек желток, шаман добавил в костер гербарий из определенных благовонных трав и вместе со своей женой, встав на колени помолился за нас на четыре стороны света. Минут через тридцать после начала ритуала каждый из присутствующих поочередно подходил к шаману, представлялся по имени, и старик, обмахнув каждого с ног до головы ароматным кадилом и веточкой, дал свое благословление. Так прошел обряд «очищения», правда, я так и не понял от чего.

Попрощавшись с шаманом и его семьей, я тронулся в дальнейшей путь в сторону города Сантьяго-Атитлан, расположенного на берегу красивейшего озера Атитлан на высоте около 3000 метров над уровнем моря. С озером связано огромное количество легенд, преданий и необыкновенных историй. Например, такая: испанцы, привлеченные сказочными сокровищами этой земли, под покровом ночи напали и перебили индейцев, последние из оставшихся в живых спрятали ценности около подножия вулкана, и в тот момент, когда испанцы почти до них добрались, неожиданно началось мощное извержение, преградившие конкистадорам путь. Температура воды в озере Атитлан может непредсказуемо изменится, на поверхности может начаться сильное волнение в безветренную погоду, говорят даже, что в воде живет душа утонувшей в озере красавицы-простолюдинки, полюбившей юношу из знатного рода. Озеро, в самом деле, оказалось очень красивым, и действительно окутано каким- то таинственным ореолом. Покатавшись по нему на катере и осмотрев достопримечательности городка, я по совету гида зашел в один внешне ни чем не выделявшийся жилой дом с зеленым фасадом. Отодвинув в сторону занавеску, служившей дверью, я зашел внутрь и остолбенел: в небольшом помещении, площадью метров двенадцать стоял гроб, усыпанный цветами, везде горели свечи и лампады, рядом с распятием и Девой Марией были расставлены колдовские аксессуары. В центре комнаты на деревянных стульях сидели мужчина и женщина, накрытые масками, а вокруг них суетился сосредоточенный шаман, который курил огромную самокрутку и совершал, как мне объяснили, ритуал их примирения. Окуривая супругов, он напускал как можно больше дыма, стараясь задобрить духов, ответственных за семейное счастье. Обряд сопровождался бормотанием заклинаний, и все действо носило настолько серьезный характер, что стоящие не шелохнувшись у стен родственники, соблюдали гробовую тишину. Апогеем сего мероприятия стало жертвоприношение черного петуха, которому сначала свернули шею, а затем сожгли во дворе дома. Восстановив таким образом любовь, шаман привычным движением достал сотовый телефон и с кем-то созвонившись, отбыл на своем джипе.

Покинув Атитлан я двинулся на северо-восток страны на осмотр основных достопримечательностей Гватемалы- каменных останков одной из самых загадочных цивилизаций на Земле- майя. Ареал этой малоизученной цивилизации распространялся на территорию нынешней Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, Белиза и южной части Мексики в районе полуострова Юкотан. Майя ориентировочно появились около 1500 года до н.э. и в короткий срок достигли своего расцвета и могущества. Они строили в непроходимых джунглях огромные каменные дворцы, пирамиды, сакральные центры, стелы, владели письменностью, их достижения в астрономии превосходили знания всех остальных народов мира того времени, они пользовались 360- дневным календарем, рассчитывали високосный год, имели точнейшие знания о движении многих небесных тел, знали Зодиак, придавая ему эзотерический смысл, причем пользовались майя поясом из 13 созвездий. Небольшое созвездие Змееносца, расположенное между Стрельцом и Скорпионом было известно астрономам Майя задолго до их европейских коллег, и свои астрологические знания они применяли на практике. Жрецы -майя, аналогично ацтекам, приносили своим богам человеческие жизни. Через ритуальное кровопускание в мир спускались высшие существа, дающие природную энергию. В тоже время майя имели глубокие познания в медицине и для лечения многих заболеваний использовали средства растительного и животного происхождения. Некоторые изобретенные ими лекарственные препараты давно вошли в современную фармацевтику. Колдуны и майанские знахари использовали ряд растений для достижения галлюциногенных эффектов. В частности, лекарственную клизму, тоже изобретение майя, знахари применяли в качестве очистительного средства, а колдуны для введения в организм психоделиков, с помощью которых посещали иные миры.

Одна из величайших загадок майя состоит в том, что за стремительным взлетом этой цивилизации следовало внезапное крушение и исчезновение. В отличии от других развитых народов Америки, например инков и ацтеков, чей упадок был следствием вторжения европейцев, крах майя не связан с конкистой. Когда испанцы обнаружили в джунглях брошенные города, то даже местные жители не смогли толком объяснить их принадлежность и историю.

Мое первое непосредственное знакомство с памятниками майя состоялось в местечке под названием Киригуа, где на расчищенной площадке в джунглях стоят тяжеленные каменные стелы, в среднем высотой метров по пять-десять каждая. Стелы сплошь покрыты резным орнаментом, иероглифическим письмом и сценами из жизни древних правителей. Интересно, что сложнейшие письмена майя удалось расшифровать советскому ученому Юрию Кнозорову, который по причине железного занавеса изучал майя у себя в кабинете, получая информацию и документы от западных коллег по почте! Дешифровка удалась благодаря алфавиту, составленному францисканцем Диего де Ландой, тем самым который уничтожил книги майя.

Осмотрев великолепные стелы в Киригуа, я направился в Ухта , также как и все города майя, расположенный в сельве. По дороге в нашем автобусе одновременно отказали тормоза и поломался кондиционер. Хорошо, что поломка произошла еще не на оживленной асфальтированной трассе! Ждать техпомощь пришлось на банановой плантации, в тени больших листьев. Бананы, к сожалению, оказались незрелыми, да еще водитель напугал информацией, что ядовитые змеи обожают банановые гущи. Пришлось под палящим солнцем пешком возвращаться в Киригуа, рассматривав по дороге раздавленных автомобилями змей, валяющихся у обочины. В конце концов, после устранения неисправностей я все же добрался до места и устремился в джунгли на осмотр древностей. Первое, что бросилось в глаза, были огромные холмы, неестественно высившиеся в дождевом лесу. Холмы оказались древними пирамидами эпохи майя, полностью поглощенные буйной тропической растительностью. Вот тут я и понял, что значит дорогостоящие археологические раскопки. Представьте сколько нужно потратить сил и средств, сколько нужно привлечь рабочих, что бы расчистить от земли и деревьев объект, размером с многоэтажный дом, построенный в непролазных джунглях! Причем финальный этап раскопок производится археологами вручную. А район кишит очень ядовитыми древесными змеями коричневого цвета- маленькими, буквально как червяки и незаметными в сухой опавшей листве. Я осмотрел и поочередно взобрался на несколько высоченных пирамид, очищенных от растительности. Некоторые их них были выше самых высоких деревьев, и простой подъем на них по лестнице во влажном климате требует от человека определенной физической формы. Кто, зачем, и главное как все это строил 1500 лет тому назад! В настоящее время раскопано лишь около 10 процентов территории. Возвращаясь, я видел пирамиды, очищенные только с одной стороны, недавно вскрытую гробницу неизвестного правителя и многочисленные холмы, скрывающие загадочные строения. Думаю, в скором времени это место подарит археологам многочисленные сенсационные находки. После нелегкого штурма пирамид майя мы уставшие разлеглись в гамаках отдохнуть и попить пива, которого взяли с запасом, и даже угостили им подошедшего любопытного осла. Четвероногий трудяга с удовольствием пропустил бутылочку прямо из горлышка.

Моей следующей точкой по маршруту был знаменитый Тикаль, самый крупный из городов майя. До Тикаля пришлось совершить многочасовой переезд, и зная об этом я купил фруктов на местном рынке, на границе между провинциями автобус остановился на таможенном посту и фрукты отобрали. Оказывается, в Гватемале действует правило, запрещающее транзит овощей и фруктов из одной провинции в другую. Одновременно с нами на пост подъехал старенький автобус, художественно расписанный краской и украшенный многочисленными никелированными прибамбасами. В нем ехали местные, которые сложили поклажу и большие тюки прямо на крышу. Таможенники развязали тюки и обнаружили, что они полны фруктов! Начался скандал, но чем он закончился мне не известно, так как нас все же пропустили. Автобус резво мчался по центральным районам, как вдруг наши жаркие дебаты про исчезнувшую цивилизацию были прерваны звоном разбитого стекла. Непонятно по какой причине разлетелось одно из боковых стекол автобуса, сделанного из достаточно прочного триплекса. Гуляющий по салону ветер создавал определенный дискомфорт пассажирам, и стало необходимо срочно заделать образовавшееся отверстие, для чего сделали незапланированную остановку в первом же городишке.

Пока водитель ходил покупать полиэтилен, я вышел из автобуса размяться. Сойдя со ступеней, я замер как вкопанный. Все жители этого городка были с огнестрельным оружием: кто то сидел в уличном кафе, поглаживая револьвер, кто то шел по своим делам с автоматом Калашникова, группа молодых людей мирно беседовала, на их плечах болтались короткоствольные «Узи». Создалось впечатление, что я неожиданно оказался на съемочной площадке очередного фильма Родригеса и с минуты на минуту должен выскочить Антонио Бандерас и открыть огонь. Я попытался сфотографировать некоторых персонажей, как вдруг один из них в белой шляпе и с пятнадцатизарядной «Береттой» за поясом повернулся и направился прямо ко мне. «Ну все, как минимум отберет камеру, а что будет как максимум, думать не хотелось». Подошедший амиго неожиданно улыбнулся и предложил сфотографироваться вместе и даже разрешил посмотреть пистолет. Тут вернулся водитель с полиэтиленом, бесцеремонно прервал «дружбу народов» и мы достаточно быстро уехали. На мой вопрос про это место, он уклончиво ответил, что этот район «не рекомендован, для посещения туристами».

Наконец я добрался до Тикаля, затерянного в джунглях провинции Петен. Это огромный город, состоящий из 3000 тысяч строений, дворцов, пирамид, сакральных центров и жилых построек. На сегодняшний день Тикаль большей частью восстановлен и по своему величаю может сравнится с комплексом Ангкор в Камбодже. Его назначение до сих пор не известно, но ученые склоняются, что Тикаль был либо столицей империи майя, либо крупнейшем религиозным центром. На вечный вопрос про майя - зачем потребовалось древним зодчим строить такой крупный город в густой сельве ответа не было и здесь. У входа стоит огромная сейба- священное дерево майя, согласно местным поверьям - основа мироздания. Высоченный, несколько десятков метров ствол и размашистая крона выделяют его на фоне других более мелких деревьев. Гуляя по Тикалю, поражаешься внушительными пирамидами, достигающими 70 метров в высоту и роскошными дворцами с десятками комнат. Пирамиды имеют ступенчатую конструкцию, на вершине почти каждой установлена жреческая комната, куда во времена расцвета империи могли подниматься только посвященные служители культов. Вес некоторых построек достигает 150 000 тонн. Все строения создавались по определенному плану, многие ориентированы на небесные светила, особенно производит впечатление главная площадь с центральными храмами. Вот такой крупный город, где по разным оценкам проживало до 90.000 человек, был сначала построен, а потом по неизвестной причине заброшен. Существует несколько теорий упадка и крушения майя. Многие археологи считают, что в таких тяжелых климатических условиях упадок в принципе был неизбежен, другим объяснением служит некая природная катастрофа, третьим- внезапная эпидемия, четвертым- нехватка продовольствия и пресной воды и пятым- народные восстания. Но что же действительно произошло с цивилизацией майя остается тайной.

Моя основная программа в Гватемале завершилась и я завернул в соседний Гондурас осмотреть еще одно место наследия майя- Копан. Автобус подъехал к границе, мне поставили въездную визу и перейдя под шлагбаумом я оказался в стране, где по мнению шоумэна Николая Фоменко «хорошо калымить». Национальный парк «Копан», расположен всего в получасе езды от гватемальской границы. Посещение этого места произвело на меня очень сильное впечатление. Архитектура построек несколько отличалась от виденных ранее. В Копане отсутствуют высоко возведенные пирамиды и храмы, он напоминает скорее акрополь с платформами, террасами и обсерваторией. Огромный интерес вызвала многоступенчатая каменная лестница, покрытая фигурными иероглифами, рассказывающими историю народа майя. Повсеместно на меня грозно взирали чудища и головы, высеченные из цельного куска камня. Причудливые скульптуры стоят прямо на открытом воздухе, а каменные рептилии охраняют входы в святилища. Прекрасно сохранилась площадка для ритуальной игры в мяч. Была такая игра у древних майя: две команды, по несколько человек в каждой, пасуют друг другу каучуковый мяч весом 4 кг. Отбивать мяч можно любой частью тела, кроме ног и рук. Задача- попасть в кольцо, закрепленное на определенной высоте от земли. Какая из команд больше попадала, соответственно, выигрывала матч. Проигравшим (а может победителям, точно не известно) отрубали голову, принося ритуальную жертву. Игра носила не только развлекательный, но и сакральный характер.

Покинув Гондурас, я заехал не надолго в Сальвадор. Визу пришлось ставить через посольство Сальвадора в Гватемале, дипломатических отношений с Россией у Сальвадора, по-моему, нет. Да простят меня сальвадорцы, но особо интересных мест я в их стране не обнаружил. Посетил я, конечно, очень красивое горное озеро и отдохнул на великолепном пляже на берегу Тихого океана, где растет замечательная кокосовая пальма, ствол, которой разветвляется на три верхушки. Как ни старался гид удивить меня еще чем-то, у него не получилось, так что, специально лететь в Сальвадор я бы не рекомендовал, а факультативно провести пару дней не плохо.

Обратный перелет до Москвы снова был с мексиканским транзитом. Промежуточная стыковка в Мехико между рейсами была десять часов. Философски отнесясь к долгому ожиданию, я решил погулять в транзитной зоне аэропорта и магазинам «Duty Free». Не тут то было. Пограничники, не обнаружив в моем паспорте мексиканской визы, испытали такую радость, как будто поймали Джеймса Бонда, и мои прогулки по территории аэропорта проходили в сопровождении двух полицейских. Хорошо, что еще наручники не надели! И мне еще, оказывается, повезло, что вообще разрешили передвижение, так как я произвел положительное впечатление на старшего офицера. Тех, кто производил отрицательное, держали в запертой комнате. Временно избавиться от секьюрити мне удалось только в баре, туда они не заходили. А в баре оказалось сто видов текилы, так что время ожидания рейса пролетело достаточно быстро. Вот так и закончилось мое путешествие по Мезоамерике, одном из интереснейших, самобытных и загадочных мест на Земле.


Эльдар Самедов

Ссылки по теме: