GEOGRAFIA.ru ГЕОГРАФИЯ.ру Страноведческая журналистика |
||
Главная
страница Личный
опыт путешествий по странам «ОБНАЖЕННЫЕ
БАОБАБЫ», Александр Мацкевич Сенегал, Мали
Дженне
Самолет быстро снижается в
кромешной тьме. “Как же он его
посадит, в темноте-то?”. Легкий
толчок, и – я в Бамако, столице
западно-африканской страны
Мали, одной из пяти самых
бедных стран в мире. Тут не до
лампочек на посадочной полосе.
Было бы что поесть.
А на утро – долгая дорога
по совершенно великолепному
шоссе, даже по американским
стандартам, и кстати
совершенно пустому, мимо
огромных обнажённых баобабов и
маленьких деревушек с
глиняными мазанками. Раз уж мы
коснулись обнажённых баобабов,
то причина их обнажённости –
климат Мали. Пустыня. Сезон
дождей закончился. Яркое
солнце. Ни единого облачка.
Баобаб, как медведь,
погружается в спячку, сбросив
все свои листья, и таким
образом сократив до
абсолютного минимума свои
потребности в воде. Вот когда
начнется дождливый сезон и все
реки выйдут из берегов, затопив
всё вокруг, вот тогда каждый
гигантский баобаб предстанет
во всей своей красе. Хотя для
меня любой баобаб очень
красивый. Я к ним неравнодушен.
И, наверное, не объективен.
Каждый год по окончании
сезона дождей все жители
города собираются здесь и
чинят размытую мечеть, которая
к тому времени оказывается в
аварийном состоянии. Для
удобства “строителей-добровольцев”,
из всех стен мечети, и даже из
ее башен горизонтально торчат
деревянные сваи, выполняющие
роль ступенек.
Я сейчас описываю “Великую
Мечеть”, построенную в
типичном западно-африканском
стиле, и ловлю себя на мысли,
что если вы не увидите хотя бы
фотографию этой мечети, или
других зданий в этом стиле, то
все равно не сможете себе этого
представить, настолько этот
стиль необычен. Несколько лет
назад я сидел у себя дома на
диване и занимался любимым
делом – рассматриванием
очередного журнала
туристического агентства.
Раньше я их листал и искал что-нибудь
интересное, где я еще не был. В
последнее время я смотрю эти
журналы с не меньшим
удовольствием, но увы – “белых
пятен” для меня почти не
осталось. И вдруг – фотография
невероятной мечети в Дженне, а
перед ней – невероятный базар.
А под фотографией надпись –
“даже для опытнейшего
путешественника эта поездка
явлается серьёзным
испытанием”. И настолько это
увлекло моё воображение, что…
короче говоря, вот – мечеть,
вот – базар, и вот – я.
Остановись мгновение!
Мопти
Мопти – это западно-африканский
портовый город во всей его
красе. Здесь и узкие улицы,
забитые людьми, и базары, и
глиняные мечети в том же стиле,
что и в Дженне, хотя не такие
большие и не такие красивые,
есть здесь и гостиницы, и банки,
и рестораны, но всё это на
заднем плане. А на переднем –
река Нигер, широкая, красивая,
со множеством каноэ и
двухэтажных пирог, на которых
со всей страны в порт, а из
порта снова по всей стране
доставляют всевозможные
товары, еду, соль из пустыни
Сахара, животных на продажу.
Нигер – это самая важная
артерия страны, а Мопти –
главный порт Нигера.
Когда вы сидите в баре для
иностранцев на холме над
портом, картина кипящей под
вами жизни просто неописуема.
Как и в прошлые столетия, к
причалившим пирогам бегут
женщины в ярких одеждах,
мужчины-разгрузчики снимают
тюки и мешки, передают их
женщинам, те легко ставят их на
головы, и даже не придерживая
их рукой легко ускользают, в то
время как на их место уже
встают другие женщины. На
соседней пироге крепкие
мужчины осторожно, почти что
нежно, опускают с верхнего
этажа стадо овец, одну за
другой, которых так же нежно
подхватывают мужчины снизу,
ставят на лодку и аккуратно
доставляют на берег. Не
подумайте, что тут так уж любят
этих овец. Просто эти овцы –
большое состояние в бедной
стране, и поломать случайно
ножку у овечки, это почти как
для американца наехать по
пьяной лавочке на фонарный
столб на своем единственном
Роллс Ройсе.
Вечером я попал на футбол.
Да ещё какой футбол! Это был
матч Мали – Нигерия за третье
место в чемпионате Африки.
Вначале зрелище было печальное.
Играли плохо, каждую минуту
кого-то травмировали. Потом
разыгрались. Малийцы явно
играли лучше, сидели на воротах
Нигерии, но свой первый и
единственный удар по воротам
противника сделали только за
минуту до конца матча, попав в
верхнюю перекладину. А
нигерийцы за всю игру провели
лишь одну контратаку и…
выиграли 1:0. Пятнадцать тысяч
малийцев активно, но как-то по
доброму, болели за своих. Среди
зрителей было много женщин,
каждая третья кормила грудью
своего ребёнка, периодически
вынимая то одну большую сисю,
то другую. По окончании игры
все очень организованно и
спокойно покидали стадион, а я
побежал в телефонную будку
звонить маме. Через десять
минут вспомнил, что оставил в
будке свою бутылку с
минеральной водой – большую
ценность для африканцев. Решил
вернуться исключительно ради
интереса. Неужели никому из
тысяч проходящих мимо
африканцев не придет в голову
забрать забытую бутылку? Ещё
через десять минут я шёл по
Мопти с… бутылкой в руках.
Странные они, эти малийцы! И
очень честные!
Тимбукту
Где-то в России есть город
Тьмутаракань. Я еще никогда не
встречал никого из
Тьмутаракани, но даже не очень
образованный русский человек,
слабо разбирающийся в
Российской географии, и
никогда не слыхавший о крупных
городах России, знает о
существовании Тьмутаракани,
ибо этот город является в
русском языке символом чего-то
даже не далекого, а
недостижимого. Для всего
остального мира, к позору
своему даже и не
подозревающего о том, что есть
такой славный город на Руси,
знамя Тьмутаракани гордо несет
не менее славный город
Тимбукту. Когда-то, в 14 веке, это
была столица огромного,
процветающего и мощного
государства – Империи Мали.
Благодаря своему расположению
на краю великой пустыни Сахары,
и являясь фактически первым
населенным пунктом на пути
многочисленных караванов
пересекающих Сахару, Тимбукту
был центром торговли,
исламской культуры и религии. А
затем в водах Атлантического
океана появились первые
корабли европейцев, были
установлены новые торговые
пути, теперь уже через океан,
всё меньше караванов заходили
в Тимбукту, всё меньше денег и
драгоценностей оседало в
сундуках его правителей.
Тимбукту стал символом чего-то
далекого и заброшенного, а
выражение “Дорога в Тимбукту”
означает дорогу в никуда, на
край света, в место, за которым
уже никаких дорог больше нет. В
Тимбукту не осталось никаких
старых зданий, ведь всё было
построено из глины. Ничего не
напоминает о его былом величии,
и тем не менее каждый редкий
турист, которого когда-нибудь
занесет в Мали, обязательно
старается попасть хоть на
денек в Тимбукту, просто чтобы
потом говорить себе всю жизнь
“Я был в Тимбукту!”.
Стоит ли удивляться, что
рано утром я шел по асфальтовой
дорожке крошечного аэропорта
Мопти к крошечному самолетику,
который должен был унести меня
в Тимбукту. С одной стороны, дух
захватывало от мысли, что через
час я буду в легендарном городе.
С другой – я смотрел на этот
самолетик. Рядом со мной шли
два белых пилота. За несколько
дней в Африке я отвык от
странного вида странных людей
со странной кожей. Зеркал в
Африке не много, и я даже не
замечал, что у меня кожа тоже
была какая-то болезненно-розово-желтая,
не нормальная, как у всех
вокруг, не черная. Я
приблизился к пилотам, чтобы
высказать мое почтение, и
вдруг…
Николай и Андрей работали
на Аэрофлоте, работы дома, в
Рязани, не найти, вот и
подписали они контракт и
поехали на заработки в Африку.
Андрей еще совсем молодой, это
его первый африканский
контракт, а Николай уже провел
здесь несколько лет, в разных
странах Западной Африки.
Платят неплохо, работа не
нервная - нет никаких других
самолетов в воздухе, никаких
воздушных коридоров и
авиадиспетчеров. А по
окончании контракта, можно
вернуться в Рязань и наконец-то
купить для семьи квартиру. Всё
хорошо, но только тяжело без
семьи, вдали от дома. И вдруг –
родная речь!
Кабину пилотов от
“пассажирского салона”
отделяла лишь занавеска,
которая через несколько минут
полета была отодвинута в
сторону, я крепко обнял спинку
кресла пилота, чтобы не
вылететь в форточку в случае
резкого толчка. Но толчков не
было. Пилоты были великолепные,
и я так и не понял, зачем на
одной из дверей самолета было
напечатано большими русскими
буквами “ОТОРВИТЕ”. Что? Зачем?
Где? У кого? После небольшого
воздушного тура по пустыне
Сахара, специально для меня, о
чём остальные пассажиры даже и
не подозревали, мы совершили
отличную посадку в аэропорту
Тимбукту, причем я не только не
пристегнулся, но даже и не сел,
а продолжал стоя обнимать
кресло. Как это здорово
смотреть на приближающуюся
посадочную полосу, чувствуя
себя почти что пилотом! Мы
тепло попрощались,
договорились встретиться
вечером, они уехали в свою
гостиницу, а я - смотеть город.
Из аэропорта я прежде всего
попал в старую глиняную мечеть,
единственную, куда в Мали может
войти не мусульманин. Я провел
в ней минут 10, потом еще минут 10
- катаясь на машине по городу, и
на этом тур Тимбукту
закончился. И не удивительно.
Собственно говоря, весь город
состоит из одной главной улицы,
посреди которой лежало стадо
из 8 овец, и нескольких боковых
улочек. Отпустив водителя, я
отправился гулять в одиночку.
Это оказалось труднее, чем я
думал. Дело в том, что улицы
Тимбукту покрыты не асфальтом,
не бетоном, не булыжником, а …
песком. Везде – песок. Это же
ведь Сахара! Причем он
настолько мелкий! Мельче муки.
Как пыль. Только жёлтая. Через
минуту в каждой из моих
кроссовок было по фунту этого
муко-пыле-песка, и каждый шаг
давался тяжелее и тяжелее.
Выход был простой, но по-видимому
весьма необычный для
“тимбуктинцев”. Иначе чего бы
они все косились на меня, когда
я шёл по центральной улице
босиком? Подумаешь,
центральная, пять минут ходьбы
от конца до конца.
Я уселся на теплый песок
перед шатром, в котором жила
мать верблюжьего проводника.
Для меня, как почетного гостя с
долларами, был сразу
приготовлен чай, подошли
другие родственники-мужчины,
уселись рядом. На подносе
принесли три крошечных
стеклянных стаканчика с
традиционно-суперсладким чаем.
Я взял один из стаканчиков.
Пальцы сразу же приклеились к
его липким и, наверное, никогда
не мытым граням. Ха, не впервой!
В Африке с гигиеной всегда
катастрофа. Бог даст, пронесет.
Так или иначе. Выпив
чаю (с трудом, ибо там было
больше сахара, чем воды), я
поставил его на поднос вместе с
другими пустыми стаканчиками,
поднос унесли, а через минуту
принесли назад, заполнив
стаканчики новой порцией
сахарного чая. Или чайного
сахара. Так, а какой из этих
стаканчиков мой? Остальные
мужчины быстро взяли по
стаканчику, и я взял последний.
Какая разница – мой или не мой?
Можно подумать, что мой чище
других. По традиции полагается
выпить три стаканчика, но я
умело отказался от последнего.
Хозяйка не настаивала, тем
более, что я всё равно уплатил
за все три. А как же? Я же с
долларами, а с такими, как я,
законы гостеприимства слегка
модифицированы.
Проводник хотел меня
закинуть назад на верблюда,
чтобы везти назад в Тимбукту,
но я наотрез отказался, ибо не
хотел тащить верблюда целый
час в одну сторону, а потом ему
бедному назад целый час
переться. Переводчик стал
объяснять, что проводник может
потерять работу, если
“начальство” узнает, что он не
выполнил все оплаченные
функции, но я сказал, что натёр
себе зад, а с этим уже не
поспоришь. Не будут же они
проверять!
Мы шли по пескам Сахары.
Солнце садилось за горизонт
где-то в песках. Стало темнеть.
Было так красиво.
На следующее утро я приехал
в аэропорт за несколько минут
до пилотов. Аэропорт – это,
конечно, очень громко сказано,
но чтобы попасть в эту комнату,
надо подняться по ступенькам и
пройти аж между колоннами. За
одну из них я спрятался. Машина
с пилотами остановилась в
нескольких метрах от меня, и
Николай с Андреем не спеша
стали подниматься по
ступенькам. И вдруг над славным
Тимбукту и нескончаемыми
песками Сахары впервые в
истории прогрессивного
человечества прогремел
Советский Гимн в великолепном
исполнении меня. Причем именно
в советском варианте с Союзом
Нерушимым. Новый вариант я ещё
не выучил.
Пока остальные пассажиры
ждали в комнате, я на правах
друга капитана пошел к
самолету мешаться в ногах у
Николая и Андрея, пока они его
осматривали. А потом был
великолепный полет с
промежуточной посадкой в
маленькой деревушке посреди
пустыни. А потом мы
фотографировались в кабине
самолета, летя над Сахарой. А он
летел сам по себе. Не по рельсам
же! А потом, снова специально
для меня - тур Мопти с высоты
птичьего полета. Ну так
опоздали с посадкой на пару
минут. Как будто в Африке кто-то
следит за расписанием. Что это
– Швейцария? А потом – долгие
обьятия на посадочной полосе
перед самолетом. Когда еще
Николай и Андрей снова услышат
русскую речь?
Страна Догон
В самом начале 14-ого века
племя Догон, пытаясь укрыться
от других племен и от
наступающего по всем фронтам
Ислама, заняло небольшой
горный массив Бандиагара,
довольно необычный для очень
“плоского” Мали. Так и
называют теперь весь этот
район – Страна Догон, хотя
племя Догон пришло сюда лишь
после того, как отсюда исчезло
другое племя – Теллем. Ничего
не известно о Теллем, за
исключением легенд Догон,
согласно которым были Теллем
маленькие и краснокожие. А еще
они могли летать. Ибо как еще
смогли бы они попасть в свои
домики, построенные на
отвесных 100-метровых скалах?
Домики эти сохранились и по сей
день, волнуя воображение, и
порождая всё новые догадки и
теории.
Догон тоже вначале жили на
скалах, хотя в гораздо более
доступных местах, а
относительно недавно
спустились вниз и сейчас живут
в деревушках, в которых нет
электричества, телефона,
канализации и дорог. Догон в
большинстве своем исповедуют
свои древние религии,
совершают обрезание как
мальчиков, так и девочек, и
жизнь их, наверное, мало
отличается от той, какую их
предки вели в каменном веке. Их
базары исключительно красочны,
благодаря невероятно ярким
одеждам женщин, но продается
там в основном еда и посуда, в
которой эту еду едят. Транспорт
между деревушками,
расположенными в 5-10 километрах
друг от друга, состоит либо из
повозки, запряженной лошадью
или мулом, либо из… ног. Будучи
марафонцем и противником
эксплуатации животных, я,
насколько это возможно,
пользовался, естественно,
вторым вариантом, то есть
своими ногами. Должен признать,
что идти от одной деревушки к
другой – это не меньшее
удовольствие, чем гулять по
самой деревушке.
Попав в первую из них, я был
сразу же окружен огромным
количеством маленьких детишек,
от годика (или даже меньше), до 6-7.
Кто-то был в майке и трусиках,
кто-то без майки, кто-то без
трусиков. Я думаю, что они даже
не подозревают о существовании
такой вещи как игрушка. У
большинства из них был
“грязный нос”, что явно
указывало на серьезную
проблему с респираторными
заболеваниями. Я думаю, что
такими мелочами шаманы в
Стране Догон даже и не
занимаются. И детишек это тоже
не волновало. Их гораздо больше
волновал я – такой странный, с
такой необычно болезненной
кожей. И вот представьте себе
эту картину – я медленно гуляю
по исключительно интересной
деревушке с узенькими и
обязательно неровными
улочками (ровная улочка, по их
поверьям, приглашает несчастье).
За каждый палец обеих рук меня
держит ребеночек, и иногда даже
начинается небольшая война за
право держать этот палец. Одна
маленькая девочка в течение,
как минимум, пяти минут очень
медленно и очень внимательно
гладила мою руку чуть выше
кисти, серьёзно изучая её,
аккуратненько дергая меня за
волосы. Я уверен, что дети
видели белых туристов и раньше,
но может быть никто из этих
туристов не ходил вот так по их
деревне, держа их за руки. Когда
мы дошли до того места, где я
начал свой поход, и пришло
время мне расставаться с моими
ребятишками и идти в следующую
деревню, я построил их по росту
и стал раздавать им конфетки.
Для них это был огромный
праздник, дети тянули руки,
плотно прижавшись к тому, кто
стоял перед ними, чтобы
получить свою драгоценную
конфетку поскорее, но никто не
пытался отнять её у малышей,
получавших конфетку первыми,
никто не выталкивал никого из
очереди. Получив подарок, они, с
глазами полными счастья и
благодарности, говорили мне
“Мерси, месье” (почти вся
Западная Африка говорит по-французски,
помимо местных языков), и
убегали. Я остался один. Почти
один, так как вдруг ко мне
подошла девочка лет пяти и
стеснительно протянула свою
ручку и дала мне… конфетку.
Другой ручкой она указала на
землю сзади меня, где я эту
конфетку случайно уронил. Ей
даже не пришло в голову
положить конфетку в карман и
продлить свой праздник ещё на
несколько минут. Я смотрел на
эту девочку и думал о том, что
она, как и другие дети в этой
деревушке, в Стране Догон, в
Западной Африке, никогда не
достигнет академических высот,
может быть даже не научится
читать, но не многие дети в мире
смогут достичь её высот духа и
порядочности.
Несмотря на царившую здесь
страшную нищету, я приходил в
очередную деревушку, ставил
свой рюкзак у большого дерева и
шёл гулять. Когда я приходил
назад через час-другой, вокруг
моего рюкзака неизменно сидели
взрослые и дети, с интересом
рассматривая его. Ну а с моим
появлением, и меня. Ко мне
подходили, здоровались, жали
руку, но никто никогда не
прикасался к рюкзаку. Однажды
один мальчик лет пятнадцати
взял меня за руку и долго водил
по своей деревне. Он отвел меня
к своей маме, потом к тёте,
потом ко второй жене своего
папы (многоженство в Западной
Африке разрешено), потом к
соседу, которому недавно
стукнуло 103 года, потом полез со
мной на скалу заглянуть в
заброшенные домики Догон. Он не
говорил ни слова по-английски,
но когда есть желание общаться,
языковой барьер рушится
моментально. Он не просил денег,
он просто хотел пригласить
меня на часок в свою жизнь.
Свою первую ночь в Стране
Догон я провёл в самом шикарном
отеле, который там был. Отелем
назывался большой двор,
заставленный кроватями, штук 30,
наверное. “Кроватью” была
грубо сколоченная деревянная
рама, а внутри нее было много
ветвей деревьев, связанных
паралельно друг другу.
Естественно, ветви эти были
разной толщины, неровные, с
сучками. Для большего комфорта,
мне на них положили простынку!
Ночью температура резко, очень
резко упала, так что когда в
предрассветной кромешной тьме
вокруг меня начали блеять и
стонать петухи и ослы, меня
такие мелочи уже совершенно не
беспокоили.
Вторую ночь я провёл в
очень живописной деревушке на
вершине скалы. Она находится на
расстоянии как минимум 10
километров от ближайших
населенных пунктов, и меня и
еще троих посадили в повозку,
запряженную старой лошадью.
Может быть она была не старая,
может быть у нее просто было
плохое настроение, но шла она
очень медленно и грустно.
Конечно же, я сразу соскочил с
повозки и всю дорогу шёл перед
ней, умоляя её идти чуть
быстрее, чтобы избежать
хлестков её юного хозяина,
опасливо косящегося на меня
после каждого “незаметного”
удара.
На этот раз я спал в
глиняной хижине, на матрасе,
валявшемся на земле. Матрас
этот никто никогда не чистил,
был он покрыт толстенным слоем
пыли, но хотя бы было не так
холодно, а с моим свитером под
головой было даже
комфортабельно, и лицо не
касалось матраса, так что - всё
в порядке!
Бобо Диулассо
Интересно оказаться в
стране, о которой никто никогда
не слышал. Ну ладно, пускай не
“никто”, но у подавляющего
большинства людей, которым я
говорил, что собираюсь ехать в
Буркина Фасо, реакция была
одинаковая. Смесь удивления,
непонимания и сомнения в моем
психическом здоровьи. И вот –
очередной важный чиновник в
военной форме за покосившимся
столом под деревом у дороги,
очередной штамп в моём
многострадальном толстенном
паспорте без единой
незаштампованной странички, и
где-то вот тут уже начинается
Буркина Фасо!
Я читал о том, что в февраль
– не лучший месяц для
фотографов в Западной Африке,
так как именно в это время года
из Сахары дует дхарматтан –
ветер с песком, который
застилает небо и покрывает всё
буро-серо-коричневым туманом. Я
был приятно удивлён ярко синим
небом Мали и ждал дхарматтан
хоть на денёк, и этот день
наступил по пути в Буркина Фасо,
когда “в тумане” почти
скрылись роскошные гигантские
баобабы вдоль дороги, скрылось
солнце, скрылись деревни, да
периодически скрывалась и сама
дорога! Но неизменно
появлялась снова, и в
результате привела меня в один
из главных городов Буркина
Фасо – Бобо Диулассо. Надо
признать, что огромной разницы
между Мали и Буркина Фасо нет.
Вроде бы, Буркина Фасо чуток
побогаче, хотя и входит вместе
с Мали в пятерку беднейших
государств мира. А ещё Буркина
Фасо позеленее, ибо являясь
южным соседом Мали, она (он, оно?)
ближе к экватору и дальше от
Сахары.
В самом городе Бобо
Диулассо есть три
достопримечательности. Во-первых,
большая глиняная покрашенная в
белое мечеть. Когда я сказал её
служителю, что был в мечетях
Каира и Стамбула, Иерусалима и
Аммана, он был так счастлив, что
немедленно разрешил мне,
неверному, но “почти верному”,
войти и даже пригласил
подняться на башню, с которой
муэдзин призывает к молитве. Не
исключено, что те три доллара,
что я ему дал, тоже сыграли свою
положительную роль в его
мудром решении.
Вторая
достопримечательность Бобо
Диулассо – его старый квартал
с глиняными мазанками и
секциями для кузнецов,
пивоваров, музыкантов-сказителей
и гончаров. Рядом протекает
речка, куда сбрасывается весь
мусор, остатки еды, включая ту,
которую уже один раз съели,
здесь же стирают, моются, но к
африканской гигиене я уже
привык. Третья
достопримечательность это
огромный базар, по типу
советских. Есть центральная
крытая или полу-крытая часть, а
вокруг неё множество рядов со
столиками, мини-магазинчиками.
Когда покупателей немного,
продавцы уходят спать или
просто общаться с друзьями,
оставив всё своё добро на
столах, за которыми никто не
следит. Не могу не упомянуть,
что ночь я провёл в шикарном
отеле с телевизором,
кондиционером, и даже с сеткой
вокруг кровати, так что в эту
ночь в моей комнате комары
остались голодными.
Бобо Диулассо окружен
множеством интереснейших
деревень с избушками из
красной глины с соломенными
остроугольными крышами, там
есть джунгли, речки, водопады,
озёра со сказочными кувшинками,
лилиями и …гигантскими
бегемотами. Там даже есть
небольшой “национальный
парк” с узенькими
вертикальными каменными
скалами совершенно
нередаваемой формы. Так что те
два дня, что я провёл в Буркина
Фасо, были отличные. По дороге
назад в Мали водитель машины
заблудился, и мы провели часа
три медленно пробираясь через
столбы нами же поднятой красно-оранжевой
пыли, периодически выкапывая
машину из песка, и понятия не
имея, в ту сторону мы едем, или
совсем в другую. Когда мы всё же
выехали на шоссе, это было уже
Мали, так что я теперь могу
сказать, что пересек границу
нелегально, сам того не
подозревая. А еще я пришел к
выводу, что довольно хорошо
смотрюсь блондином. Через пару
дней мне, наконец, удалось
смыть всю эту красную пыль с
волос, и из блондина я опять
превратился в полуседого
мужчину средних лет. А жаль…
Дакар
Самолет должен был
вылететь из малийского Бамако
в сенегальский Дакар в 11 вечера.
И опоздал. Часов на семь. С
хвостиком. К счастью, я уболтал
пожилого и очень серьёзного
пограничника-таможенника
разрешить мне без “выездного
штампа” в паспорте пройти на
второй этаж аэропорта, где я
очень удобно устроился на
рваных креслах и… чуть не
проспал вылет. Проснулся я,
когда начало рассветать, и
публика приготовилась к
посадке в самолет. Я лично к ней,
к этой посадке, был готов еще
часов десять назад. Моё
внимание привлекла одна очень
необычная пара. Он был белый,
смуглый, модно одетый, с
длинными черными волосами. Она
была чернокожая с абсолютно
европейскими чертами лица,
высокая, стройная, с морем
эмоций на исключительно
выразительном и
привлекательном лице. Даже не
столько красивом, сколько
привлекательном.
Я зашел в самолёт, уселся у
окна и приготовился продолжить
прерванный процесс сна, но в
этот момент рядом со мной села
та самая пара. Я почему-то спать
тут же расхотел. Женщина села
со мной рядом, а ее друг – у
прохода. Он сразу же подхватил
у меня “эстафетную палочку”
и… уснул. А мы с ней проболтали
весь полёт длиною в вечность.
Нет, всего часа полтора. Она
родилась в Эфиопии. Отсюда и
свойственные эфиопам
“европейские” черты лица. Её
друг – из Франции. Она работает
дизайнером. Он – хозяин
ресторана. Живут они в… Ньй-Йорке.
А еще она почти вегетарианка,
страшно любит путешествовать,
у неё нет детей, она не хочет
детей, ей 40 лет, она чувствует
себя на 16 и хочет радоваться
жизни, и … короче говоря, чем
больше мы с ней болтали, тем
больше меня поражало,
насколько у нас с ней было
много общего, и насколько мне с
ней приятно разговаривать. Вне
сомнения - и ей тоже, так как её
потрясающе выразительные
глаза горели так ярко, и говоря
со мной она постоянно касалась
своей рукой моей руки, сама
этого не замечая, как бы
передавая мне прикосновением
свои эмоции.
Самолёт приземлился в
Дакаре. Француз проснулся. Мы
все пошли к выходу. Зная, что я
путешествую один, и меня никто
не встречает, в то время, как их
ждут в аэропорту друзья, они
предложили подвезти меня в
центр города, а по дороге,
естественно, и обменяться
визитными карточками, чтобы,
конечно же, встретиться в Нью-Йорке
через пару недель, когда мы все
снова будем дома. Они пошли
взять багаж, а я, путешествуя
всегда только с маленьким
рюкзачком, стоял и ждал их у
выхода из аэропорта. И вдруг я
вспомнил одну историю из книги
Александра Грина, которую я
читал лет 30 назад, как минимум,
поэтому могу безбожно
переврать, но главное – идея.
Вот эта история очень вкратце.
К молодым Мужу и Жене на
несколько дней приехал в гости
Друг Мужа. Все были очень рады
встрече. А потом Муж куда-то
пошел ненадолго, за бутылкой
вина, кажется. И вдруг Жена и
Друг почувствовали такую
любовь друг к другу, что, ну
просто, как в сказке. Вернулся
Муж, и они сели обедать. Во
время обеда Жена и Друг не
могли отвести глаз друг от
друга, в то время как Муж ничего
не замечал, и был страшно рад
тому, что его Друг проведёт с
ними несколько дней. После
обеда Друг вдруг вспомнил, что
забыл что-то в соседнем городе,
и обещал вернуться к вечеру. Из
соседнего города он прислал
телеграмму, что неожиданно
заболел кто-то из его родных, и
он обязательно приедет к ним
через неделю или две. Муж и Жена
больше уже никогда Друга не
видели, они жили счастливо и
долго, состарились на одной
подушке и умерли в один день.
Вся эта романтическая
история молниеносно
пронеслась в моём мозгу, после
чего я быстро вышел из
аэропорта, вскочил в ближайшее
такси, и не торгуясь, как
полагается в Африке, понёсся в
центр Дакара.
Сенегал – сосед Мали, но
между этими странами – века и
континенты. Мали – страна
очень бедная, там почти нет
туристов, почти нет никаких
индустрий, фабрик, заводов. Там
не увидишь высоких зданий, зато
подавляющее большинство
женщин одеты в национальные
африканские одежды. Порою
кажется, что там остановилось
время. А в Сенегале время не
остановилось. Оно растерянно
движется в разных направлениях!
Когда-то именно здесь в
Сенегале погружали на корабли
несчастных чернокожих рабов и
отправляли в совершенно
нечеловеческих условиях в
Европу, а позднее в Америку. И
сенегальцы это помнят. Хорошо
помнят.
Сенегал - страна не бедная,
машин на улице множество, а
вместе с машинами и кошмары
цивилизации – дорожные пробки,
воздух, которым невозможно
дышать. Из машин орёт музыка в
американо-ямайкском стиле. Я
ехал на такси из одного города
в другой, и в течение трех часов
слушал “замечательную”
песенку со словами: “Не сдавай
свою битву, стой за свои права!”
После потрясающе
интересных деревушек Мали и
Буркина Фасо, грязные бетонные
блоки сенегальских деревень не
вызывали ни малейшего желания
там погулять, тем более, что
вместо уже ставшего привычным
в других странах Западной
Африки приветствия “Сава?” (Как
поживаете?), в Сенегале туриста
неизменно приветствуют
серьезным и настойчивым “Кадо!”
(Подарок!, то есть Дай что-нибудь!).
Я так и стал называть Сенегал –
Сенекадо. Я всё время должен
был напоминать себе, что я всё
же в Африке, а не в безликой
стране Третьего Мира с
архитектурой “под Америку”, с
одеждой, культурой, прическами
“под Америку” (хотя надо прямо
сказать, что не получилось у
них пока “под Америку”).
В часе езды от Дакара
находится Розовое озеро, куда я
отправился на такси. Оно
действительно розовое из-за
очень выского содержания солей.
И на нем можно “сидеть” на
поверхности, как на Мёртвом
море, и не тонуть. Хотя, конечно,
Мёртвое море это Мёртвое море!
Зато вокруг этого озера были
высокие песчаные дюны, и ни
одного человека. То есть, никто
не кричал “Кадо!”, и это уже
было приятно.
Я уже собирался
возвращаться в Дакар, как вдруг
встретил двухметрового
туриста с громким
самоуверенным голосом. Мы
разговорились, и оказалось, что
он из Германии, из Штуттгарта,
где я недавно был. В разговоре
мы подошли к его танку. Нет,
конечно, это был не танк. Танки
обычно немного поменьше. Я не
буду детально описывать это
сооружение на колёсах. Скажу
лишь, что оно было обшито
специальной бронёй и
гигантскими решётками на окнах,
имело внутри спальню, туалет,
душ, и т.д., а также солнечную
батарею, ветряную мельницу,
устройство для определения
месторасположения в любой
точке света, благодаря
постоянному контакту то ли с 11
спутниками, то ли с 14.
Естественно, когда немецкий
турист, которого звали Хорст,
предложил мне поехать с ним в
речную дельту Сине Салум, куда
я всё равно собирался ехать на
следующий день, то я
моментально согласился, хотя
бы ради того, чтобы посмотреть
на лица сенегальцев,
занимающихся своими делами, и
вдруг, высоко подняв голову,
замечающих нас на этом
“танке”. Я думая, что у
американцев, видевших всё на
своем веку, глаза и выражения
лиц были бы такими же. Я
отпустил своего таксиста,
высокого худого старика
Мухтара в синей мусульманской
мантии, и залез в “танк”.
По дороге я узнал от своего
нового приятеля, что он начал
своё путешествие в Германии,
проехал всю Европу, пол-Африки,
включая пески Мавритании. Он с
гордостью повторял, что на его
“машине” можно
путешествовать где угодно, она
никогда нигде не увязнет, не
сломается. Уже вечером, в
темноте, мы доехали до отеля в
Сине Салум, я пошёл в свою
комнату, а он запарковал
“танк” и улегся спать в нём.
Утром, когда мы сидели на
лодочке, наслаждаясь природой
дельты, он немного смущённо
признался, что не заметил, что
почва под тем местом, где он
запарковал “танк”, оказалась
немного мягкая, и машина …
увязла. Но это ничего,
самоуверенно добавил Хорст.
Его “танк” приспособлен ко
всему, и после экскурсии он его
легко вытащит.
Не хочу утомлять вас
деталями, а потому просто скажу,
что к моему глубокому стыду,
через несколько часов
абсолютно безрезультатных
попыток, я был вынужден
оставить растерянного Хорста с
его “танком” в грязи, из
которой его колес было даже не
видно. Вечером я должен был
быть в Дакаре, а на следующий
день улетать домой. Да и пользы
от меня было мало. Хозяин
гостиницы уже позвал всех
жителей городка выкапывать
“танк”, а остальное было делом
техники, точнее времени и денег.
Ни с тем ни с другим у Хорста
проблем не было. Но мне было всё
равно стыдно бросать его с
таким растерянным видом.
Я возвращался в Дакар, на
сердце скребли кошки. Да еще и
было немного жалко моих
марафонских часов, которые я
случайно оставил на озере в
такси старика Мухтара. Дело
даже не в том, что они были
дорогие и имели кучу нужных и
ненужных функций. Просто я в
них 10 Марафонов пробежал, а я
человек сентиментальный.
Через 3 или 4 часа,
наслушавшись песню “Не сдавай
свою битву, стой за свои права!”,
я оказался снова в
загазованном вечернем Дакаре
перед своим отелем. И не
поверил своим глазам.
Счастливо улыбаясь, ко мне
бежал старик Мухтар, высоко
поднимая над головой мои часы,
чтобы я их как можно скорее
увидел.
Я думал об Африке - её
прошлом. Её будущем. Я думал о
девочке, которая принесла мне
конфетку в Стране Догон. О
малийцах, неизменно пожимающих
мне руку, где бы я ни был, и как
бы пытавшихся вложить всё своё
тепло в это рукопожатие. О
детях Буркина Фасо, стоявших
вдоль дороги, и увидев меня в
машине, весело и дружелюбно
кричавших “Тубабу, Тубабу”,
что означает “Белый человек”.
О жителях Дакара, пожимающих
мне руку и не разжимающих её
пока я не дам им денег, а когда я
вежливо отказывался, кричащих
мне, что я расист. О добром
старике Мухтаре.
Верный Мухтар на своём
древнем тарантасике с разбитым
ветровым стеклом медленно вёз
меня в аэропорт по совершенно
тёмным улицам и по шоссе, на
котором в ту ночь свет так и не
включили. АЛЕКСАНДР МАЦКЕВИЧ (США). 2002 год |
||
|