GEOGRAFIA.ru

ГЕОГРАФИЯ.ру

Страноведческая журналистика

 

Главная страница     Личный опыт путешествий по странам

НИКОЛАЙ БАЛАНДИНСКИЙ.

КИТАЙСКИЙ ДНЕВНИК  или  ПУТЕШЕСТВИЕ "ДИКАРЕМ" ПО КИТАЮ. оглавление...

28 ОКТЯБРЯ------------ХАНЧЖОУ

    Вчера поздно вечером приехали сюда из Шанхая. Еще раз убедились, что в руках "ходячих турагенств" проспект отеля ничего не значит. Показали фотографию номера, проспект какой-то гостиницы. Сторговались с 240 до 150 юаней за ночь (берем 2 ночи). Завезли в какую-то дыру. Район очень бедный и совершенно паршивый. Гостиница переделана в саму себя из заштатной "общаги"; найти ее самостоятельно и в темноте просто нереально. Номера чистенькие, только после ремонта. Мы, похоже, здесь первые постояльцы после реконструкции, и уж точно первые иностранцы за всю историю данного заведения. Даже формуляров для оформления гостей и их регистрации у них нет на ангийском языке. Под конец нас вообще не оформляют, а селят так, просто за деньги. Мы вскоре понимаем, что слишком большой доход им принесли: в номерах нет полотенец, зеркала, вешалок, не работает смыв унитаза. Цена номеру максимум - сотня за ночь, если не меньше. Проклинаем Хуанди - легендарного родоначальника китайцев, чья "могила" якобы находится в Сиани (во народ-то дурят; небось, тоже деньги берут за осмотр!). Но все-таки, крыша под головой - тоже неплохо. Посмотрев по ТВ совершенно дурацкий китайский фантастический боевик, засыпаем.

    Наутро пытаемся выбраться из этой клоаки на Божий свет. С горем пополам добираемся на такси к ближайшему берегу озера Сиху. Еще с час бродим по берегу в поисках стоянки прогулочных катеров. Находим и берем мини-круиз за 25 юаней с человека. Экскурсионные суда постоянно курсируют отсюда по глади озера; можно высаживаться на островах, гулять и продолжать на следующем катере прогулку, что мы и делаем.  "Средний павильон" кроме лавок с сувенирами ничего предложить не может, а вот остров Нижний Йинь-Чжоу  гораздо более интересен и ценен с художественной точки зрения. Внутри он вмещает в себя 4 маленьких озерка. Дамбы образуют перекрестие; по четырем сторонам света сориентированы павильоны, выходящие на озеро. Погуляв по озеру и отведав изумительных горячих рисовых пирожных, плывем назад в город. Здесь садимся на автобус повышенной комфортности за 2 юаня/чел вместо обычного одного. В салоне кроме нас - один человек, тем не менее девушка-кондуктор что-то вещает в микрофон о красотах Ханчжоу - своеобразная экскурсия по городу. Объезжаем озеро с севера, проезжаем кумирню Юйфэя, полководца XI века. Конечная - монастырь Линъинсы. Надо признать, что из всех виденных нами монастырских комплексов этот - наиболее грандиозный и интересный. Чего стоит только примыкающая к монастырю гора, испещренная каменными изваяниями будд и боддхисатв, такие же, как в Лунмене под Лояном. Здесь множество пещер и укромных уголков, куда дневной свет проникает едва-едва, пробираясь сквозь плотную шапку листвы высоких древ. Этот лес - влажный субтропический, перетянутый лианами. Он полон таинственности, словно только сошел со страниц романов fantasy. Местной главной достопримечательностью является вырубленная в скале композиция, главный герой которой - пузатый боддхисатва, сытый, довольный и жутко веселый.

    После монастыря решаем ехать в музей чая, расположенный также в пригороде Ханчжоу. К сожалению, приезжаем туда к закрытию, хотя времени только пятый час. Местность  очень живописная. Везде посадки чая. Местные жители предлагают задешево купить молодого чаю (как известно, Ханчжоу - родина чая).  Немного расстроенные тем, что китайские музеи так рано закрываются, едем обратно в город. На посещение одних только его музеев нужен целый день (включая музей шелка, музей фармакологии). Ну ничего. Зато посмотрели, где и как растет китайский чай. Еще  будучи в Пекине, мы купили немного развесного зеленого чая, который пьем по сей день.

    В отеле нам обрадовались. Видно, уж не чаяли нас увидеть. Добирались мы действительно с приключениями. Автобус, маршрут которого по карте выводил на нужную нам улицу, повернул в сторону и завез на улицу без названия - кругом сплошные новостройки. Пробирались "к своим" сквозь туман и завесь цемента и пыли. Еще по дороге пионер, ребятам пример, за нами увязался. Шел рядом, с открытым ртом, слушал, о чем мы говорим. Наверное, юный полиглот, хотел определить на слух, на каком языке мы говорим. Когда с таксистом договаривались, он мне просто в рот смотрел. Нет, не полиглот. Наверное, обычный идиот.

    Оторвавшись от ночного попутчика, долго плутаем по переулкам той черной дыры, где нас поселили. Шофер раз десять выходил из машины узнавать у аборигенов, куда ехать. Наконец, показались знакомые красные бумажные фонари над входом в наш отель. На эту ночь мы спасены.

29 ОКТЯБРЯ-------------------Дорога на Хуаншань

    Сегодня - знаменательный день. Достигнув в Шанхае крайней восточной точки нашего путешествия, спустившись немного на юг, в Ханчжоу мы начинаем постепенный путь на Запад, к дому. Впереди еще масса интересного, но большую часть мы уже посмотрели, посетив основные исторические города Китая. Теперь мы будем знакомиться прежде всего с природными красотами в той части страны, которая лежит к югу от Янцзы.

    Пока пытаемся выбраться из нашего зачуханного квартальчика, встречаем пожилого китайца на велосипеде, который спрашивает, куда мы едем. Мы примерно представляем, куда надо идти по нашему вчерашнему опыту. Дедулька говорит по-английски, а затем выясняется, что и по-русски. Был в России 3 года назад, еще не забыл нашу речь. Провожает нас до автобуса; очень тепло расстаемся.

    Едем с маленьким происшествием. В центре города автобус неожиданно останавливается. Небольшая перепалка между пассажирами. Один из них, стоя прямо надо мной, ругается, брызгает во все стороны слюной, кому-то звонит по мобильнику. Стоим с четверть часа, чего-то ждем. Проезжает полицейская машина. Все начинают жестикулировать, стучать в окно, кого-то звать. Машина возвращается, выходят двое полицейских, надевая фуражки. Оказывается, поймали карманника. И слава Богу! В Пекине мы тоже наблюдали сцену погони и задержания какого-то преступного элемента. Здесь, в Ханчжоу, уже второй эпизод такого рода.

    Приехали на автостанцию. Как и ожидалось, именно отсюда идут автобусы на Хуаншань. До отправления ближайшего - 2 часа. Вера отдыхает, а я прогуливаюсь. Ровно в полдень выезжаем на большом автобусе. Дорога занимает более 8 часов, хотя по карте до Хуаншани не более 400 км. Дорога плохая, с ухабами, и крайне узкая и извилистая; часто едем по серпантину. Чем ближе к Хуаншани, тем живописнее местность. В сам город приезжаем в темноте, проезжаем подозрительно пустынный вокзал и почему-то едем мимо… Я уже начинаю беспокоиться, но сменный водитель успокаивает и объясняет, что едем мы к самой горе. Ну что ж, тем лучше. Приезжаем еще через полтора часа. Агенты отелей тут как тут, отвозят в одну из самых приметных гостиниц, даже на туристской схеме обозначенную. Снаружи она лучше, чем внутри. Как мы уже поняли, для Китая характерен приоритет формы над содержанием; для товара главное не суть и качество, а громкое название и яркая упаковка. Берем номер на 2 ночи, по обычной цене 150 юаней. Завтра нас ждет один из самых красивых дней нашего путешествия, по крайней мере, так нам хочется надеяться.

    Городок у подножия Хуаншань какой-то сонный. Он обслуживает только туристов, за счет чего и живет. Еще не поздно, но огни уже потушены. Все спят, и мы следуем их примеру.

30 ОКТЯБРЯ--------------- ХУАНШАНЬ

    Часто говорят: гора Тайшань, гора Хуаншань и т.д. Однако, никакой "горы" Хуаншань не существует. Есть горы Хуаншань. Городишко, живущий обдираловкой туристов, лежит у самого их подножия. Пока идем по улице, ведущей из отеля, и решаем, где бы позавтракать, нас берут в оборот зазывалы и предлагают доехать до фуникулера за 30 юаней. На малюсеньком микроавтобусе довозят по серпантину. Путь не очень далекий, минут на 15. У фуникулера оживление. Продают небольшие посохи, видно для того, чтобы облегчить восхождение. Их обломки потом мы встречали в разных частях заповедника. Мы их покупать не стали. Во-первых, здесь посохи нужны как собаке пятая нога, а во-вторых, китайское "качество"… Толпы желтых, синих, красных кепок. Они уже прибыли. Они готовы разлиться по склонам гор, оставив нетронутыми только их макушки над бескрайним человеческим морем.

    Вход недешев: 80 юаней + 56 за фуникулер. Самый дорогой объект посещения на нашем нелегком пути. Поднимаемся на фуникулере до площадки у пика Лотоса. Удивительно, но здесь еще есть отели! Панорама изумительная; захватывает дух. Внизу - облака. Наверху, по контуру пика Лотоса, по невидимым ступенькам карабкаются маленькие люди. Мы решаем обойти весь национальный парк, даже если нам весь день придется лазить вверх и вниз по этим горам. Оделись мы тепло, в расчете на то, что будет холодно. Но поначалу нам даже становится жарковато. Чем выше поднимаемся, тем становится холоднее, а на душе - жутче. Мой альпийско-швейцарский недолгий опыт уже забыт. Ступеньки на вершину узенькие и чрезвычайно крутые. Один локоть скребет отвесную стену, другой зависает над бездной. Из густых облаков выступают вершины, покрытые редкими соснами причудливых очертаний. Пейзажи в точности повторяют сюжеты китайской живописи "шаньшуй". Впечатления такие, будто поднялись дествительно в обиталище духов.

    День чудесный. Преодолеваем сотни ступенек вверх и вниз. К середине дня народу становится больше. На узких подъемах, где и двоим не разойтись, образуется давка. Группа "белокепочников" лезет вверх, группе "желтокепочников" надо обратно. Воистину, хождение по горам табунами рано или поздно должно закончиться трагически.

    Постепенно погода меняется. Начинает покрапывать дождик. Выходим к восточному фуникулеру, но решаем спускаться пешком. Во-первых, это экономно, во-вторых, еще одна возможность подышать свежим и ароматным горным воздухом. Пейзажи все время разные, но всегда - сказочные. Единственные люди, которым этот пейзаж не в радость - хуаншанские носильщики, поднимающие грузы на своих плечах из города на тысячи ступенек вверх. Для них вся эта окружающая красота полита их собственным горьким потом.

    По дороге вниз встречаем европейца, груженного вещами и фототехникой. Бедняга еще не знал, что еще ему суждено преодолеть, чтобы попасть туда, куда нормальных людей поднимает фуникулер. Даже на самые вершины можно подняться на бамбуковых носилках - эксплуатация чужой мускульной силы в личных целях в Китайской Народной Республике не возбраняется.

    Внизу на спуске людей уже почти нет. Можно насладиться тишиной и покоем, то есть теми двумя вещами, которых в Китае явный дефицит.

    Вечером в городке набредаем на закусочную, хозяин которой говорит по-английски и предлагает гостям меню на ангийском. Узнает, что мы из Москвы, но не знает где это. Неужели из Южной Америки мы приехали на Хуаншань? В раскрытом атласе показываем ему, где находится Россия. Век живи - век учись!

    Кстати, у него мы в первый раз ели пищу, нормально приготовленную. Пригласил позавтракать.

    В нашу гостиницу, на наш этаж заселили экскурсантов. Шумят допоздна. Потом, часа в 4 утра, начинают шумно куда-то собираться. Стучат, орут, громко запускают радио или магнитофон. Через час эта орда куда-то сваливает к нашей огромной радости. Можно продолжать спать.

31 ОКТЯБРЯ---------Город Хуаншань или "Вы никогда не уедете из этого города!…"

    Вчера вечером какой-то торговец назойливо предлагал купить целлофановую дождевую накидку. Я удивился. Сегодня выглянул в окно и все понял.

    Нам повезло. Прибыли бы мы сюда на день раньше - не видать нам гор как своих ушей. Сейчас они затянуты плотным ватником облаков, и дождит яростно. Нужно собираться и выбираться отсюда.

    Пока идем по размокшей улице, нас догоняет вчерашний хозяин харчевни и вызывается нам помочь в отправке из этого местечка. Надевает сапоги, берет зонт и окольными дворами выводит нас на большую дорогу. Там сначала "ловит" микроавтобусы, затем "стопит" легковую иномарку. За 30 юаней нас довезут до вокзала. Расплачиваемся сразу. Краем глаза вижу, как наш друг получает от водителя комиссионные. Уж не позавтракали у него, так хоть так заработает.

    На вокзале узнаем, что поезда до Гуйлиня идут с 2 часов ночи. Сейчас - 11 утра. Перспектива безрадостная. Бегу на автовокзал. Еще больше закручинился: все автобусы либо местные, либо идут не в том направлении. Единственный приемлемый вариант - автобус до Ухани - ушел в 7.50 утра. Следующий - завтра утром. Весь вымок, пока бежал обратно на вокзал. Сердобольные китаянки уже успели здесь "утешить" Веру, что отсюда мы никак не уедем, кроме как на поезде, идущем ночью. Зал ожидания закрывают. Деваться некуда. Осень нас догнала как назло именно здесь, в последний день октября, обрушивая на нас потоки воды. Понуро бреду искать гостиницу. Нахожу ее за 10 минут в двух шагах от вокзала. Бегу на автостанцию, покупаю билеты на завтра до Ухани. Забираю Веру с вокзала. Бежим в отель. Слава Богу, есть горячая вода и кипяток в неизменном термосе.

    Что Бог не делает, все к лучшему. У Веры начался озноб, всю выворачивает наизнанку. "Вот она - китайская жратва!"- думаю я. Скорее всего, желудок, ко всему прочему, не справился с лекарствами от простуды местного производства, рекомендованными в аптеке в Ханчжоу. Весь день наперекосяк. За окном - дождливая тоска. Уедем ли мы от гор Хуаншань или же они не отпустят нас?

1 НОЯБРЯ------------Дорога в УХАНЬ

    Нам был обещан комфортабельный автобус с кондиционером. В принципе, мы его получили, правда, автобус был маленький, но с видеосистемой. В общем, в этой дороге ничего экстраординарного  не происходило. Интересна была лишь паромная переправа через Янцзы. После нее дорога пошла хорошая. По новому автобану шли со скоростью 100 км/час. Крутили китайский фильм про борьбу китайца-кунфуиста с наглыми американцами. Победили наши (китайцы).

    Но под конец система разладилась. Дальше ехали в относительной тишине.

    Приехали в Ухань уже затемно. Несколько раз проезжали по мостам через широкие реки, разделяющие город на несколько частей. Приехали в ту его часть, которая некогда была городом Ханькоу. Добрались на такси до вокзала.  Какой-то корреспондент местной прессы заснял Веру на фотопленку. Так что скоро выйдет ее фото. Жаль, что не увидим.

    Билеты до Гуйлиня были в общий вагон. Мы подумали: если в том свинарнике на колесах, в котором ехали в Цюфу, нашлось место, где можно было вытянуть ноги для сна, то и здесь таковые найдутся. Не тут то было! Народу в вагоне - как сельди в бочке. Не то что лечь, присесть негде. А на каждой станции народ все прибывает. Даже среди стоячих пассажиров намечается давка. Ситуация критическая.

    Через 3 вагона протискиваюсь, нахожу проводника в будке, который продает билеты в спальные вагоны. Расталкивая китайцев, нагло лезущих без очереди, беру 2 билета в СВ. С таким идиотизмом не сталкивался еще нигде. В поезде полно свободных мест, но такая крупная станция, как Ухань, билетов на них не продает, заставляя людей проходить через испытания "общим вагоном". Мало того, "сквозной" билет на весь маршрут тоже купить нельзя. Покупка билетов превращается в некую лотерею, в которой нам все реже везет…

    Попутчики у нас в купе опять попались интересные: молодые ребята-христиане, один из которых очень хорошо говорит по-английски. Они тоже едут до Гуйлиня, тоже проходят через чистилище общего вагона. Вместе сетуем на странные порядки продажи билетов, но самих китайцев стараюсь не ругать из чувства такта. Нам рассказывают, как тяжко в Китае религиозным меньшинствам (а уж как сексуальным - не передать!). Удивляются, что у нас свободно можно купить Библию. На всякий случай обмениваемся координатами.

2 НОЯБРЯ------------------ГУЙЛИНЬ

    Поезд приходит в 10 утра. На вокзале нас приглашает в свой маленький офис средних лет китаец, который оказывается менеджером Гуйлиньского офиса одной из крупнейших турфирм КНР - "CITS". Выбираем отель по вкусу, покупаем билет на завтрашний круиз по реке Лицзян. Для иностранцев это удовольствие дорогое - 460 юаней, но мы решаем попробовать вариант "цивилизованного" туризма по Китаю. Европейцы мы, в самом деле, или кто? Немного отдыхаем и отстирываемся в отеле, идем знакомиться с городом, благо отлеь - рядом с вокзалом и центральной осью города, так что с автобусами проблем нет. С обменом валюты тоже: тот же менеджер поменял нам юани на доллары по курсу черного рынка, который выше, чем в банках. Вообще здесь с турагентствами - полная "труба". С одной стороны, их довольно много. С другой - их специализация ограничивается продажей а/б. Вывески и надписи на английском, естественно, со множеством ошибок, не означают, что персонал говорит по-английски. Найти меню на английском тоже проблематично. Выходит, туристический Гуйлинь именно так подготовлен к приему туристов из-за рубежа? Похоже, это просто обычная восточная лень. Неужели они думают, что достаточно ограничиться "хэлло", чтобы привлечь к себе внимание, ну а дальше что?

    Тем временем ощущаем на себе, что осень пришла и сюда. Пригождаются целофановые накидки. По пешеходному мосту переходим на другой берег Лицзяна. На всем его протяжении строится набережная. Вообще, весь Гуйлинь обстраивается; весь город напоминает огромную стройку. Лет через пять его будет не узнать.

    Мы направляемся к парку Цисин, крупнейшему городскому парку Гуйлиня. Расположенный среди характерных сопок, он по своему живописен. Интерес представляет пещера Дракона, на извилистом "потолке" которой будто отпечатался скелет огромного ящера. Пещера Семи Звезд более скромная, в ней умещается маленькая статуя Будды. Развешаны предупреждения об осторожном обращении с обезьянами, но никого здесь не встречаем. Вообще, парк очень скромен, но примечателен своим ландшафтом.

    Возвращаясь в отель, проезжаем мимо скалы Хобот Слона, спускающейся к реке и являющейся символом города...

3 НОЯБРЯ--------------Река ЛИЦЗЯН

    В 8.15 утра за нами приезжает мини-автобус, в котором сидит еще десяток европеоидов. Едем за 30 км к так называемой Бамбуковой пристани, откуда в основном отправляются суда с иностранцами на борту. Пристань превращена в шикарный терминал, полный сувенирной дребедени по смехотворной для нас цене. Смехотворной, потому что мы теперь уже отчетливо представляем, каковы реальные цены на китайские сувениры и какова разница между той ценой, которую первоначально запрашивают и той, за которую могут отдать товар. Вообще, в таких дешевых странах, как Китай, покупать сувениры в таких торговых центрах для иностранцев или даже в "duty-free" может только очень сбитый с толку человек. Если в Пекине выгравировать свое имя на нефритовой печати (в Гугуне) стоит 50 юаней, то, к примеру, в Цюфу - это уже 5 юаней. Торговаться можно везде и всегда, другое дело, что вдали от скоплений иностранцев цены раз в 10 ниже, а товар тот же самый.

    Наши попутчики - в основном американцы и одна дама из Швейцарии. Круиз на самом деле длится гораздо меньше, чем представлялось (около 3 часов). Описывать красоты нет смысла, лучше смотреть фотографии, чтобы узреть красоту этих мест.  Быть может, долина этой реки - самая красивая в Китае, а может, и во всем мире.

    В Яншо, конечной точке нашего круиза, нам предложили за доплату посетить этнографическую деревню чжуанов. Место оказалось действительно живописным. Нас возили на лодке по речным протокам, провезли под сводами пещеры, показали небольшое этно-шоу с участием переодетых в национальные костюмы мальчиков и девочек, начинающих свою часть представления тогда, когда подплывает очередная партия туристов.

    Похоже, мы здесь первые русские. Девушка-гид говорит, что тоже видит русских на Лицзяне впервые. Нас это наполняет гордостью за самих себя.

    В общем и целом, круиз удался, хотя он дороговат для Китая. Красная цена ему - половина уплаченной суммы. Река Лицзян с менее шикарного суденышка выглядела бы не менее красивой. Такой круиз для китайцев, проплывавших на небольших кораблях, обходится юаней в 200-250. Еще раз убеждаюсь, что быть европейцем в Азии не всегда выгодно.

    Вечером, в назначенное еще вчера время, нас встречает на автостанции наш вчерашний заботливый друг. Поскольку приемлемых по времени отправления поездов на сегодня не было, чтобы не терять драгоценного времени, решаем ехать вечерним автобусом в Наньин, столицу Гуанси-Чжуанского АР, где сейчас находимся, чтобы оттуда отправиться первым удобным транспортом в Куньмин.

    Автобус оказывается так называемым "спальным": вместо кресел - лежанки на двоих в два яруса. Раньше я слышал о существовании таких автобусов, но путешествовать на них приходится впервые. Публика - самая разношерстная. Особенно колоритен водитель, обладающий столь бандитско-злодейским голосом, что становится жутко. Как ни странно, спим хорошо.

оглавление...                        продолжение рассказа...