GEOGRAFIA.ru

ГЕОГРАФИЯ.ру

Страноведческая журналистика

 

Главная страница     Личный опыт путешествий по странам


ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ДОКТОРА РЕДЬКО, СДЕЛАННЫЕ ИМ в ЭФИОПИИ.

СЛАДКИЕ ЖЕНЩИНЫ ПЛЕМЕНИ ХАМЕР
Посвящается удивительным племенам
десятой африканской страны, которую
мне посчастливилось посетить+



Восточную Африку ещё называют "Высокой Африкой". Во времена активного тектонического шевеления планеты (третичный период), произошло поднятие этой части Африканской платформы, с образованием системы грандиозных разломов - рифтов (грабенов).
Горные хребты вокруг них протянулись с севера на юг более чем на 2500 км., дугой от Красного моря - до нижнего течения р.Замбези.
В этой цепи лежат главные вершины континента: Килиманджаро (5895 м), Кения (5194м), Рувензори (5119м). Все они не раз покорены европейцами. Но, есть там и труднодоступные заоблачные нагорья, многие из которых до сих пор остаются малоизученными для современного человека.
Нам стало известно, что на некоторых из них живут древнейшие племена, которые даже среди местных дикарей зовутся "сынами нелюдей". Это сохра-нившиеся потомки той самой "малышки Люси", скелет которой ныне лежит в этнографическом музее столицы Эфиопии - Аддис-Абебе. Ей 3,5 млн. лет; много-много больше, чем библейской "прародительнице людей" - Еве. Вот этих-то дальних родственников Люси мы и вознамерились отыскать в своей очередной экспедиции.
Эфиопия - старейшее независимое государство в тропической Африке. Её название происходит от греческого слова "Айтьопия", означающего -"страна людей с обожжёнными лицами". Это легендарная земля называлась прежде Абиссинией. С ней связаны такие исторические имена, как царица Савская, царь Соломон, их сын Менелик, правивший под именем царя Давида. Это он выкрал из Израиля, привёз и спрятал в эфиопском Аксуме священный Ковчег Завета и одну из скрижалей Моисея. И это он обратил абиссинский народ в иудейство, уничтожив в стране язычество.
При сороковом царе данной династии, звавшимся Абреха-Ацебаха, в Эфиопию попал св. Фрументий из Иерусалима. С ним в 334 году пришло и христианство, которое опять, якобы, уничтожило местное язычество.
С побережья шло проникновение в страну арабов со своим исламом. И они, также, всячески искореняли культы эфиопских предков.
Таким образом, коренная религия могла сохраниться лишь у тех древней-ших племён, к которым не смогли добраться ни иудейские, ни христианские, ни исламистские проповедники. Сил просто не хватило+ А может - веры?
Но, русский человек, - он и в Африке не изменяет своим принципам. Нет преград пытливому уму и настойчивому характеру! Была бы достойной цель, а уж мы-то не подведём на трудном пути познания мира! И это - не только об участниках нашей экспедиции.
Мы лишь продолжили дальше путь известного русского забияки и путешественника Александра Ксаверьевича Булатовича (1870-1919гг).

Хребет русского царя Первый русский посол, В.Ф.Машков, прибыл в Абиссинию в 1889г. А в 1896 г. сюда была направлена экспедиция российского Общества Красного Креста, в состав которой входил и лейб-гвардии гусар, корнет Булатович.
Руководствуясь общими целями экспедиции, пытливый авантюрист-гусар много путешествует по стране, с риском для жизни направляясь в самые неизведанные её районы. Уж очень любил он драться с разбойниками. А может и смерти искал от несчастной любви в Питере.
На самом юго-западе Эфиопии, среди непролазных джунглей течёт по ущельям река Омо, впадающая в оз. Рудольфа (Кения). Уже в те времена она являлась естественной границей между миром относительной безопасности (ограбят и убьют!) и миром зловещей неизвестности (убьют и съедят?). На западе, за ней высится так называемый "Эфиопский Тибет". Любого человека с левого берега реки, а тем более белого, там ждёт неминуемая смерть. Даже зверей в тех местах нет. Они все съедены+
Булатович добрался до Омо. Он не стал переправляться к людоедам, но и с левого берега реки сумел сделать географическое открытие. Он обнаружил и описал горный хребет, разделявший бассейны рек Омо и Собата. С высочайшего разрешения и согласия тогдашнего императора Эфиопии - Менелика, этот хребет был назван именем российского императора Николая II. Так на картах Африки, правда ненадолго, появилось единственное русское наименование.
Мы же стали единственными русскими людьми, решившими отправиться в "Эфиопский Тибет" на поиски "сынов нелюдей", напугавших даже бесстрашного Булатовича. Он изменил авантюре, а потому позже умер банальной смертью в собственной постели от руки грабителя, так и не познав тех сладких ощущений, что ожидали его, а позже и нас, в таинственных дебрях высокогорья+

Кто живёт в Эфиопии
Население Эфиопии составляет более 60 млн.человек, но при этом делится более чем на 80 этнических групп. Большая часть из них относится к эфиопской расе, являющейся промежуточной, между европеоидной и негроидной. Лица этих людей, особенно женщин, необычайно утончённы и красивы. Они отличаются от моделей европейских подиумов лишь цветом кожи (от светло-коричневого, до тёмно-шоколадного). Волосы у них тёмные и волнистые, тела гибкие, стройные и изящные. Эти этно-группы (ахмара, тиграи, аргобба, гураге, тигре, харари и др. говорят на языках семито-хамитской семьи, однако плохо понимают друг-друга. Они, в массе своей, приняли те или иные пришлые монотеистические религии, хотя обряды их насквозь пронизаны языческо-эротическими традициями, ныне серьёзно обременёнными СПИДом.
Западные и юго-западные районы страны, куда мы направлялись, заселены племенами этно-групп негроидной расы: афары, агау, оромо, сидамо, сомали, кафа, беджа и др. У них огромный, прекрасно сплюснутый нос, выдающиеся вразлёт скулы и узконапряжённый лоб. Тоже красавцы, но на определённый вкус+Говорят они на кушитских языках и не признают пришлых религий, оставаясь отъявленно-озабоченными язычниками.
А ежели учесть, что в каждую этно-группу входит до десятка различных племён, говорящих на собственных диалектах, то различных языков в Эфиопии получится более 200! Государственный язык - ахмарский, знают лишь гос.служащие в городах.
Племена же все живут обособленно, как от государственных властей, так и друг от друга, а потому практически у каждого мужчины здесь, на плече висит автомат Калашникова, готовый к прямому использованию. Причём у многих - это единственная "одежда" на теле+

Первые впечатления
Кавалькада наших джипов двигалась на юг вдоль рифтовой дуги, пересекая то волнистые плоскогорья, то равнинные саванны, то каменистые пустыни, то высокогорные степи, лежащие в тени поросших влажными тропическими лесами вершин, достигаюших 3000 метров. Могучие широколиственные леса из сикоморы(гигантские фикусы), подокарпусов (зыгба), пальмы оум,- сменялись зарослями колючих акаций, дикого кофейного дерева, древовидных молочаев, можжевельника и всевозможных кактусов. Одиноко высились причудливые тела баобабов и кактусовидных деревьев.
Иногда дорогу преграждали немногочисленные стада коз и горбатых коров-зебу, погоняемые полуголыми парнишками с копьями и автоматами наперевес, а также стаей краснозадых бабуинов, вопящих и кривляющихся от унылого безделья.
Изредка встречались плешивые ишаки, везущие канистры с питьевой водой и огромные вязанки хвороста. Такие же по величине вязанки были и на сгорбленных плечах старушек с отвисшими грудями, погонявших понурых ишаков. Попадались и бабушки, тащившие огромные, вёдер на пять, глиняные бочки-кувшины с местной медовухой - тэдж, и нефильтрованным домашним пивом -теллу. Они продавали свои напитки всем желающим. Это вкусное питьё мы, как и все тут, пили взахлёб прямо из бочек. Оно прекрасно утоляло жажду при 40-градусной жаре и предупреждало малярию лучше просроченного хинина.
О санитарии, при путешествиях в Африке, не принято думать, т.к. здесь тебя постоянно окружают тысячи факторов, от которых можно спокойно умереть гораздо быстрее, чем от грязных рук. Поэтому, чем меньше думаешь о смерти, тем больше шансов выжить.
Да и нет в глубинке особой посуды.
Руками ели мы и главную эфиопскую еду - ынджеру - огромные тонкие блины из кисловатой муки злака тэфф. На неё старушки укладывали своими ноготочками кусочки мяса, варёные овощи, комки различных каш и заливали всё сверху острым соусом уот, имеющим благородный запах рокфора..
Крестьяне местных деревень выносили на продажу к нашей дороге и фрукты, растущие здесь в изобилии: бананы, ананасы, манго, авокадо. На один эфиопский бырр можно было купить килограмм любых этих фруктов, притом, что 1 доллар= 8 быров. Сдачу мы не брали+
В распаханных участках саванн и на горных терассах здесь выращивают разнообразные зерновые: теф, кукурузу, пшеницу, дурра (вид сорго), ячмень, овёс, а также бобы, горох, чечевицу. Растут тут и "наши" овощи: капуста, огурцы, перец, лук, чеснок, тыква. Вспашка ведётся деревянными плугами марэша, запряжёнными в зебу, а то и примитивными мотыгами-кольями с железными наконечниками и каменными утяжелителями.
Далее дорога шла вдоль цепи огромных впадин разлома, занятых ныне обширными пресными озёрами: Чамо, Абая, Чала, Звай. Их заросшие тростником берега оккупированы тысячами горластых пеликанов, чванливых аистов марабу, кривоклювых куликов и других африканских птиц. С раннего утра они ждут долблёные каяки местных рыбаков, чтобы на дармовщину полакомиться потрохами пойманной рыбы. Её в озёрах очень много, т.к. местные крокодилы предпочитают ей человечину.
А вот нам, изнывающим от жары и пыли, купаться так и не пришлось. Воды местных рек и озёр тотально заражены шистоматозом и перспектива оригинально мочиться кровью, надёжно удерживала нас на берегу. К тому же, чистить кожу золой от костра - ничуть не менее эффективно, чем мыть её водой. Просто в городе золу трудно достать, а здесь - без проблем+
К тому же на "прозоленную" кожу не любят садиться мухи це-це, которых, в этих местах, превеликое множество, а каждая
семнадцатая из них (по статистике) является переносчиком загадочной сонной болезни+
Чтобы Вам окончательно захотелось ехать в Африку, я расскажу ещё и о десятках самых разнообразных многоножек, которые, по обыкновению проползая ночью по вашему телу, оставляют полосы незаживающих химических ожогов, превращающихся, позднее, в "ритуальные рубцы".
Спрятаться в палатке от скользких многоножек, мохнатых пауков-тарантулов и кучи других мелких тварей, ползущих на тепло вашего тела,- было практически невозможно. Поэтому большую часть каждой ночи мы стояли на улице и удерживали растяжки палаток. Ведь с полуночью всегда налетал сильнейший шквал. Потоки воды, превращаемые ветром в струи пожарных брандсбойтов, били с такой силой, что если бы не красные пятна дневных ожогов, кожа наша была бы абсолютно сизой от синяков. Но, зато и мы мылись по такому случаю и вещи простирывались, как следует. Оставалось лишь собрать их утром в ближайших от лагеря окрестностях+

Страшное начало
К реке Омо мы подошли к исходу пятого дня. Вода цвета чая с молоком стремительно неслась в глинистом русле, закручиваясь в притопленных деревьях и шипя на округлые валуны. Противоположный берег почти сразу уходил вверх, прячась в густой зелёнке.
Лес недружелюбно молчал+
На огонь костра пришли люди из левобережного племени эльборы. С трудом нам удалось договориться об утренней переправе экспедиции через реку. У них же мы купили и шесть автоматов Калашникова китайского производства с пластмассовыми прикладами и верёвками, вместо ремней. Сам автомат стоил всего 50 долларов, а вот патроны к нему шли уже по 10 баксов за штуку. Как нам объяснили, человек без "Калаша" на том берегу уже не человек, а дичь. Это известие отбило у нас охоту торговаться и мы взяли по полному рожку на каждый ствол. Если б мы только знали тогда, в какое наслаждение для нас обойдётся каждый этот патрон!..
Крокодилам в то утро не повезло: наши корявые каяки хоть постоянно и норовили провернуться в воде, как и положено бревну, но, отчаянно работая шестами, туземцы всё-таки доставили нас на правый берег. А потом они быстро уплыли обратно, даже не договариваясь о сроках обратной переправы. Подумалось, что мы для них, по видимому, более не существуем на этом свете+
Три часа подъёма сквозь джунгли восточного склона хребта основательно вымотали нас и на перевале все попадали в усталом забытье, на радость многочисленным тварям, обитающим в траве+
Очнулся я от сильного толчка в ногу. Открыл глаза и увидел направлен- ный на меня ствол автомата, подталкивающий к дереву, подле которого уже сидели остальные члены экспедиции. Наше оружие кучей лежало в стороне. Рослые крепкие парни, интенсивно раскрашенные узорами белой глины по голому чёрному телу, долго с трудом спорили о чём-то с единственным нашим проводником-эльбором. Хотелось верить, что они поймут его и откажутся от желания позавтракать нами+
Однако, всё оказалось гораздо проще. Нас, почему-то не собирались есть, а спор шёл лишь о подношениях за право посещения белыми людьми их деревни. Сошлись на всех металлических браслетах от наших часов (!?) и всех патронах к автоматам.
Так мы попали в загадочное поселение племени хамеров, о которых наслушались, ранее, столько ужастиков и ради которых проделали столь долгий путь.

О странностях языческой любви
Деревня эта состоит из двух десятков круглых, стоящих на сваях хижин с коническими крышами. Остов их вяжется из жердей, а сверху накрывается толстым слоем высушенной травы и соломы. Внутри хижина делится на жилую часть (с очагом и ложем для сна), зернохранилище-гота и загон для коз. Хозяйское ложе - необычайно широкое. Оно сооружено из камней, покрытых слоем глины с соломой, а сверху покрыто множеством козьих шкур, придающих этому полутёмному "алькову" весьма заманчивый вид+
Хижина сия предназначается для жён хозяина (от двух, до трёх) и их многочисленных детишек.
Все мужчины хамеров заслуживают имени Нарцисса. Они великолепно сложены, высоки и плечисты. Скульптурный профиль и надменный вид. Самолюбование в каждой позе и первобытный артистизм в жестикуляциях.
Они считают себя повелителями всех и вся, воинами и героями, а потому не обременяют свои достоинства никакой работой.
Целыми днями эти прекрасные самцы бродят по джунглям в поисках чего-нибудь, во что можно выстрелить (раньше - из лука, теперь - из автомата). Белых людей они давно не убивают, т.к. не видят в них претендентов на свои земли. А вот чёрных иноплеменников, нарушивших границы владений, ждёт неминуемая смерть.
Жён своих в хижинах они посещают крайне редко: лишь тогда, когда считают необходимым завести следующего ребёнка. Поэтому и спят эти странные мужики не в объятьях сладких женщин, а в ямах-могилах, которые роют по околице села. Присыпают свои тела землёй, сдавливая грудную клетку для затруднения дыхания, и отключаются в кайфе гипоксии, пока утреннее солнце в глаз не ударит+
Что означает сей языческий ритуал, нам так и не удалось выяснить до конца. Толи это "слияние" с Землёй-матушкой для
"подзарядки" от неё живительными силами, толи проявление полного пренебрежения к смерти и готовности их плоти принять костлявую - в любой момент.
А вот о женщинах этого удивительного племени надо рассказать особо, потому что я не случайно назвал их сладкими+
Ни фамилий, ни паспортов у хамеров, живущих первобытно-общинным строем,- естественно нет. Не фиксируется и возраст.
Девушку берут замуж тогда, когда у неё появляются вторичные половые признаки ( примерно в 12 лет). До замужества, она обязательно, под страхом смерти, должна сохранить девственность. В "первую брачную ночь" ловкий муж производит ей искусственную дефлорацию деревянной штуковиной, называемой ангебе мамби и напоминающей по форме нашу толкушку для картошки или гранату ПРГ-1. Утром он ходит по деревне и показывает всем сотоварищам окровав- ленную толкушку, подтверждающую бывшую непорочность жены.
В тот же день муж надевает на шею своей благоверной толстое кольцо не снимаемого металлического ошейника, называемого беньяр и имеющего впереди специальную рукоятку. Каждый вечер, муж поочерёдно берёт своих жён за эти рукоятки и, под взаимные стоны, вкровь лупит их спины жёстким прутом. Может - от любви, может - в соответствии с нашей пословицей ("было бы за что - убил бы!"), а может и ещё для чего-то...
Поначалу мы подумали, что именно от такой "любви" и систематичес- кого уклонения от своих супружеских обязанностей, мужчины племени не пользуются особым вниманием у противоположного пола. Женщины хамер явно предпочитали наслаждаться друг другом, отдаваясь мужикам лишь для воспроизводства рода. При этом, их любовные игры выглядели настолько изощрёнными, что о многих из них можно рассказывать только в мужской компании, непременно сидя в бане...
Дело ещё в том, что работают в племени хамеров только подростки, мужчины, не способные уже держать оружие, и женщины, не способные рожать. Молодые же женщины, также ничего не делают, кроме ухода за малышами и совершенствования собственного тела. В последнем искусстве они могут дать фору любому спа-салону.
В этих местах растёт дерево шанбия, дающее плоды, точь в точь напоми- нающее какао-бобы. Так вот, молодые хамерки растирают их, смешивают с козьим сливочным маслом, соком сахарного тростника и получают полужидкий шоколад. Этим шоколадом они тщательно промазывают друг-другу прекрасные волнистые волосы, заплетая их потом в сотни мелких тугих косичек. Этой же смесью они покрывают лица и шеи, превращая свои изящные головки в лакомство, перед которым трудно устоять+
Но, и это ещё не всё. Они ежедневно подолгу растирают всё тело друг-друга мёдом диких пчёл. Можете себе представить, как выглядят молодые, упругие, промассированные мёдом тела местных красавиц, тем более, что никакой одежды они на себе не носят. (Лишь по нашим просьбам они надевали для фотографий ритуальные передники-фаланти из расшитой бисером кожи). Это истинные Амазонки Африки: правильные черты тёмного лица, горделивая посадка головы, стройное и гибкое тело, великолепная тугая грудь, лёгкая и грациозная походка. В общем - трудно не задрожать+
Каждый вечер, когда после стонов всеобщей порки удовлетворённые мужики уходят спать в свои "могилы", женщины, как ни в чём не бывало, собираются у костров, играют на восьмиструнных примитивных гуслях-крар, поют, игриво смеются и пленительно танцуют+
Нет, наверное, иного зрелища, способного вызвать большее возбуждение. Танцы горячих, блестящих, зовущих, сладких тел способны притянуть к себе любого мужчину, но только не воина-хамера, стоящего выше удовольствий тела. Может, им не сладка жизнь в нынешнем образе и они, подобно буддистам, ждут перерождения в другую ипостась? Может, только ночь в могиле способна, обуздать зов их земной плоти?
Но, не на них вовсе рассчитаны танцы чёрных див. Гаснут костры и разгорячённые, возбуждённые жёны скоро расходятся своими дамскими семьями по хижинам. На широких, покрытых козьими шкурами ложах, они долго, с любовью и наслаждением вылизывают сладости друг друга, предаваясь таинственным чарам однополой любви+

Страсти по хамерам
А что же мы? Нам было совсем не просто изучать быт и нравы этого удивительного племени. Дело в том, что мужчины-воины подвесили себе на шеи ленты подаренных нами часовых браслетов и были при этом так восхищены своим видом, что предложили нам всю ту неделю, пока экспедиция стояла в их деревне, самим выбрать, по вкусу, где ночевать: либо с ними в могилах, либо с женщинами, в хижинах+
Исключительно из-за ночных ливней, мы пожелали спать на тех самых альковах из шкур, которые ещё с первого взгляда показались нам весьма заманчивым.
Из-за незнания языка, долгих вечерних разговоров с пленительными хозяйками хижин не получалось. Но, зато я могу теперь мечтательно вспоминать о том, что увидел и почувствовал в те незабываемые часы. Как говорится : "Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да и в рот попало+".
Утомлённо собираясь по утрам на экспедиционные летучки, мы постоянно задавались одними и тем же вопросами. Чем объяснить такие странные отношения между полами племени? Почему эти, удивительно сладкие, на наш вкус, амазонки и великолепные самцы-воины, - совершенно не возбуждают друг-друга? Ведь складывалось такое учёное мнение, что мужчины и женщины этого племени - это две самодостаточные, независимые ветви человечества, вынужденные хладнокровно вступать в половую связь между собой лишь в случаях необходимости создания очередного биологического тела, для поддержания стабильной численности своей популяции!
А битьё в кровь своих жён? Что это за развлечение, ради удовольствия и наслаждения тех и других? Ведь своя и чужая боль, приносящая возбуждение - это уже садомазохизм! А где же у них обычные человеческие чувства: жалость к любимой женщине у мужа, обида и чувство оскорблённого достоинства - у жены? Где у них любовь, чёрт возьми!..

Эврика!!!
Да, несомненно! Ответ может быть только один: племя хамеров потому и называется у аборигенов "сынами нелюдей", потому что людьми, в общепринятом смысле этого слова, они и не являются. Это племя - тот самый генофонд человеческой биомассы, в поисках которого странный профессор Э.Мулдашев перемерял весь глобус, ползая по нему с портняжным сантимет-ром и стаканом водки.
Эти великолепные самцы и самки - торжество идеи биороботов, создаваемых планетой. Это "шкаф" с новой великолепной "одеждой", дожидающейся своего истинного Хозяина+
Хозяин этот зовётся Астральной Душой и пока, в телах хамеров его нет+
Потому и нет в их отношениях ни любви, ни других душевных порывов, свойственных нам с Вами. Ведь у нас, к счастью, в каком-никаком теле, эта Душа пока ещё живёт..
Но, когда-нибудь, Создателю востребуются и тела хамеров. Ведь не случайно в пророчествах говориться, что миром будут править "чёрные".
Уже появились признаки того, что Астральные Души покидают многие из своих нынешних пристанищ, обратно превращая нынешних людей в биороботов, лишённых нормальных человеческих чувств. А как иначе можно назвать "эмансипированных" женщин цивилизованного Запада, подающих в суд на сексуальные домогательства мужчин, попытавшихся только поухаживать за ними? Семьи им теперь не нужны, а ребёнка можно взять из детдома-инкубатора+
- Пойдём, займёмся любовью - говорят они, подразумевая собачий вариант секса и напрочь забыв о том, что секс - это наслаждение тела, а Любовь - это трепет Души+
А мужики, создающие пары друг с другом? Во многих странах такие браки уже и легализованы. Кто скажет, что это настоящие мужчины - пусть бросит в меня камнем! Это "хамеры", но только белые, да к тому же ещё и с некачественной биомассой. А потому, на смену им скоро могут прийти хамеры чёрные+
Если не хотите этого, - лелейте и берегите свою небесную Душу, потому что только она превратила Вашего биоробота - в Человека!
А тому, кто не верит рассказанному мной, даю наводку: Эфиопия, правый берег реки Омо, племя Хамер. Неделя с их сладкими женщинами станет незабываемой для Вас, но остаться с ними дольше Вы вряд ли захотите+
Обилие сладкого сулит оскому. Это я, как доктор Вам говорю+


ГУБИТЕЛЬНЫЕ ГУБЫ МУРСИ
Испил я губ твоих отраву
И смерти жду теперь, по праву+
У.Шекспир


После незабываемого посещения племени Хамер, переполненные мысля- ми и чувствами, измождённые телом, но крепкие духом, члены экспедиции пробились вниз сквозь джунгли хребта Николая II и вновь вышли к берегу реки Омо.
Теперь нам предстояло найти другое удивительное племя Эфиопского Тибета. Зовут их - Мурси и, как мы предполагали, тайное поселение этих диких людей должно было находиться в трёх-четырёх днях пути вдоль реки, в сторону озера Рудольф. Там начинаются бескрайние губительные болота Лотагипи. Где-то, среди их безжизненных трясин и прячется остров, сохранивший, до сей поры, уникальную ветвь человеческой цивилизации. Как мы сможем найти его, как проберёмся через смертельные топи - то одному богу было известно и, признаться, мы очень рассчитывали на его своевременную подсказку...
Не легко нам дались эти дни. Ночные ливни вздували по утрам реку, затопляя и без того узкую полоску берега. Приходилось рубиться через тропический лес, что делало наше передвижение изнуряющим и крайне мед-ленным. Зато не таким опасным было внезапное нападение крокодилов, в изобилии бороздящих мутные воды реки и терпеливо высматривающих зазе-вавшуюся на берегу добычу. А вот комары были нами вполне довольны+
Вечерами, чаёвничая под тентом у низкого костра, мы не переставали удивляться тому, какие всё-таки крепкие корни имеет у человечества его коренная религия - язычество. Вот и эта страна, официально считается - христианской и даже православной, как и наша. Папская церковь и их и нас называет ортодоксами, а на самом деле христианство в наших двух странах совсем разное и держится только за счёт мощного пласта местных культов, насквозь его пронизывающих. В Эфиопии его называют монофизитским, т.к. местные копты (священники) в отличие от наших, отрицают догмат о двух сущностях Христа: божественной и человеческой, утверждая, что он - божественный Дух. Но, это ведь чисто языческое представление о Создателе!
А видели бы Вы, как эти "православные христиане" проводят службы в своих церквях. Из алтаря выходят священники и дьяконы с крестами, кадилами и посохами, становятся перед царскими вратами лицом к прихо-жанам и алака (настоятель церкви) начинает петь. Все подхватывают эту ритмичную песню. В такт начинают звучать медные погремушки и ритуаль- ные барабаны, об пол стучат кресты и посохи священников. Прихлопывая в ладоши и раскачиваясь с закрытыми глазами, все присутствующие скоро входят в необыкновенный экстаз и начинают истово танцевать, подпрыгивая, приседая и делая странные "нырки" головой. Скоро, всё вокруг уже гудит и трясётся в ритуальном действе погружённых в транс людей+
Уверяю Вас, что от шаманского камлания эта "христианская" мистерия отличается только цветом кожи прихожан. К тому же, подобное объязыченное православие можно увидеть только в центральной части страны. На юге же, где мы путешествовали, многочисленные "цивилизован- ные" племена (сидамо, гимиро, бенешо, шуро, яйна, иденич) - вообще никог- да не видели Библии и называют бога, кто - Уак, кто - Иер, кто - Тоса, кто - Кий, кто - Тума, кто - Даду. А уж разыскиваемые нами Мурси вообще ни в бога, ни в чёрта не верят а поклоняются такому, что Вы охнете от ужаса!..

Долгожданная встреча
К исходу четвёртого дня пути мы, наконец, вышли в район заболоченной дельты Омо. Река будто исчезла, превратившись в опасно чавкающую зыбь. Небольшие клочки сухой почвы колыхались под ногами, выпуская из под себя пузырьки вонючего газа.
Вокруг них струилась мутная вода и наши длинные вехи нигде не могли достать дна странной реки-болота.
Любой непродуманный шаг стал стоить жизни, но мы, как ни странно, были рады окончанию тяжёлого пути к зловещим топям.
Шесть автоматов дружно выпустили в воздух троекратные залпы, знаменуя очередную победу духа над телом.
Итак, мы здесь. Но, что делать дальше? Куда и как двигаться по болоту в поисках племени мурси? Где она, божественная подсказка?..
Короткая очередь внезапно расколола густую тишину, вздыбив линию грязных фонтанчиков, чуть ли не в метре от нашего привала. Ошеломлённо застыв мы не знали, что делать: укрыться было негде, разбегаться - невозможно. Мы были идеальной мишенью даже для начинающего стрелка...
Но, ведь нас не убили? Нас явно не хотели убивать, в данный момент?
Не сговариваясь, мы побросали своё оружие под ноги и молча замерли+
Они стали постепенно "проступать" сквозь пелену зеленоватого тумана, висевшего над болотом, будто колеблющиеся призраки.
Кольцо из десятка вооружённых теней медленно сжималось вокруг нас и скоро мы уже могли полностью разглядеть их.
Это были абсолютно нагие чёрные мужчины, тела которых были разри-сованы циркулярными полосами белого цвета. Словно безразмерная морская тельняшка покрывала сверху донизу их тело. Даже внушительный половой член каждого был тщательно разрисован белыми кольцами, являясь точной копией жезла автоинспектора. Позже, за эту прелесть мы прозвали мужиков-мурси "гаишниками", но в тот момент нам было не до смеха+
Это был передовой заслон племени, своего рода - пограничная застава на краю их владений. Хотя, честно говоря, только придурок, или русский путе-шественник, что впрочем - одно и то же, мог добровольно притащить своё, неприспособленное к африканским миазмам тело, к мёртвым топям Лотагипи Нам опять повезло. Трое из нас, служившие когда-то на флоте, неизменно носят в экспедициях свои дембельские тельняшки. Вот и в тот напряжённый момент мы были в них. И надо было видеть удивлённые лица воинов-мурси, неожиданно обнаруживших пришельцев в такой же, как у них, ритуальной раскраске. Быстро смекнув, мы постарались объяснить, что являемся их "белыми братьями по вере", а ещё три человека - это наши слуги. Ответ удовлетворил и нас пригласили в деревню.
Как мы прошли несколько часов по топи болота,- я не могу объяснить. Но, было такое ощущение, что зыбь странно хрустела в тех местах куда наступали ноги мурси. Нам же оставалось лишь идти след в след+
Мы пришли в эту, скрытую от посторонних глаз деревню и несколько дней прожили среди мистического племени, узнав многие его тайны. Они настолько невероятны, что я вынужден, для полной убедительности, рас- сказывать о них сухим языком научного доклада, посланного мной в Географическое Общество.

Страшная красота
Хижины, в которых проживают мурси, отличаются от жилищ всех племён, виденных нами ранее тем, что имеют, как бы, два этажа.
Нижний этаж аналогичен "дому" хамеров, но над ним, под конической крышей, имеется низкий решётчатый потолок из жердей, куда есть лаз, как на антресоль, о назначении которой я расскажу позднее.
Племя это, наверное, принадлежит к мутантам негроидной рассы, потому что значительно отличается своим видом от привычных стандартов красоты. Как мужчины, так и женщины - низкорослы, ширококостны и кривоноги. Низкие лбы, сплюснутые носы, короткие шеи. Тела дряблы и болезненны на вид, с отвисшими животами и сгорбленными спинами.
Волос на головах почти нет, а потому все женщины-мурси постоянно носят замысловатые головные уборы сложной конструкции, изготовленные из веток, грубых кож, болотных моллюсков, высохших плодов, мёртвых насекомых, чьих-то хвостов и какой-то вонючей падали. Их сморщенные, жёванные лица, с маленькими, узкопосаженными глазками имеют чрезвычайно злобный и настороженный вид.
Уникальное "украшение" лица, которое они используют, является совершенно необычным, даже для диких людей. Дело в том, что ещё в юном возрасте их девочкам прорезают нижнюю губу, и начинают вставлять туда деревянные чурбачки, всё более и более крупного диаметра. За несколько лет дыра в губе постепенно увеличивается всё значительней. В день свадьбы в неё вставляют "тарелку" из обожженной глины, называемую-дэби, о назначении которой речь пойдёт позже. Диаметр такой посудины в губе может достигать 30-ти сантиметров, превышая диаметр самой головы!
Если такую тарелку вытащить, то наружный край губы под дыркой отвисает вниз на 10-15 см. в виде своеобразного круглого жгута. Он очень упругий и эластичный. (Когда мы устроили в этом племени соревнование по стрельбе из лука, то одна из "губодырок" продемонстрировала нам уникальный трюк: она вставила в жгут губы стрелу, оттянула его и выстрелила вверх.
Удивле- нию нашему не было границ, т.к. стрела улетела выше крыши хижины!).
Гораздо позже мы узнали и то, почему два нижних зуба над тарелкой выдираются и в этой щели постоянно, словно гнилое жало, торчит кончик потрескавшегося, кровоточащего языка+
Есть у женщин мурси и иные, не менее странные и жуткие украшения, висящие на сплюснутых шеях. Это монисты, набранные из костей ногтевых фаланг человеческих пальцев, называемые -нэк. В норме, у обычного человека имеется по 28 таких косточек.
Судя по размерам зловещих монист, на каждую из них пошло не менее четырёх-шести кистей рук. К тому же, у некоторых "дам" висит по нескольку штук подобных, ужасающих взгляд ожерелий. Они жирно блестят и издают приторный прогорклый запах. (Как выяснилось позднее, они ежедневно натирают каждую косточку монист топлёным человеческим жиром)+
Экзотично выглядят их вздутые животы, на кожу которых нанесена своеобразная ритуальная татуировка, в виде симметричных линий, состоящих из отдельных рубцов - желваков. Эти "бугорки" имеют как различные размеры, так и разнообразные формы: круглые, овальные, линейные. "Наносят" их на себя довольно своеобразным и жутким способом. Через насечки в коже, под неё заталкиваются личинки разнообразных наземных и водных африканских насекомых-паразитов. Они начинают там развиваться, но организм, вступая в борьбу с пришельцами, осумковывает "чужих" своей соединительной тканью и те, в конце-концов, погибают, оставляя под кожей свои, различные по размерам и формам, могилы-желваки. Зная это, мурси специально чередуют места их внедрения между собой, в зависимости от того окончательного "узора" на коже, который хотят получить.
Но, по видимому, дело здесь не только в первобытной косметологии. Как врач, я вижу в этой процедуре древнейший способ иммунизации организма от укусов местных паразитов. Т.е. таким образом производится обыкновен -ная прививка, позволяющая мурси не заболевать. Ведь в основном, они питаются, занимаясь собирательством на болотах и в джунглях, где кишмя кишат ядовитые и болезнетворные твари, опасные для человека+
Даже из описания внешнего вида женщин-мурси вы можете сделать вывод о том, насколько ужасен их внешний облик. Даже днём на них трудно смотреть без мистического ужаса. Если же, не дай Бог, такая ведьма вдруг встретится ночью, или приснится,- Вам не позавидует даже материалист.
Но, сначала мы и не подозревали, что их невероятный внешний вид скрывает за собой страшный внутренний мир. Мир иной, совершенно непонятной нам жизни. Ужасные догадки стали появляться в наших головах уже на второй день пребывания в племени, дальнейшее же изучение жизни племени сделали их вполне определёнными. Началось всё с того, что один из подростков без спросу взял компас из нашей палатки и это заметил кто-то из женщин. Парня мигом поймали и привязали к одному из огромных деревьев, росших поблизости. Мы, было, подумали, что сейчас будет порка, а потому довольные уселись неподалёку. И тут - впервые увидели её. Эту женщину, на фоне всех других, можно было бы даже назвать симпатичной: высокая, с довольно статным и мускулистым телом. У неё не было разреза в губе для тарелки, зато был особенный головной убор. Он состоял из двух десятков полых цилиндриков - кусочков ствола какого-то растения, нанизанных на волосы, словно большие бигуди. Цилиндрики эти были набиты непонятными комками каких-то листьев.
Необычная женщина молча подошла к воришке и взяла его за кисть. В другой её руке вдруг блеснул нож: мгновенным круговым движением была рассечена кожа и сухожилия на запястье руки парня. Другим резким движением кисть была свёрнута и отброшена в сторону+
(Позже мы видели, как она была сварена и пошла на изготовление очеред-ной монисты-нэк. Тогда-то мы и поняли, почему у многих мужчин племени отсутствуют кисти одной из рук)+

Жрицы смерти
Человечество знает несколько растений, из которых можно приготовить наркотики. Но, в Африке растут и сотни не известных нам растений-галюциногенов, и десятки таких, которые вызывают выраженный наркотический эффект. Не случайно здесь вольготно чувствуют себя растаманы Боба Марли и множество других сект запредельного кайфа. Дурманящее курево и какие-то улётные зелёные листья, которые жуют здесь все, от мала до велика, нам предлагались многократно, с утра до вечера, на всём пути по эфиопской глубинке.
Но, как правило, народ этот балуется наркотой только для лёгкого балдежа, расслабляясь от жары, безделья и вечного пофигизма. А вот племя мурси пошло дальше всех в пагубном пристрастии. Дурман стал неизбежной частью их жизни, а вернее - средством ухода от неё. А всё потому, что в своём культе они поклоняются Богу Смерти - Ямда. И теперь подошла пора рассказать о том зловещем обряде, жертвами которого и мы едва не стали+
Согласно традициям этого мистического племени, все его женщины являются Жрицами Смерти. По вечерам, в своей хижине они готовят, сначала, какое-то, относительно лёгкое наркотическое зелье, растирая в порошок сушёные плоды особого болотного ореха. Насыпав его на вдетую в губу тарелочку-дэби, каждая женщина приближает наркотическое яство к губам собственного мужа и они оба начинают одновременно слизывать его (при этом жена высовывает язык через дыру между зубами). Эта часть ритуального обряда называется "поцелуй смерти". Кстати, привычный для нас способ целоваться они вообще не используют.
Затем, в тлеющий очаг бросается пучок какой-то дурманящей травы, которая начинает испускать вверх струйки желтоватого дыма. Мужчина поднимается на жерди "антресолей" и ложится над очагом таким образом, чтобы струйки сладкой курильни поднимались прямо к его лицу.
Ложится он не просто так, а поместив голову на углубление особой подставочки-подушечки. Эта небольшая штуковина
напоминающая формой катушку, называется бркута и делается из древесины тайного растения, которое нам так и не показали.
Около двух десятков таких удивительных приспособлений для сна хранится в хижине Верховной Жрицы племени, зовущейся - Срэк (это та, особенная от всех женщина, которая отрезает кисти рук мужчинам, нарушившим какой-либо из законов племени).
То, что она проделывает с подушечками-бркута, находится вообще за гранью реального. Срэк натирает каждую из них одним из своих многочис- ленных зелий и наговаривает особым индивидуальным заклинанием. В итоге, каждая бркута становится носителем какого-то, совершенно конкретного сновидения! Это может быть "фильм" об удачной охоте, или ночи любви, о вкусном обжорстве, или победной битве с врагами и т.п+
По просьбе мужа, жена каждый вечер приносит ему деревянный подголовник с тем видением, которое он хочет увидеть перед возможной смертью. Эта часть обряда называется "сон смерти" и название это вовсе не случайно. Пока мужчина сладко грезит в дыму дурмана, жена готовится дать ему яд+
Этот смертельный порошок Верховная Жрица племени готовит из тех самых нижних зубов, выдернутых у женщин, настаивая их на сложном зелье из девяти трав, растущих на кочках мёртвых топей Лотагипи.
Спустя некоторое время, женщина-мурси поднимается к спящему мужу и вдувает ему в рот смертельный порошок со своей губной тарелочки. Эта часть мистического обряда называется "укус смерти"+
Но, на этом мурсины страсти не заканчиваются. Отравив мужей, все Жрицы смерти собираются в хижине Срэк и проводят там какой-то таинственный обряд. Мы могли слышать лишь заунывное бормотание, перемежаемое гортанными выкриками Главной Колдуньи, вызывающей Бога Смерти и видеть издали всполохи чёрных и белых дымов, изредка вылетающих из отверстия в крыше.
Естественно, после того, как мы увидели отношение женщин этого странного племени к своим мужчинам, ни у кого из нас не было желания приблизиться к месту шабаша, а тем более - заглянуть во внутрь хижины (мы давно уже перехватывали глазами вожделенные взгляды Срэк на белые кисти наших рук+).
Зловещий ритуал завершался действом, которое мы прозвали "рулеткой смерти, а сами мурси называют его - "дар смерти".
Верховная Жрица обходила все хижины деревни, поднималась к отравленным мужчинам и клала им в рот спасительное противоядие, порции которого и находились в цилиндриках, украшавших её сложную "причёску". И никто кроме неё и Бога Смерти Ямда, чью волю и выполняла Верховная жрица, не знал: всем мужчинам племени велено жить дальше, или не всем+
Бывали случаи, когда Срэк не давала кому-то из них антидод. Тогда она, выйдя из хижины, рисовала на загубной тарелке его жены белый крест. Такая женщина оставалась вдовой на всю оставшуюся жизнь и имела большое уважение в племени, как жрица,- исполнившая свой долг перед всемогущим Ямда+
Кстати, после естественной смерти, тела таких вдов помещаются в обрубок полого ствола и подвешиваются на ветки особых деревьев. Тела же всех иных соплеменников, как мужчин, так и женщин, вывариваются. Мягкие ткани и бульон идут на еду, всяческие зелья и амулеты. Скелетами же соплеменников, мурси гатят свои тайные тропы в опасных болотах. Они-то и скрипели у нас под ногами при переходе топей+

Невероятная правда
Страх сковывал нашу волю все дни пребывания в племени мурси. Ведь мы, в силу увиденного тут, естественно предполагали для своей судьбы самый худший вариант. Если эти жрицы ни в грош не ставят жизни своих мужчин, то уж наши - точно заберут! Но, всё оказалось гораздо сложнее+
Решив бежать, мы стали тайно уговаривать того подростка (что лишился кисти из-за нашего компаса) - провести нас через трясины и уйти отсюда вместе с нами. Он с радостью согласился, но, к невероятному удивлению, сказал, что вернётся в племя, чтобы принять смерть за проступок своего тела Мы уже ничего не понимали с этим странным племенем и его язычеством.
А потому бежали тёмной ночью, во время шабаша Жриц Смерти. Бежали - цепляясь ногами за человеческие кости, выстилающие потайную гать+
Выйдя из опасной зоны, мы снова принялись убеждать проводника, присоединиться к нам. И тогда он рассказал то, что пока являлось недостающим звеном в наших представлениях о мистическом культе, исповедуемом этим древним племенем: Племя мурси - служители Бога Смерти. Их вера говорит, что тела мужчин-мурси (земная плоть) являются своего рода ритуальной "тюрьмой" Бога Ямда, в которую он заключает Души своих помощников - Демонов Смерти, в случае их какого-либо неповиновения.
И белые полосы, которыми разрисовывается тело, символизируют оковы плоти, временно сдерживающие мятежный Дух. ( А не из этого ли древнего символа нами заимствована полосатая раскраска роб у всех заключённых в неволю?)
Методично убивая плоть мужчин систематической дачей им наркотического яда, женщины-жрицы словно разрушают эти физические земные оковы, приближая час освобождения, для томящихся в них, высших духовных Сущностей. Сами же они - простые Духи Тьмы, посланные сюда для выполнения мистических ритуальных обрядов и имеющие право вернутся к своему Властелину - только после естественной гибели полученного тела+
Добро не существует без зла, свет - без тьмы, а жизнь - без смерти. И каждый человек в своей земной жизни служит одной из противоположных сил, исполняя предназначение, данное ему Создателем. И не нам судить о том, чей путь и вера правильнее.
Древнее племя мурси просто исполняет свой долг+

АЛЕКСАНДР РЕДЬКО, 2005 год.


Ссылки по теме:

ПУТЕВОДИТЕЛЬ по ЦЕРКВЯМ / LALIBELA CHURCHES GUIDE (архив 2,44 Мб).
Страница Доктора Редько