GEOGRAFIA.ru

ГЕОГРАФИЯ.ру

GEOGRAFIA
English Version

 

Главная страница     Практическая информация по странам

Буркина Фасо. География + Карта Буркина Фасо

Буркина-Фасо (Верхняя Вольта)
Ист.:
Страны и народы мира.
Африка. Западная и Центральная Африка.
Москва, «Мысль», 1979 г. , с. 112-113


Основная часть страны расположена в саваннах суданской зоны, которая на севере переходит в сахельскую, примыкающую к Сахаре, а на юге — в гвинейскую. Большую часть территории занимает обширное плато Моси, сложенное древними кристаллическими породами — сланцами, гнейсами и гранитами. В основном это выровненное плато, на поверхности которого местами возвышаются куполообразные холмы вулканического происхождения. Горные массивы в течение длительного времени подвергались интенсивному разрушению и поэтому сильно сглажены. Средняя высота плато не превышает 200-500 м над уровнем моря. На плато берут начало реки Черная Вольта, Красная Вольта, Белая Вольта и правые притоки Нигера.
Обширные выровненные пространства удобны для земледелия. Центральная часть плато с его относительно плодородными почвами — самый густонаселенный район страны. Северная часть, где преобладают обширные пастбища и отсутствует муха цеце, наиболее благоприятна для скотоводства.
В последние годы в Верхней Вольте благодаря геологической разведке обнаружены месторождения марганца, меди, золота, каолина, известняков, мрамора. Залежи известняка распространены во многих районах и служат сырьем для цементной промышленности. Повсеместно встречаются песчаники, применяемые в строительном деле. Запасы марганцевых месторождений в Тамбао (на северо-востоке) оцениваются в 13 млн. т, а по содержанию марганца это одни из богатых месторождений мира. Остальные месторождения полезных ископаемых пока не оценены, и их экономическая рентабельность не определена.
Борьба двух воздушных потоков, идущих из Сахары и с просторов Атлантического океана, определяет климат Верхней Вольты. В сухой сезон, наступающий в октябре-ноябре, северо-восточный ветер харматтан приносит иссушающую жару и тучи мельчайшего песка. В северных районах, расположенных в сахельской зоне, сухой сезон длится 8-10 месяцев. Харматтан губительно действует на растительность. Редкие деревья и кустарники теряют листву. Жара в апреле достигает 41-45°. Реки пересыхают и превращаются в цепь заболоченных озер. Земледелие в этих районах практически невозможно без орошения.
В мае на смену сухому сезону приходит сезон дождей. Муссон, дующий с океана, приносит ливни, длящиеся, однако, недолго. Количество осадков по всей стране не превышает 1 000 мм, а на севере их выпадает не более 120—200 мм в год.
Верхняя Вольта испытывает огромные трудности с водой. Обычно все количество годовых осадков выпадает в течение трех месяцев (июль, август, сентябрь), в остальное время дождей почти не бывает. Влага, запасенная почвой в дождливый сезон, быстро испаряется. Наступает засуха, продолжающаяся 6-7 месяцев. В начале сезона дождей, чтобы собрать урожай до наступления резкой засухи, сеют просо, сорго и арахис. Случается, что некоторые культуры не успевают созреть за 3-4 месяца, и тогда жители обречены на полуголодное существование. Сильная засуха, продолжавшаяся в течение 1969-1973 гг., приняла характер национального бедствия. Многие, деревни были покинуты жителями. Погибло около 25% поголовья скота.
Речная сеть довольно густая. Большая часть территории относится к бассейну р. Вольта, и только на крайний запад и крайний восток заходят бассейны других рек — Комоэ и Нигера соответственно.
Наиболее крупная река — Черная Вольта, которая в пределах страны имеет протяженность 920 км. Она берет начало на плато и, миновав порожистый участок, устремляется на равнину, где много заболоченных участков. Белая Вольта рождается в районе Вахигуя и пересекает страну с севера на юг. Текущая на западе Комоэ течет в узких теснинах горного массива и имеет множество водопадов.
Для рек Верхней Вольты характерно непостоянство режима: в сезон дождей они выходят из берегов, а в сухое время года сильно мелеют или пересыхают совсем. Реки несудоходны и не все могут быть использованы для орошения. Лишь Черную Вольту .предполагается использовать для водоснабжения столицы и создания ирригационных систем.
По мере продвижения на юг опустыненная саванна с красно-бурыми почвами уступает место суданской саванне, где преобладают красные почвы, более плодородные. Пустынная растительность и мелкие кустарники сменяются на юге страны редколесьем и галерейными лесами, растущими вдоль рек. Неповторимый облик суданской саванне придают различные виды акаций, хорошо переносящих длительную засуху, масличное дерево карите, плоды которого содержат до 50% масла, рожковое дерево, из семян которого местные жители готовят муку, тиковое дерево, тамаринд, баобаб и др.
Разнообразен животный мир Верхней Вольты. Для охраны животных созданы национальные парки и заповедники. В районах Фадан-Гурма и Диапага (на востоке страны) находится три национальных заповедника — Дубль Вэ, Куртьягу и Арли, где по лицензиям можно охотиться на слонов, львов, пантер. В саванновых лесах обитают огромные стада различных копытных — от маленьких изящных антилоп коба с длинными рогами до крупных, размером с лошадь, черных антилоп. Болотистые берега рек в районе Дедугу буквально кишат бегемотами, в водоемах вблизи Сабу водятся крокодилы и водяные черепахи. В национальных парках встречаются буйволы, гепарды, дикие кошки, шакалы, гиены, в стране множество обезьян, редких птиц, змей. В речных долинах распространена муха цеце. В саванне много термитников.

История и культура народов Буркина-Фасо (по материалам энциклопедии "Африка").

Археологические находки свидетельствуют о заселении территории Буркина-Фасо в эпоху неолита. На Северо-Западе страны найдены неолитические стоянки и каменные орудия, на Юге — остатки древних укреплений и колодцев, в районе Ятенга многочисленные наскальные рисунки с изобажением охотников и диких животных.
Образование государств моси на терр Буркина-Фасо большинство исследователей относят к 13 — 14 вв. Предполагают, что моси пришли с Северо-Востока Ганы в начале 11 в, и создали собственные государства (Государства Моси), о чем сообщают суданские хроники 18 в. Моси подчинили себе автохтонные племена ньеньесе, груси (гурунси) и буса. Догон, жившие на Севере, отступили в горные районы Хомбори и Бандиагара. В излучине Нигера моси образовали государства раннефеодального типа: Уагадугу, Ятенга и Тенкодого. Во главе государства стоял моро-наба (верховный правитель), который назначал высших сановников, управлявших провинциями. Реальная власть в государстве осуществлял разветвлённый аппарат, в котором большую роль играла аристократия — накомсе, выходцы из племенной знати, занимавшие высшие должности при дворе моронаба. Моро-наба являлся верховным распорядителем земли. Часть ее находилась в его личном владении, остальную он передавал сановникам и вождям, которые собирали дань с сельских общин. Большое распространение получило рабство; в рабов обращали захваченных во время войн пленных. В крупнейших поселениях моси существовали рынки рабов, Основным занятием моси было земледелие, в Ятенга — скотоводство, а также различные ремёсла. Бобо,груси,гурма, сенуфо, догон, лоби занимались охотой, собирательством, земледелием, ремеслами. У лоби и догон сохранилось родо-племенное общество. Гурма создали раннегосударственное образование Гурма.
В результате военных походов правителей моси к 15 в. расширились их владения на Севере и Северо-3ападе. Однако усиливавшаяся власть вождей некоторых провинций и их стремление выйти из-под власти моронаба служили причиной войн. К концу 17 в. моси переживали период политической раздробленности.

К началу 18 в. относится проникноеение ислама в Буркина-Фасо. В целях упрочения своей власти над провинциями моро-наба Дулугу I принял ислам. Немногочисленные моси-мусульмане составляли замкнутую социальную группу — ярсе. В 1806 г. на Севере страны появились первые экспедиции европейцев, основавших здесь свои поселения.
В 1888 году французский отряд Л. Бенже проник на Юго-Запад Буркина-Фасо. В конце 19 в., воспользовавшись политической нестабильностью в гос-ударствах моси, ослабленных войнами, Франция начала колониальный захват страны.

Военная французская экспедиция под командованием П. Вуле и Ж. Шануана, жестоко расправлявшаяся с местным населением, вынудила моро-наба Уагадугу подписать в 1897 году договор с Францией о протекторате. К началу 20 в. был полностью завершен захват всех государств моси, а также районов, населённых бобо, лоби, груси. Колония под названием Верхняя Вольта стала частью Французской Западной Африки (ФЗА) с административным центром в г. Уагадугу. Традиционные институты моси были приспособлены к нуждам колониальной администрации (сбор налогов, мобилизация местных жителей на принудительные работы и др.). В 1904 году Верхняя Вольта была включена в колонию Верхий Сенегал— Нигер, в 1919 — 32 годах являлась колонией в рамках ФЗА, в 1932 г. была расчленена и входила в состав БСК, Франц Судана и Нигера. Тяжёлые трудовые повинности, массовые насильственные рекрутирвания солдат в колониальные войска вызывали волнения среди африканского населения.
В 1916 — 17 годах произошли крупные выступления груси, лоби, дагари, жестоко подавленные колонизаторами.
Основой экономики Буркина-Фасо являлось земледелие и полукочевое скотоводство.
Страна служила поставщиком дешёвой рабочей силы на рудники Золотого Берега и плантации в прибрежные колонии — БСК, Дагомею.
5 авг. 1960 Верхняя Вольта была провозглашена независимой республикой. 4 августа 1984 года она стала называться Буркина-Фасо (Буркина - Родина достойных, Фасо - Родина революционного народа).



НАРОДЫ, населяющие Буркина Фасо в настоящее время:

Около 94% населения составляют народы, говорящие на нигеро-конголезских языках. К народам вольтийской подгруппы относятся моси, дагари, бирифор, кусаси и нанкансе, т.е. около половины населения страны. Лоби живут на Юго-Западе страны, бобо - на границе с Мали, к Северо-Востоку от Бобо-Диуласо. Груси живут в пограничных с Ганой районах, гурма - на границе с Бенином, сенуфо - на Западе страны и на плато Канкалаба, догон - в горных районах Бандиагара. Народы подгруппы манде (сонинке, само, диула) расселены отдельными массивами смешанно с вольтийскими народами на Северо-Западе страны. На западноатлантических языках говорят фульбе, туареги, сонгай. В городах живут хауса, ливанцы (левантинцы) и французы.


МОСИ (моссе, мосе) живут в центральной части Буркина-Фасо и на Северо-Западе Ганы. Численность моси в Буркина-Фасо - около 4 млн. человек.
Живут также в Республике Кот-Дивуар. Говорят на языке "море". Создали средневековые государства Моси. Традиционные занятия— ручное переложное земледелие, разведение крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы. Развито отходничество на плантации какао на Юге Ганы. Традиционные ремёсла — литье, изготовление железных орудий, чеканка,гончарство, плетение.
Сохраняют традиционные верования, фольклор, часть моси — христиане (протестанты).

Традиционная скульптура и маски моси имеют ряд общих черт с искусством соседних народов (бобо и догон). Маски тайного общества Ванго используются во время погребальных церемоний, посвященных вождям и старейшинам, и в сельскохозяйственных обрядах. Маски (мужские и женские) соединяют в себе слабовыраженные антропо- и зооморфные черты. Лицо в виде плоского или вогнутого овала с треугольными отверстиями для глаз, разделено по вертикали на две симметричные части узкой планкой с зазубринами В некоторых масках она расширяется кверху, образуя морду антилопы. Личины завершаются либо небольшими рогами антилопы коба (прямыми у мужских масок, плавно изогнутыми у женских), либо навершием, которое является наиболее выразительной частью маски и достигает иногда высоты двух метров. Навершия мужских масок — плоские, расписанные геометрическим орнаментом или резные доски. У женских масок навершия включают стоящую вытянутую женскую фигуру, которая опирается непосредственно на личину или прислонена к резной фигурной доске, служащей ей фоном. Все маски расписываются красно-коричневой, белой и чёрной красками.
Круглая скульптура (по стилю близкая к навершиям женских масок) встречается у моси редко.

ГОСУДАРСТВА МОСИ возникли в результате миграции моси из северо-восточной части современной Ганы (11 — 14 вв.) в бассейны рек Белая Вольта и Красная Вольта. Согласно устным преданиям, Уэдраого, сын дочери правителя дагомба и охотника. основал вдоль среднего течения реки Белая Вольта княжество Тенга Кодого (позже Тенкодого). Один из сыновей Уэдраого создал близ современного города Вахигуя (Уахигуйя) княжество Зандома. Внук Уэдраого — Убри, подчинив себе автохтонные племена ньеньесе, завоевал территорию до района Яко и создал княжество Убритенга со столицей в городе Лугури. Сын Убри — Ядега создал на Северо-Западе княжество Ятенга. Убри стал первым верховным правителем моси, ему подчинялись четыре княжества, фактически самостоятельные, — Тенкодого,Зандома, Убритенга и Ятенга, образовавшие так называемую империю моси со столицей в городе Лугури. Позже столица была перенесена в г. Уагадугу.
Правитель империи считался главным среди вождей, он носил титул моронаба. Реальную власть в государстве осуществлял иерархизованныи аппарат, в котором большую роль играла племенная знать — накомсе. Во главе госудасртв стояли мого-наба — высшие сановники и министры, назначаемые моро-наба. Государства в свою очередь делились на округа, -возглавлявшиеся вождями наба. Моронаба являлся верховным распорядителем земли, часть ее находилась в его личном владении, а основная — в условном держании его вассалов, собиравших дань с сельских общин и передававших её раз в год моро-наба. В крупнейших поселениях моси существовали рынки рабов. В середине 14 в. внутренние распри привели к распаду империи на два государства — Ятенга и Уагадугу, правитель последнего по традиции продолжал считаться старшим. т. е. моро-наба. В 15 в. государства моси принадлежали к самым могущественным в Западной Африке. Военные походы правителей моси расширили их границы далеко на Север и Северо-Запад.
Наибольшего расцвета государства моси достигли в 16 в., однако стремление их правителей выйти из-под власти моро-
наба привели к длительным войнам, значительно ослабившим центральную власть. В 19 в. государства моси переживали период политической раздробленности. Внутренние противоречия, борьба за власть между правителями госудасртв облегчили французским колонизаторам захват государств моси и включение их в состав Генерал-губернаторства Французская Западная Африка. Тем не менее моро-наба удалось сохранить символическую власть и его двор существует наряду с центр властью и в независимой Буркина-Фасо. Некоторые вожди моси участвуют в политической жизни Буркина-Фасо, занимаются предпринимательской деятельностью.



ЯТЕНГА (от Ядега тенга — земля Ядеги), государство моси в 14 — 19 вв. на Северо-Западе современной Буркина-Фасо. В 13 в. Ядега, сын Убри, основателя империи моси, создал княжество под названием Ятенга. Расширив свои владения за счет соседних княжеств Гурси, Зитенга, Писила и Лаго, Ядега возглавил государство, которое вошло в состав империи моси.
Правители Ятенги, отличавшиеся воинственностью, и в дальнейшем проводили активную захватническую политику. Ими были покорены независимые княжества моси — Сомниага и Зандома. В кон. 14 в. правитель Ятенги Геда добился раздела империи на два государства — Ятенга и Уагадугу. В 15 в. Ятенга на короткое время захватила один из важнейших торговых городов государства Сонгай (на территории Мали) — Валату. В 16—17 вв. продолжалась дальнейшая консолидация Ятенги. Большое распространение получило рабство; в рабов обращали захваченных во время войн пленных.
Политика захвата сопровождалась заменой правителей присоединенных территорий родственниками верховного правителя Ятенги, что порождало соперничество между вождями. Во время правления набы (вождя) Канго (1754 — 1787) Ятенга представляла собой хорошо организованное государство со столицей в г. Вахигуя.
Ятенга-наба являлся абсолютным монархом и правил с помощью четырех высших сановников и военного вождя. Для укрепления государства правители Ятенги постоянно совершенствовали административную систему. Тем не менее в княжествах Ятенги шла ожесточённая борьба за власть, ослаблявшая государство. В 1885 наба Баого, против которого выступили другие претенденты на престол, обратился за помощью и покровительством к французским завоевателям, что положило конец самостоятельному существованию государства Ятенга.


УАГАДУГУ (Ouagadougou) - государство моси в 13 — 19 вв, в бассейне Белой и Красной Вольты (территория бывшей Верхней Вольты, современной Буркина-Фасо). В 12 в. Убри из династии Уэдраого, основателя первого государства моси, обосновался в районе Зиньяра и Гилонгу, создав княжество под названием Убритенга (земля Убри), которое вошло в состав «империи» моси. Подчинив себе автохтонные племена ньеньесе и оттеснив догон в горные районы Бандиагара, а гурунси на Юго-Запад, Убри расширил владения на Восток и Северо-Восток до районов Яко и Кудугу. Убритенга стало одним из наиболее могущественных государств в "империи моси". В 14 в. «империя» была разделена на два государства — Ятенга и Уагадугу, большую часть которого составило Убритенга. Резиденцией моро-наба (верховного правителя) Уагадугу стал г. Лугури (в 8 км от совр. Уагадугу), бывший столицей «империи». В середине 16 в было завершено создание централизованного государства. Моро-наба обладал абсолютной властью над своими вассалами-министрами, вершил суд, назначал вождей.
Моро-наба Кумдумей и его преемники продолжали политику дальнейшей консолидации государства и его расширения за счет захвата соседних княжеств гурунси. В середине 17 в. резиденция моро-наба была перенесена в город Уагадугу. С конца 17 в. в Уагадугу наступил период политической раздробленности. Стремление правителей некоторых провинций выйти из-под власти моро-наба, династические конфликты и т.д.
служили причиной многочисленных войн. До конца 18 века правители моси упорно сопротивлялись проникновению ислама, однако растущее сопротивление покоренных племён центральной власти вынудило моро-наба Дулугу (1796 — 1825 гг. ) принять ислам в надежде упрочить власть над непокорными княжествами. К моменту прихода европейцев могущество Уагадугу было сильно подорвано. В 1896 году, потерпев поражение от французов, моро-наба Уагадугу бежал в Золотой Берег (территория современной Ганы). В январе 1897 года французы назначили нового моро-наба, который подписал с ними договор о протекторате, -положивший конец государству Уагадугу.


БОБО (буа) - народ, живущий к Северу и Северо-Востоку от города Бобо-Диулассо, а также в Мали.
Общая численность - около 1 млн человек.
Разделяется на группы буа (бобо-финг — «черные бобо"), киан (бобогбе — «белые бобо"), таро (бобо-вуле-«красные бобо"), ниениге (нинига), санкуру (зара) и др. Язык относится к гур языкам. Занимаются тропическим переложным мотыжным земледелием, разводят крупный и мелкий рогатый скот. Развиты ремесла: гончарство, обработка дерева и слоновой кости. Большая часть бобо — мусульмане-сунниты.

ИСКУССТВО БОБО. Изобразительное искусство бобо представлено главным образом масками, выполненными группой этого народа бобо-финг (или «черные бобо") из района Бобо-Диуласо. Большинство масок связано с тайным обществом, культом и божеством, корые носят общее имя До.
Иногда этим именем называют и сами маски. Условно маски можно разделить на три группы: декоративные и плоскост
ные, зооантропоморфные, объемные и натуралистические зооморфные и объемные антропоморфные (встречаются сравнительно редко). Зооантропоморфные маски имеют личину в виде плоского круга, иногда овала, на котором вырезаны (реже нарисованы) глаза в форме концентрических кругов (отдельные маски имеют две пары глаз). Нос обозначается условно, рот вырезан в виде ромба, иногда круга. По периметру личина может быть обрамлена простейшим резным орнаментом. Навершие маски выполняется в виде высокой вертикальной резной доски, украшенной орнаментом в форме ромбов, зигзагов, треугольников и т.п. И личина, и навершие помимо резьбы покрываются росписью красной, черной и белой краской. Зооантропоморфные маски "нво" имеют длинный изогнутыи клюв, идущий от основания навершия и нависающий над личиной (условное изображение совы или птицы калао). В отдельных случаях навершие располагается по горизонтали, образуя по сторонам личины подобие крыльев бабочки. Маски "байири" (змея) имеют длинное узкое навершие волнообразной формы.
Встречаются также маски с удлиненной прямоугольной или заостряющейся книзу личинои, крайне условно передающей человеческое лицо. Зооморфные маски, обычно изображающие буйвола или барана, реже птиц, выполняются очень близко к натуре. Их выразительность строится на плавно закруглённых объемах, слегка стилизуются лишь изогнутые рога и передняя часть морды животного (подчёркнуто ритмизованные ряды зубов и отчетливо вырезанные ноздри). В пластике антропоморфных масок-шлемов заметно влияние скульптуры догон. Они имеют плоскую личину, длинный прямой нос, глаза и рот, выполненные в форме "кофейного зерна"; выпуклый, нависающий над глазами лоб делится пополам невысоким зубчатым гребнем, начинающимся у переносицы и доходящим до затылка. На лицо наносятся орнаментально переданные тонкие линии татуировки. Большинство масок этого типа имеет навершие в виде реалистически выполненной женской фигуры, очень редко — фигуры хамелеона.
В районе Сан (Мали) известны маски «коро», которые целиком выполняются из листьев и растительных волокон.
Круглая скульптура представляет собой столпообразные слаборасчлененные фигуры, отчасти напоминающие по стилю скульптуру соседей бобо - моси и лоби. Резьбой украшаются табуретки и другие предметы домашнего обихода. Известны миниатюрные бронзовые, а также примитивные ювелирные украшения (кольца, браслеты, подвески), выполненные в технике утраченной восковой модели.


ЛОБИ - народ, живущий в верхнем течении реки Черная Вольта к Востоку и Юго-Востоку от города Бобо-Диуласо. Численность вместе с родственными народностями мбуин, га, турука (гбе), диан - около полумиллиона. Говорят на одном из вольтийских языков. Традиционные занятия - подсечно-огневое земледелие, разведение крупного и мелкого рогатого скота. Среди мужчин развито сезонное отходническтво на плантации какао в Гану. Традиционные ремесла - кузнечное, гончарное, ювелирное, ткацкое, кожевенное. Богатый музыкальный фольклор. Сохраняются матрилинейные большие семьи, традиционные верования, колдовство, магия. Часть лоби - христиане, на Севере есть мусульманские общины.

ИСКУССТВО ЛОБИ. Круглая скульптура лоби имеет сравнительно правильные пропорции и обобщенно-круглые формы, близкие к натуре. Фигурки ("конторнбе" и "ко пвидма") из дерева и реже из необожжённой глины довольно слабо расчленены, подчеркнут выступающий вперед пупок, руки прижаты к туловищу, слегка укороченные ноги полусогнуты в коленях, ступни обработаны грубо. Наиболее тщательно исполнено лицо с расширяющимися носом треугольной формы, удлиненными глазами и выпуклыми губами (иногда почти прямоугольной формы), волосы передаются в виде тонких параллельных полосок, посередине головы идет высокий гребень, продолжающий линию носа. Маски лоби немногочисленны и изучены слабо. Интересны трехногие скамейки и подголовники, украшенные натуралистически выполненными человеческими головками, которые создаются в период подготовки к ритуальной церемонии "дьоро" (проводится раз в 7 лет), связанной с культом воды и земли. В технике утраченного воска лоби изготовляют различные ювелирные изделия из бронзы (браслеты и подвески в виде змей, хамелеонов и т.п.)...



Ссылки по теме:

Потрясающий фотоальбом, посвященный народам ДОГОН и ЛОБИ (Мали и Буркина-Фасо) -
http://www.dogon-lobi.ch/index1.html

Маски Буркина-Фасо -
http://www.culture.gouv.fr/ma/fr/fs.html

Антикварные фотографии Западной Африки:
http://imagesdupasse.free.fr/hautevolta/Hautevolta.html

АФРИКАНСКИЙ ФОТОАЛЬБОМ Дидье Бергуну:
http://www.bergounhoux.com/