Главная
страница Практическая
информация по странам
Буркина Фасо. География + 
Буркина-Фасо (Верхняя
Вольта)
Ист.:
Страны и народы мира.
Африка. Западная и Центральная
Африка.
Москва, «Мысль», 1979 г. , с. 112-113
Основная часть страны
расположена в саваннах
суданской зоны, которая на
севере переходит в сахельскую,
примыкающую к Сахаре, а на юге
— в гвинейскую. Большую часть
территории занимает обширное
плато Моси, сложенное древними
кристаллическими породами —
сланцами, гнейсами и гранитами.
В основном это выровненное
плато, на поверхности которого
местами возвышаются
куполообразные холмы
вулканического происхождения.
Горные массивы в течение
длительного времени
подвергались интенсивному
разрушению и поэтому сильно
сглажены. Средняя высота плато
не превышает 200-500 м над уровнем
моря. На плато берут начало
реки Черная Вольта, Красная
Вольта, Белая Вольта и правые
притоки Нигера.
Обширные выровненные
пространства удобны для
земледелия. Центральная часть
плато с его относительно
плодородными почвами — самый
густонаселенный район страны.
Северная часть, где
преобладают обширные пастбища
и отсутствует муха цеце,
наиболее благоприятна для
скотоводства.
В последние годы в Верхней
Вольте благодаря
геологической разведке
обнаружены месторождения
марганца, меди, золота, каолина,
известняков, мрамора. Залежи
известняка распространены во
многих районах и служат сырьем
для цементной промышленности.
Повсеместно встречаются
песчаники, применяемые в
строительном деле. Запасы
марганцевых месторождений в
Тамбао (на северо-востоке)
оцениваются в 13 млн. т, а по
содержанию марганца это одни
из богатых месторождений мира.
Остальные месторождения
полезных ископаемых пока не
оценены, и их экономическая
рентабельность не определена.
Борьба двух воздушных потоков,
идущих из Сахары и с просторов
Атлантического океана,
определяет климат Верхней
Вольты. В сухой сезон,
наступающий в октябре-ноябре,
северо-восточный ветер
харматтан приносит иссушающую
жару и тучи мельчайшего песка.
В северных районах,
расположенных в сахельской
зоне, сухой сезон длится 8-10
месяцев. Харматтан губительно
действует на растительность.
Редкие деревья и кустарники
теряют листву. Жара в апреле
достигает 41-45°. Реки пересыхают
и превращаются в цепь
заболоченных озер. Земледелие
в этих районах практически
невозможно без орошения.
В мае на смену сухому сезону
приходит сезон дождей. Муссон,
дующий с океана, приносит ливни,
длящиеся, однако, недолго.
Количество осадков по всей
стране не превышает 1 000 мм, а на
севере их выпадает не более 120—200
мм в год.
Верхняя Вольта испытывает
огромные трудности с водой.
Обычно все количество годовых
осадков выпадает в течение
трех месяцев (июль, август,
сентябрь), в остальное время
дождей почти не бывает. Влага,
запасенная почвой в дождливый
сезон, быстро испаряется.
Наступает засуха,
продолжающаяся 6-7 месяцев. В
начале сезона дождей, чтобы
собрать урожай до наступления
резкой засухи, сеют просо,
сорго и арахис. Случается, что
некоторые культуры не успевают
созреть за 3-4 месяца, и тогда
жители обречены на
полуголодное существование.
Сильная засуха, продолжавшаяся
в течение 1969-1973 гг., приняла
характер национального
бедствия. Многие, деревни были
покинуты жителями. Погибло
около 25% поголовья скота.
Речная сеть довольно густая.
Большая часть территории
относится к бассейну р. Вольта,
и только на крайний запад и
крайний восток заходят
бассейны других рек — Комоэ и
Нигера соответственно.
Наиболее крупная река — Черная
Вольта, которая в пределах
страны имеет протяженность 920
км. Она берет начало на плато и,
миновав порожистый участок,
устремляется на равнину, где
много заболоченных участков.
Белая Вольта рождается в
районе Вахигуя и пересекает
страну с севера на юг. Текущая
на западе Комоэ течет в узких
теснинах горного массива и
имеет множество водопадов.
Для рек Верхней Вольты
характерно непостоянство
режима: в сезон дождей они
выходят из берегов, а в сухое
время года сильно мелеют или
пересыхают совсем. Реки
несудоходны и не все могут быть
использованы для орошения.
Лишь Черную Вольту .предполагается
использовать для
водоснабжения столицы и
создания ирригационных систем.
По мере продвижения на юг
опустыненная саванна с красно-бурыми
почвами уступает место
суданской саванне, где
преобладают красные почвы,
более плодородные. Пустынная
растительность и мелкие
кустарники сменяются на юге
страны редколесьем и
галерейными лесами, растущими
вдоль рек. Неповторимый облик
суданской саванне придают
различные виды акаций, хорошо
переносящих длительную засуху,
масличное дерево карите, плоды
которого содержат до 50% масла,
рожковое дерево, из семян
которого местные жители
готовят муку, тиковое дерево,
тамаринд, баобаб и др.
Разнообразен животный мир
Верхней Вольты. Для охраны
животных созданы национальные
парки и заповедники. В районах
Фадан-Гурма и Диапага (на
востоке страны) находится три
национальных заповедника —
Дубль Вэ, Куртьягу и Арли, где
по лицензиям можно охотиться
на слонов, львов, пантер. В
саванновых лесах обитают
огромные стада различных
копытных — от маленьких
изящных антилоп коба с
длинными рогами до крупных,
размером с лошадь, черных
антилоп. Болотистые берега рек
в районе Дедугу буквально
кишат бегемотами, в водоемах
вблизи Сабу водятся крокодилы
и водяные черепахи. В
национальных парках
встречаются буйволы, гепарды,
дикие кошки, шакалы, гиены, в
стране множество обезьян,
редких птиц, змей. В речных
долинах распространена муха
цеце. В саванне много
термитников.
История и культура народов
Буркина-Фасо (по материалам
энциклопедии "Африка").
Археологические находки
свидетельствуют о заселении
территории Буркина-Фасо в
эпоху неолита. На Северо-Западе
страны найдены неолитические
стоянки и каменные орудия, на
Юге — остатки древних
укреплений и колодцев, в районе
Ятенга многочисленные
наскальные рисунки с
изобажением охотников и диких
животных.
Образование государств моси на
терр Буркина-Фасо большинство
исследователей относят к 13 — 14
вв. Предполагают, что моси
пришли с Северо-Востока Ганы в
начале 11 в, и создали
собственные государства (Государства
Моси), о чем сообщают суданские
хроники 18 в. Моси подчинили
себе автохтонные племена
ньеньесе, груси (гурунси) и буса.
Догон, жившие на Севере,
отступили в горные районы
Хомбори и Бандиагара. В
излучине Нигера моси
образовали государства
раннефеодального типа:
Уагадугу, Ятенга и Тенкодого.
Во главе государства стоял
моро-наба (верховный правитель),
который назначал высших
сановников, управлявших
провинциями. Реальная власть в
государстве осуществлял
разветвлённый аппарат, в
котором большую роль играла
аристократия — накомсе,
выходцы из племенной знати,
занимавшие высшие должности
при дворе моронаба. Моро-наба
являлся верховным
распорядителем земли. Часть ее
находилась в его личном
владении, остальную он
передавал сановникам и вождям,
которые собирали дань с
сельских общин. Большое
распространение получило
рабство; в рабов обращали
захваченных во время войн
пленных. В крупнейших
поселениях моси существовали
рынки рабов, Основным занятием
моси было земледелие, в Ятенга
— скотоводство, а также
различные ремёсла. Бобо,груси,гурма,
сенуфо, догон, лоби занимались
охотой, собирательством,
земледелием, ремеслами. У лоби
и догон сохранилось родо-племенное
общество. Гурма создали
раннегосударственное
образование Гурма.
В результате военных походов
правителей моси к 15 в.
расширились их владения на
Севере и Северо-3ападе. Однако
усиливавшаяся власть вождей
некоторых провинций и их
стремление выйти из-под власти
моронаба служили причиной войн.
К концу 17 в. моси переживали
период политической
раздробленности.
К началу 18 в. относится
проникноеение ислама в Буркина-Фасо.
В целях упрочения своей власти
над провинциями моро-наба
Дулугу I принял ислам.
Немногочисленные моси-мусульмане
составляли замкнутую
социальную группу — ярсе. В 1806
г. на Севере страны появились
первые экспедиции европейцев,
основавших здесь свои
поселения.
В 1888 году французский отряд Л.
Бенже проник на Юго-Запад
Буркина-Фасо. В конце 19 в.,
воспользовавшись политической
нестабильностью в гос-ударствах
моси, ослабленных войнами,
Франция начала колониальный
захват страны.
Военная французская
экспедиция под командованием П.
Вуле и Ж. Шануана, жестоко
расправлявшаяся с местным
населением, вынудила моро-наба
Уагадугу подписать в 1897 году
договор с Францией о
протекторате. К началу 20 в. был
полностью завершен захват всех
государств моси, а также
районов, населённых бобо, лоби,
груси. Колония под названием
Верхняя Вольта стала частью
Французской Западной Африки (ФЗА)
с административным центром в г.
Уагадугу. Традиционные
институты моси были
приспособлены к нуждам
колониальной администрации (сбор
налогов, мобилизация местных
жителей на принудительные
работы и др.). В 1904 году Верхняя
Вольта была включена в колонию
Верхий Сенегал— Нигер, в 1919 — 32
годах являлась колонией в
рамках ФЗА, в 1932 г. была
расчленена и входила в состав
БСК, Франц Судана и Нигера.
Тяжёлые трудовые повинности,
массовые насильственные
рекрутирвания солдат в
колониальные войска вызывали
волнения среди африканского
населения.
В 1916 — 17 годах произошли
крупные выступления груси,
лоби, дагари, жестоко
подавленные колонизаторами.
Основой экономики Буркина-Фасо
являлось земледелие и
полукочевое скотоводство.
Страна служила поставщиком
дешёвой рабочей силы на
рудники Золотого Берега и
плантации в прибрежные колонии
— БСК, Дагомею.
5 авг. 1960 Верхняя Вольта была
провозглашена независимой
республикой. 4 августа 1984 года
она стала называться Буркина-Фасо
(Буркина - Родина достойных,
Фасо - Родина революционного
народа).
НАРОДЫ, населяющие Буркина
Фасо в настоящее время:
Около 94% населения составляют
народы, говорящие на нигеро-конголезских
языках. К народам вольтийской
подгруппы относятся моси,
дагари, бирифор, кусаси и
нанкансе, т.е. около половины
населения страны. Лоби живут на
Юго-Западе страны, бобо - на
границе с Мали, к Северо-Востоку
от Бобо-Диуласо. Груси живут в
пограничных с Ганой районах,
гурма - на границе с Бенином,
сенуфо - на Западе страны и на
плато Канкалаба, догон - в
горных районах Бандиагара.
Народы подгруппы манде (сонинке,
само, диула) расселены
отдельными массивами смешанно
с вольтийскими народами на
Северо-Западе страны. На
западноатлантических языках
говорят фульбе, туареги, сонгай.
В городах живут хауса, ливанцы (левантинцы)
и французы.
МОСИ (моссе, мосе) живут в
центральной части Буркина-Фасо
и на Северо-Западе Ганы.
Численность моси в Буркина-Фасо
- около 4 млн. человек.
Живут также в Республике Кот-Дивуар.
Говорят на языке "море".
Создали средневековые
государства Моси. Традиционные
занятия— ручное переложное
земледелие, разведение
крупного и мелкого рогатого
скота, домашней птицы. Развито
отходничество на плантации
какао на Юге Ганы. Традиционные
ремёсла — литье, изготовление
железных орудий, чеканка,гончарство,
плетение.
Сохраняют традиционные
верования, фольклор, часть моси
— христиане (протестанты).
Традиционная скульптура и
маски моси имеют ряд общих черт
с искусством соседних народов (бобо
и догон). Маски тайного
общества Ванго используются во
время погребальных церемоний,
посвященных вождям и
старейшинам, и в
сельскохозяйственных обрядах.
Маски (мужские и женские)
соединяют в себе
слабовыраженные антропо- и
зооморфные черты. Лицо в виде
плоского или вогнутого овала с
треугольными отверстиями для
глаз, разделено по вертикали на
две симметричные части узкой
планкой с зазубринами В
некоторых масках она
расширяется кверху, образуя
морду антилопы. Личины
завершаются либо небольшими
рогами антилопы коба (прямыми у
мужских масок, плавно
изогнутыми у женских), либо
навершием, которое является
наиболее выразительной частью
маски и достигает иногда
высоты двух метров. Навершия
мужских масок — плоские,
расписанные геометрическим
орнаментом или резные доски. У
женских масок навершия
включают стоящую вытянутую
женскую фигуру, которая
опирается непосредственно на
личину или прислонена к резной
фигурной доске, служащей ей
фоном. Все маски расписываются
красно-коричневой, белой и
чёрной красками.
Круглая скульптура (по стилю
близкая к навершиям женских
масок) встречается у моси редко.
ГОСУДАРСТВА МОСИ возникли в
результате миграции моси из
северо-восточной части
современной Ганы (11 — 14 вв.) в
бассейны рек Белая Вольта и
Красная Вольта. Согласно
устным преданиям, Уэдраого, сын
дочери правителя дагомба и
охотника. основал вдоль
среднего течения реки Белая
Вольта княжество Тенга Кодого (позже
Тенкодого). Один из сыновей
Уэдраого создал близ
современного города Вахигуя (Уахигуйя)
княжество Зандома. Внук
Уэдраого — Убри, подчинив себе
автохтонные племена ньеньесе,
завоевал территорию до района
Яко и создал княжество
Убритенга со столицей в городе
Лугури. Сын Убри — Ядега создал
на Северо-Западе княжество
Ятенга. Убри стал первым
верховным правителем моси, ему
подчинялись четыре княжества,
фактически самостоятельные, —
Тенкодого,Зандома, Убритенга и
Ятенга, образовавшие так
называемую империю моси со
столицей в городе Лугури. Позже
столица была перенесена в г.
Уагадугу.
Правитель империи считался
главным среди вождей, он носил
титул моронаба. Реальную
власть в государстве
осуществлял иерархизованныи
аппарат, в котором большую роль
играла племенная знать —
накомсе. Во главе госудасртв
стояли мого-наба — высшие
сановники и министры,
назначаемые моро-наба.
Государства в свою очередь
делились на округа, -возглавлявшиеся
вождями наба. Моронаба являлся
верховным распорядителем
земли, часть ее находилась в
его личном владении, а основная
— в условном держании его
вассалов, собиравших дань с
сельских общин и передававших
её раз в год моро-наба. В
крупнейших поселениях моси
существовали рынки рабов. В
середине 14 в. внутренние распри
привели к распаду империи на
два государства — Ятенга и
Уагадугу, правитель последнего
по традиции продолжал
считаться старшим. т. е. моро-наба.
В 15 в. государства моси
принадлежали к самым
могущественным в Западной
Африке. Военные походы
правителей моси расширили их
границы далеко на Север и
Северо-Запад.
Наибольшего расцвета
государства моси достигли в 16 в.,
однако стремление их
правителей выйти из-под власти
моро-
наба привели к длительным
войнам, значительно ослабившим
центральную власть. В 19 в.
государства моси переживали
период политической
раздробленности. Внутренние
противоречия, борьба за власть
между правителями госудасртв
облегчили французским
колонизаторам захват
государств моси и включение их
в состав Генерал-губернаторства
Французская Западная Африка.
Тем не менее моро-наба удалось
сохранить символическую
власть и его двор существует
наряду с центр властью и в
независимой Буркина-Фасо.
Некоторые вожди моси участвуют
в политической жизни Буркина-Фасо,
занимаются
предпринимательской
деятельностью.
ЯТЕНГА (от Ядега тенга — земля
Ядеги), государство моси в 14 — 19
вв. на Северо-Западе
современной Буркина-Фасо. В 13 в.
Ядега, сын Убри, основателя
империи моси, создал княжество
под названием Ятенга. Расширив
свои владения за счет соседних
княжеств Гурси, Зитенга, Писила
и Лаго, Ядега возглавил
государство, которое вошло в
состав империи моси.
Правители Ятенги, отличавшиеся
воинственностью, и в
дальнейшем проводили активную
захватническую политику. Ими
были покорены независимые
княжества моси — Сомниага и
Зандома. В кон. 14 в. правитель
Ятенги Геда добился раздела
империи на два государства —
Ятенга и Уагадугу. В 15 в. Ятенга
на короткое время захватила
один из важнейших торговых
городов государства Сонгай (на
территории Мали) — Валату. В 16—17
вв. продолжалась дальнейшая
консолидация Ятенги. Большое
распространение получило
рабство; в рабов обращали
захваченных во время войн
пленных.
Политика захвата
сопровождалась заменой
правителей присоединенных
территорий родственниками
верховного правителя Ятенги,
что порождало соперничество
между вождями. Во время
правления набы (вождя) Канго (1754
— 1787) Ятенга представляла
собой хорошо организованное
государство со столицей в г.
Вахигуя.
Ятенга-наба являлся абсолютным
монархом и правил с помощью
четырех высших сановников и
военного вождя. Для укрепления
государства правители Ятенги
постоянно совершенствовали
административную систему. Тем
не менее в княжествах Ятенги
шла ожесточённая борьба за
власть, ослаблявшая
государство. В 1885 наба Баого,
против которого выступили
другие претенденты на престол,
обратился за помощью и
покровительством к
французским завоевателям, что
положило конец
самостоятельному
существованию государства
Ятенга.
УАГАДУГУ (Ouagadougou) - государство
моси в 13 — 19 вв, в бассейне
Белой и Красной Вольты (территория
бывшей Верхней Вольты,
современной Буркина-Фасо). В 12 в.
Убри из династии Уэдраого,
основателя первого
государства моси, обосновался
в районе Зиньяра и Гилонгу,
создав княжество под названием
Убритенга (земля Убри), которое
вошло в состав «империи» моси.
Подчинив себе автохтонные
племена ньеньесе и оттеснив
догон в горные районы
Бандиагара, а гурунси на Юго-Запад,
Убри расширил владения на
Восток и Северо-Восток до
районов Яко и Кудугу. Убритенга
стало одним из наиболее
могущественных государств в
"империи моси". В 14 в. «империя»
была разделена на два
государства — Ятенга и
Уагадугу, большую часть
которого составило Убритенга.
Резиденцией моро-наба (верховного
правителя) Уагадугу стал г.
Лугури (в 8 км от совр. Уагадугу),
бывший столицей «империи». В
середине 16 в было завершено
создание централизованного
государства. Моро-наба обладал
абсолютной властью над своими
вассалами-министрами, вершил
суд, назначал вождей.
Моро-наба Кумдумей и его
преемники продолжали политику
дальнейшей консолидации
государства и его расширения
за счет захвата соседних
княжеств гурунси. В середине 17
в. резиденция моро-наба была
перенесена в город Уагадугу. С
конца 17 в. в Уагадугу наступил
период политической
раздробленности. Стремление
правителей некоторых
провинций выйти из-под власти
моро-наба, династические
конфликты и т.д.
служили причиной
многочисленных войн. До конца 18
века правители моси упорно
сопротивлялись проникновению
ислама, однако растущее
сопротивление покоренных
племён центральной власти
вынудило моро-наба Дулугу (1796 —
1825 гг. ) принять ислам в надежде
упрочить власть над
непокорными княжествами. К
моменту прихода европейцев
могущество Уагадугу было
сильно подорвано. В 1896 году,
потерпев поражение от
французов, моро-наба Уагадугу
бежал в Золотой Берег (территория
современной Ганы). В январе 1897
года французы назначили нового
моро-наба, который подписал с
ними договор о протекторате, -положивший
конец государству Уагадугу.
БОБО (буа) - народ, живущий к
Северу и Северо-Востоку от
города Бобо-Диулассо, а также в
Мали.
Общая численность - около 1 млн
человек.
Разделяется на группы буа (бобо-финг
— «черные бобо"), киан (бобогбе
— «белые бобо"), таро (бобо-вуле-«красные
бобо"), ниениге (нинига),
санкуру (зара) и др. Язык
относится к гур языкам.
Занимаются тропическим
переложным мотыжным
земледелием, разводят крупный
и мелкий рогатый скот. Развиты
ремесла: гончарство, обработка
дерева и слоновой кости.
Большая часть бобо —
мусульмане-сунниты.
ИСКУССТВО БОБО.
Изобразительное искусство
бобо представлено главным
образом масками, выполненными
группой этого народа бобо-финг
(или «черные бобо") из района
Бобо-Диуласо. Большинство
масок связано с тайным
обществом, культом и божеством,
корые носят общее имя До.
Иногда этим именем называют и
сами маски. Условно маски можно
разделить на три группы:
декоративные и плоскост
ные, зооантропоморфные,
объемные и натуралистические
зооморфные и объемные
антропоморфные (встречаются
сравнительно редко).
Зооантропоморфные маски имеют
личину в виде плоского круга,
иногда овала, на котором
вырезаны (реже нарисованы)
глаза в форме концентрических
кругов (отдельные маски имеют
две пары глаз). Нос
обозначается условно, рот
вырезан в виде ромба, иногда
круга. По периметру личина
может быть обрамлена
простейшим резным орнаментом.
Навершие маски выполняется в
виде высокой вертикальной
резной доски, украшенной
орнаментом в форме ромбов,
зигзагов, треугольников и т.п. И
личина, и навершие помимо
резьбы покрываются росписью
красной, черной и белой краской.
Зооантропоморфные маски "нво"
имеют длинный изогнутыи клюв,
идущий от основания навершия и
нависающий над личиной (условное
изображение совы или птицы
калао). В отдельных случаях
навершие располагается по
горизонтали, образуя по
сторонам личины подобие
крыльев бабочки. Маски "байири"
(змея) имеют длинное узкое
навершие волнообразной формы.
Встречаются также маски с
удлиненной прямоугольной или
заостряющейся книзу личинои,
крайне условно передающей
человеческое лицо. Зооморфные
маски, обычно изображающие
буйвола или барана, реже птиц,
выполняются очень близко к
натуре. Их выразительность
строится на плавно
закруглённых объемах, слегка
стилизуются лишь изогнутые
рога и передняя часть морды
животного (подчёркнуто
ритмизованные ряды зубов и
отчетливо вырезанные ноздри). В
пластике антропоморфных масок-шлемов
заметно влияние скульптуры
догон. Они имеют плоскую личину,
длинный прямой нос, глаза и рот,
выполненные в форме "кофейного
зерна"; выпуклый, нависающий
над глазами лоб делится
пополам невысоким зубчатым
гребнем, начинающимся у
переносицы и доходящим до
затылка. На лицо наносятся
орнаментально переданные
тонкие линии татуировки.
Большинство масок этого типа
имеет навершие в виде
реалистически выполненной
женской фигуры, очень редко —
фигуры хамелеона.
В районе Сан (Мали) известны
маски «коро», которые целиком
выполняются из листьев и
растительных волокон.
Круглая скульптура
представляет собой
столпообразные
слаборасчлененные фигуры,
отчасти напоминающие по стилю
скульптуру соседей бобо - моси
и лоби. Резьбой украшаются
табуретки и другие предметы
домашнего обихода. Известны
миниатюрные бронзовые, а также
примитивные ювелирные
украшения (кольца, браслеты,
подвески), выполненные в
технике утраченной восковой
модели.
ЛОБИ - народ, живущий в верхнем
течении реки Черная Вольта к
Востоку и Юго-Востоку от города
Бобо-Диуласо. Численность
вместе с родственными
народностями мбуин, га, турука (гбе),
диан - около полумиллиона.
Говорят на одном из
вольтийских языков.
Традиционные занятия -
подсечно-огневое земледелие,
разведение крупного и мелкого
рогатого скота. Среди мужчин
развито сезонное
отходническтво на плантации
какао в Гану. Традиционные
ремесла - кузнечное, гончарное,
ювелирное, ткацкое, кожевенное.
Богатый музыкальный фольклор.
Сохраняются матрилинейные
большие семьи, традиционные
верования, колдовство, магия.
Часть лоби - христиане, на
Севере есть мусульманские
общины.
ИСКУССТВО ЛОБИ. Круглая
скульптура лоби имеет
сравнительно правильные
пропорции и обобщенно-круглые
формы, близкие к натуре.
Фигурки ("конторнбе" и "ко
пвидма") из дерева и реже из
необожжённой глины довольно
слабо расчленены, подчеркнут
выступающий вперед пупок, руки
прижаты к туловищу, слегка
укороченные ноги полусогнуты в
коленях, ступни обработаны
грубо. Наиболее тщательно
исполнено лицо с
расширяющимися носом
треугольной формы, удлиненными
глазами и выпуклыми губами (иногда
почти прямоугольной формы),
волосы передаются в виде
тонких параллельных полосок,
посередине головы идет высокий
гребень, продолжающий линию
носа. Маски лоби
немногочисленны и изучены
слабо. Интересны трехногие
скамейки и подголовники,
украшенные натуралистически
выполненными человеческими
головками, которые создаются в
период подготовки к ритуальной
церемонии "дьоро" (проводится
раз в 7 лет), связанной с культом
воды и земли. В технике
утраченного воска лоби
изготовляют различные
ювелирные изделия из бронзы (браслеты
и подвески в виде змей,
хамелеонов и т.п.)...
Ссылки по теме:
Потрясающий фотоальбом,
посвященный народам ДОГОН и
ЛОБИ (Мали и Буркина-Фасо) -
http://www.dogon-lobi.ch/index1.html
Маски Буркина-Фасо -
http://www.culture.gouv.fr/ma/fr/fs.html
Антикварные фотографии
Западной Африки:
http://imagesdupasse.free.fr/hautevolta/Hautevolta.html
АФРИКАНСКИЙ ФОТОАЛЬБОМ Дидье
Бергуну:
http://www.bergounhoux.com/
|