ГЕОГРАФИЯ - GEOGRAFIA

Главная страница     Путешествие во времени


Аттилио Гаудио.
ЦИВИЛИЗАЦИИ САХАРЫ.
Десять тысячелетий истории, культуры и торговли.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
"ПО ДОРОГЕ ЗОЛОТА И СОЛИ"(ТАФИЛАЛЕТ-ТОМБУКТУ)


Глава I. Археологические богатства.
Глава II. Тафилалет - место встречи караванов в Марокканской Сахаре.
Глава III. Люди и города Долины Дра.
Глава IV. "Дальний Запад" Сахары.
Глава V. Мавры Адрара.
Глава VI. Томбукту - место встречи каравана и верблюда.


Глава II.
ТАФИЛАЛЕТ — МЕСТО ВСТРЕЧИ
КАРАВАНОВ В МАРОККАНСКОЙ САХАРЕ


Тафилалет — обширная и плодородная область на краю Сахары. Она примечательна своим разнообразным населением, богатой историей и связанными с ней легендами. Эту область с пышно разросшимися пальмовыми рощами и окруженными зубчатыми стенами ксурами пересекает уэд Зиз. Тафилалет — ворота в Сахару, уже в течение многих веков главный перевалочный пункт для транссахарских караванов и меновой торговли.
Еще в период раннего средневековья между Марокко и Черной Африкой существовала оживленная торговля. Две большие дороги соединяли Марокко с Сенегалом и Нигером: одна из них проходила по прибрежной зоне Тизнит — Гулимин, другая через Тафилалет.
Последний был процветающей областью; современный живописный и оживленный базар на главной площади Эрфуда лишь жалкое подобие фундуков и караван-сараев прежних времен.
Это в равной метре относится к торговле и ремеслам, слава о которых в течение многих веков была известна далеко за пределами Магриба. Ныне от них сохранилось лишь искусство дубления козьих шкур с помощью коры тамариска. Выдубленная кожа — ее называют "филали", как и жителей этого района,— после искусной обработки идет на изготовление различных предметов: сумок, бумажников, бабушей, пуфов и т. п., составляющих одну из основных статей марокканского экспорта.

Другой основной источник доходов для жителей Тафилалета — разведение финиковых пальм. Оазисы, островками рассыпавшиеся вдоль уэда Зиз от высоких заснеженных гор Атласа до бескрайних песков Сахары, подобны очаровательным тихим гаваням, утопающим в зелени. Погонщикам караванов, изнуренным трудным бесконечным переходом через Сахару, пальмовые рощи Тафилалета, естественно, представляются земным раем.
В одном лишь районе Эрфуда растет около миллиона пальм, в тени их терпеливый крестьянин выращивает почти все продукты сельского хозяйства: фруктовые деревья, овощи, ячмень. Пальма приносит ему финики, которые больше всех прочих ценятся в Марокко благодаря разнообразию сортов и высоким вкусовым качествам. Финик — символ Тафилалета, и каждый год октябре в Эрфуде отмечают большой «праздник фиников».
Сиджильмасса, промежуточная стоянка купцов и паломников. Самые древние из известных нам исторических легенд, относящихся к Сиджильмассе, восходят к 140 г. хиджры (757 г.), когда был основам город. Сиджильмасса сразу же стала основным пунктом длинного торгового пути, который вел вдоль северной границы Берберии из Египта в Марокко. Его посещали даже купцы из Басры и Персии. В Сиджильмассе преобладало влияние Востока. В источниках Х в. отмечается сходство ее домов с постройками Йемена.
Сиджильмасса, основанная раньше Феса, стала вторым мусульманским городом Северной Африки после Кайруана, заложенного в 670 г. Он превратился в подлинный центр сахарской торговли Марокко, включившись в напряженную политическую, экономическую и религиозную деятельность. В течение трех веков Сиджильмасса была столицей обширного независимого государства, простиравшегося от гор Атласа до долины р. Дра. Купцы всех крупных городов Востока имели здесь свои конторы или торговые представительства.

Замечательного расцвета достигла в Сиджильмассе и культура в VIII — ХI вв. Как и Фее, этот город был одним нз центров, где па пути в Аравию собирались марокканские паломники; нередко они выбирали из числа его жителей начальника каравана, направлявшегося в Мекку. Сиджильмасса была красивым городом, с великолепными храмами и богатыми зданиями учебных заведений.
В этой области, не считая деревень, было построено ЗОО ксуров, из которых три пользавались особой известностью: Танегент, насчитывавший тысячу очагов; в 14 км от него — Татухасант, населенный чужеземными купцами, евреями, ремесленниками; и, наконец, Мамун, не менее обширный и многолюдный. Из-за, раздоров между жителями в каждом ксуре были своя партия и вождь. Одни нередко брались за оружие или засыпали оросительные каналы противника, и даже, случалось, рубили финиковые пальмы.
Часть доходов ксуров (подать, уплачиваемая евреями, прибыль от чеканки денег) изымалась вождем.
Остальная же предназначалась арабам. Каждый вождь чеканил золотые и серебряные монеты. Монетный двор начал действовать в Сиджильмассе после захвата его альморавидами в 447 г. хиджры (1055 г.).

Тафилалет (Сиджильмасса входила в его пределы) так процветал, что платил фатимидскому государству в Кайруане 400 тыс. динаров годового налога, т. е. половину того, что платила вся Северная Афркка. Ибн Баттута писал в XIV в., что каждый житель имел дом кирпича-сырца, сад и поле.
Из нескольких вырытых колодцев вода с помощью больших колес (нория) поступала по трубам по всему городу.
Сиджильмасса была расположена в центре плодородной, хорошо орошаемой равнины, где в изобилии выращивали самый нежный виноград. Очень хорошо росли и хлеба, один раз засеяв поле, урожай собирали три года подряд. Кроме того, вдоль уэда Зиз выращивали хлопок, римский и полевой тмин, а также хну, которой снабжали всю Северную Африку.
Некоторые арабские авторы сообщают, что в Тафилалете не было мух, что жители ели собак и больших ящериц, которых и сейчас еще здесь множество. Как и в настоящее время, большинство жителей страдало болезнью глаз из-за сильных песчаных бурь.
Женщины в Сиджильмассе умели прясть очень тонкую шерсть и ткать из нее великолепные ткани.

Вплоть до ХII в. основным предметом экспорта в транссахарской торговле была соль, которую перевозили на верблюдах. Купцы брали с собой проводников, способных ориентироваться в пустыне по звездам и горам, и запасались продовольствием на шесть месяцев.
Прибыв в Гану, они обменивали соль на равное ей по весу количество золота; иногда плата золотом удваивалась или возрастала еще больше, в зависимости от того, сколько купцов приходило с караваном.
Позднее первое место в экспорте товаров заняли финики, в обмен на них из Судана привозили рабов, золотой песок, слоновую кость, черное дерево и кожу.
Один андалузский автор XII в. рассказывает, что «когда отправляешься из Сиджильмассы в Гану, в страну черных, то идешь два месяца по необитаемой пустыне».
Другой арабский автор XI в. сообщает, что правителю Сиджильмассы пришлась приложить немало усилий, чтобы навести порядок в пустыне и обеспечить безопасность транссахарокой торговли. После распада державы Альморавидов в XIII и ХIV вв. торговлю с Суданом поддерживала уже не ослабевшая официальная власть, а чaстная инициатива. Возникли настояшие компании, и среди них самой известной стала компания, созданная братьями Маккари. Они прославились благодаря тому, что играли важную роль в коммерческих делах. Братья привели в порядок сахарские дороги, вырыли вдоль них холодцы и обеспечили купцам полную безопасность. Их дети основали общество, в которое каждый вкладывал все, что имел и зарабатывал, доходы же делились поровну. «Контора в Тлемсене направляла в Сахару пользовавшиеся спросом товары, а сахарская контора отправляла кожи, слоновую кость, кокосовые орехи и золотой песок. Контора в Сиджильмассе, подобно стрелке весов, оповещала их о повышении или о понижении цен в различных местах и путем переписки держала в курсе торговых переговоров и новостей. Благо
даря этому их общее состояние росло, а их дела достигли значительного размаха".
Когда был завоеванТакрум и все принадлежавшие ему области, над судьбой и состоянием братьев Маккари нависла серьезная опасность, хотя двое братьев, живших в Валате, пытаясь защитить свое имущество, наняли даже солдат. Впоследствии им удалось договориться с королем; он принял их с почетом и позволил заниматься торговлей на всей территории страны. Принц Ибн Хаммун, впрочем, проявил себя превосходным администратором, заявив: «Если бы я не боялся совершить гнусное дело, я позволил бы жить в моей стране исключительно купцам, торгующим с Сахарой, ибо они увозят недорогие товары и привозят золотой песок— металл, которому все подвластно в этом мире; другие же купцы (напротив) вывозят наше золото и снабжают нас предметами, которые быстро снашиваются и исчезают, или заставляют нас менять наши привычки и развращают глупцов».
Братья Маккари не довольствовались тем, что стягивали в свои многочисленные конторы товары со всей Африки; помимо этого, они поставляли проводников и охрану купцам, пересекавшим пустыню.

В 1362 г. Сиджильмасса была опустошена кочевниками-арабами. Так начался ее упадок, а остальное довершили пески пустыни. Они засыпала сады, засорили оросительные каналы, разрушили здания и укрепления.
Султан Мулан Исмаил сделал попытку восстановить центр города, ему удалось отстроить касбу. Уже казалось, что Сиджильмасса вот-вот возродится, но в 1818 г берберы аит-атта спустились с гор Сарго, опустошил весь Тафилалет и нанесли его древней столице смертельный удар. Сиджильмасса не сумела противостоять этим всадникам, была разграблена и разрушена. Ей не суждено было больше подняться из руин; они сохранились до наших дней.
В XIX в. Соланж Боден писала: «В Тафилалете изготовляют хаики и знаменнтые сафьяны, дубят козьи кожи и после окраски отправляют их в Фес. Тафилалет — торговый и заготовительный центр. Здесь два раза в год собираются купцы из Феса, долины Дра, Рифа и с горных массивов Атласа, отправляющие свои караваны в Судан. В Тафилалете встречаются караваны Северного Марокко. Караваны Тафилалета отправляются в путь с караванами из Рабата, Тетуана, Феса, Марракеша, Орана, Тлемсена и из некоторых пунктов Алжирской Сахары. Из Тафилалета они спускаются до района Эль-Аариб, граничащего с пустыней, а после Игидира оказываются на той же самой дороге, что и караваны, идущие из Могадора и уэда Нун. Их конечным пунктом является Томбукту.
Как правило, караваны состоят из 800 — 400 верблюдов и множества мулов; они отправляются в путь два раза в год: весной и в начале осени. Чтобы дойти до Томбукту, караванам достаточно шести недель, а там они остаются не дольше двух недель. Рассказы, услышанные в Могадоре относительно Томбукту от мавров, совершивших это путешествие, наводят на мысль, что его славе в равной мере способствовали как его отдаленность, делающая этот город желанной целью для караванов, преодолевших длинный и изнурительный путь, так и его предназначение - пункт хранения изделий и товаров из Судана.
Караваны увозят на юг большое количество соли, бабуши, хлопчатобумажные и шелковые ткани, ханки, индиго, сурьму, свинец, финики. А оттуда они доставляют черных рабов, индиго, слоновую кость, страусовые перья, синюю бумажную материю и золотой песок. Караваны везут с собой продовольствие, а вода встречается на их пути везде, кроме одного четырехдневного перехода. Затем Тафилалет сбывает в Марокко все эти товары и свои собственные ремесленные изделия: ковры, шерстяные ткани, козьи кожи и хну, которая очень высоко там ценится. Черные жители юга никогда не приезжают в Тафилалет, а ждут прибытия караванов, чтобы обменяться товарами».
Снаряжение больших караванов Транссахарскне связи между Северной и Черной Афикой существуют уже в течение нескольких тысячелетий, однако лишь с приходом арабов возник настоящий класс торговцев и «профессиональных» проводников караванов, а постоянная торговля достигла международого размаха.
Купцы прибывали с севера — из Феса, Тлемсена, Туниса, Трипопи, Каира, — где они производили все необходимые закупки. В городах юга, которые арабо-берберы основали в пограничной с Сахарой полосе, купцы учредили настоящие справочные службы, информировавшие их о наиболее ходких товарах, существующей конкуренции, экспортных ценах, политическом положении и стабильности суданского рынка, а также о наиболее приемлемом маршруте в Северную Африку и т. д.
Подобная информация играла столь важную роль, что в некоторых торговых компаниях, например у братьев Маккари, один из компаньонов занимался только подобной деятельностью.
Такие города Северной Сахары, как Сиджильмасса, Уаргла, Зуила, Гадамес и т. д., превратились в громадные склады для хранения товаров, предназначенных для вывоза в Черную Африку. В эти города со всех сторон стекались купцы, чтобы продать свои товары коммерсантам, занимавшимся транссахарской торговлей, или чтобы самим принять участие в этом трудном, но доходном путешествии.

Одни североафриканские купцы, специализировавшиеся на этой торговле, например купцы из Агмата (Марокканская Caxapa), либо сами совершали это путешествие, либо полагались на своих слуг или доверенных рабов. Другие же, подобно братьям Маккари из Тлемсена, имели постоянных корреспондентов и представителей в Тлемсене, Сиджильмассе и Уаргле. Последнне покупали или нанимали у кочевых племен и необходимое количество верблюдов и откармливали их, готовя к переходу через Сахару. Здесь докупались товары в соответствии с заказами информаторов, приобреталось продовольствие и наполнялись водой герба (бурдюки из козьей шкуры), без которых в пути не обойтись. Для сопровождения и охраны каравана набирали людей из сахарских племен, умевших кормить и поить дромадеров, нагружать и разгружать их и в случае необходимости лечить.
Проводник каравана, выбирался из тех кочевников, чью территорию караван пересекал. На начальнике каравана лежала трудная обязанность: определив сумму расходов, распределить их соразмерно весу и стоимости грузов. Он обладал необходимым авторитетом для поддержания порядка, назначал время отправки и прибытия каравана, определял места остановок и т. п. Позднее, к ХIХ в. эти правила были смягчены. В 1830 г.
отмечалась «либерализация» подобной системы на переходе Томбукту — Тафилалет: единоначалия больше не существовало, каждый погонщик был хозяином своих верблюдов, непосредственно отвечавшим за груз.

Некоторые племена, такие, как месуфа, почти полностью владели монополией, распространявшейся на отдельные транссахарские маршруты, во всяком случае на те, что вели из Сиджильмассы в Мали и Мавританию. Их называли «хозяевами дорог», и купцы платили им пошлину. В XIV в. люди, путешествовавшие между Сиджильмассой и Валатой, сообщали, что начальник каравана был из племени месуфа и что рабы, добывавшие соль в Тегаззе, принадлежали этому племени, которое поставляло также проводников. Жители Валаты и те, что выходили с водой навстречу караванам, и именитые граждане этого города, являвшегося перевалочным пунктом, — все были месуфа. Прекрасный и разумный пример племенной организации и использования торговли, при котором все доходы идут членам одного и того же рода.

Караван мог состоять из нескольких сотен и даже тысяч верблюдов: это зависело исключительно от того, какое количество верблюдов удавалось напоить водой из колодцев, встречавшихся на пути. Средневековые караваны были очень большими, потому что, только объединившись, их участники могли противостоять нападениям кочевников.

Пo климатическим условиям переходы осуществлялись почти всегда зимой. В конце зимы, когда становилось слишком жарко, караван, совершив послеполуденную молитву, пускался в путь и шел всю ночь до самого утра.
Караванам приходилось уплачивать пошлины при отправлении из северных сахарских городов, при пересечении территории племен кочевников и при прибытии в торговые города юга. На обратном пути они имели право на защиту тех властей и вождей, которым заплатили пошлину. Это, однако, не исключало возможности набегов враждебных племен, особенно туарегов, нападавших на караваны и грабивших их. Именно их набеги способствовали тому, что начиная с Х в. была заброшена древняя дорога из Египта в Гану, а позднее караваны стали обходить стороной горы Ахаггара.
После двух- или даже трехмесячного путешествия караваны попадали в южные города, где и ожидали конца зимнего периода, чтобы отправиться назад, в Магриб или в Египет, но теперь они были уже более легкими, если только не приходилось забирать с собой рабов или паломников.

Некоторые этапы торговли солью и золотом. В тринадцати днях пути нa юг от Сиджльмассы, в Туате, в средние века насчитывалось более 200 дере-
вень. Самый восточный из этих ксуров назывался Таментит — многолюдный поселок, служивший местом остановки для караванов, направлявшихся из Магриба в Мали. В начале ХV в. Таментит был республикой, управлявшейся джемаа — советом знатных граждан и шейхом.
Среди населения было немало евреев, которые здесь мирно жили, пользуясь покровительством многих из этих знатных граждан, причем каждый защищал своих «клиентов». При их же посредничестве происходила торговля. В 1492 г. этой мирной жизни пришел конец.
Приверженец суфизма, Мухаммед ибн Абд ал-Карим ал-Магили, выведенный из душевного равновесия превратностями ислама в Испании, начал проповедовать «священную войну» против сахарских евреев. В Таментите и в Сиджильмассе, в Тафилалете и в Судане евреи, не принявшие ислам, были перебиты. Таментит продолжал свою торговую деятельность.
Туат, находившийся в 20 — 25 днях пути верхом от различных мусульманских государств Африки — Феса, Туниса, Томбукту, Тлемсена, — был крупным центром Западной Aфрики. Арабские караваны, прибывавшие с побережья с грузом пшеницы и ячменя, а из Египта с бесконечными вереницами верблюдов и скота, встречались здесь с караванами, доставлявшими золотой песок из Томбукту и соль в брусках из Тегаззы. Способ добычи каменной соли в Сахаре не изменился: в Тауденни, вместо Тегаззы ставшим центром добычи соли, пласты соли разрезаются на бруски размером один локоть на три, похожие на большие плиты белого мрамора, прорезанного серыми жилками. На них ставят клеймо владельца, пишут имена мусульманских святых, украшают рисунками, обвязывают узкими кожанными
ремнями и в таком виде подвешивают попарно на спину верблюда.
Большим спросом пользовалась у чернокожего населения также медь. Ее ввозили из Византии через Александрию — Триполи — Тунис — Сеуту в слитках, брусках, тонких пластинах или в виде проволоки; начитая с XII в. медь была одним из основных грузов генуэзских кораблей, а в XVI в. венецианцы загружают ею свои галеры, направлявшиеся в Черную Африку.
Африканцы давали за медь золотой песок или растительное масло, по ценности почти не уступавшее овечьему, хотя его получали из дерева карите. Медь служила также деньгами: на медные пластинки покупали мясо и топливо; за бруски и слитки получали рабов или пшеницу.
Арабы знали, что по ту сторону Сахары, в стране, которую называли Гана, много золота. В IX в, первые мусульманские торговцы обосновались в Аудагосте, конечном пункте транссахарской дороги из Марокко, а также в Гане. Развитие торговых отношений между севером и югом через пустыню немедленно привело к резкому подъему добычи драгоценного металла в рудниках Галам-Бамбук. Добыча золота производилась примерно в течение семи веков, в среднем по девять тонн чистого золота в год. До XVI в. вся транссахарская торговля зиждилась на золоте, арабы подчинили Западную Африку своему культурному и религиозному влиянию именно для того, чтобы получать это золото.
Нынешние Мавритания и Мали превратились в их «Дальний запад», и они беспрестанно бороздили его в обоих направлениях с караванами верблюдов и рабов.

Аудагост представлял собой главный рынок по продаже золота на юге Сахары; здесь за все расплачивались золотым песком; слитки золота в этом городе были лучшего качества, чем в любой другой стране мира. В Северную Африку оно вывозилось очищенным или вытянутым в крученую проволоку. Арабы севера ценили золото не меньше, чем чернокожие жители юга соль. Недаром в городах Сахеля соль, даставлявшаяся караванами с севера, продавалась на вес золота. Царь Ганы и его народ владели значительными богатствами.
Конские попоны, отделка щитов и мечей, драгоценности, которыми были украшены волосы принцев крови, все, вплоть до ошейников и бубенчиков их собак, было изготовлено из массивного золота! Золотой песок находился в стране в свободном обращении, но все самородки принадлежали царю. В средние века Тадмекка была, по-видимому, первым городом в Западной Африке, где начали чеканку денег.

Внешняя торговля золотом Ганы и Мали с Северной Африкой проходила в четырех различных направлениях, но главная дорога по-прежнему вела через Мавританию на Саджильмаасу, куда суданское золото «прибывало целыми караванами». Прежде чем грузить золото на верблюдов, его превращали либо в слитки, либо в украшения, либо в крученую проволоку, либо в динары. Золотой песок перевозился только от места добычи до рынка сбыта на вывоз. Купцам вообще запрещалось приближаться к золотым рудникам; по царскому указу, одни лишь торговцы-вангара имели право хранить и перевозить необработанный металл.
Достигнув больших торговых центров Сахеля, золото переходило из рук черных, занимавшихся перевозкой грузов, в руки тех арабо-берберов или других средиземноморских жителей, которые специализировались на транссахарской торговле и на импорте-экспорте.
Мошенничество и обман не были редкостью. В Гане, Аудагосте, Томбукту, Валате, Тадмекке, Гао и в других местах в контакте с торговцами, вывозившими золото, работали весовщики и ювелиры; в их обязанность входило засвидетельствовать получение золота, взвесить его и подготовить для перевозки через Сахару в слитках, монетах или драгоценностях. В процессе очистки металла потеря равнялась примерно 8%. Поэтому цены на очищенное золото были выше. B Baлате контраль за торговлей суданским золотом монополизировали евреи. Когда все операции по покупке и oбpaботке золота заканчивались, его упаковывали в "герба" и нагружали на верблюдов. Каждое животное перевозило в среднем 127,5 кг золота.

Аудагост — самый древний центр караванной торговли — в течение трех веков служил отправным пунктом караванов в Сиджильмаасу. В числе прочих товаров из Марокко сюда доставлялись красная медь, шерстяные одежды, тюрбаны, стеклянные бусы, связки дров, москательные товары, духи, финики и каури. Каури — раковины с Мальдивских остров в Индийском океане. Когда-то очень давно их завезли в Африку, и они сразу же стали играть здесь роль денег.
Сиджильмасса была одним из тех пунктов, откуда раковины попадали в Судан. В средние века почти во всех торговых городах Южной Сахары сделки проводились при помощи каури. Некоторые купцы богатели на том, что ввозили каури с востока через Марокко.Согласно ал-Омари, в XIVв. в Мали, Томбукту и Гао за один золотой динар давали 1150 каури.
В Аудагосте медь и марокканские ткани обменивались на золотой песок, серую амбру и на щиты из шкуры антилопы мохор (туареги Ахаггара и в наше время пользуются подобными щитами). Суммы оборотов достигали порою огромных размеров. Ибн Хаукал видел на руках одного бербера, жителя Аудагоста, расписку купца из Сиджильмассы на 40 тысяч динаров, что равно примерно миллиону новых франков!

Начиная с XI в. дорога из Сиджильмассы заканчивалась уже не в Аудагосте, а в Мали. Его жители также разбогатели на торговле с другими суданскими городами, куда они перепродавали товары, ввозимые из Северной Африки. Город был заселен множеством ремесленников и купцов различных национальностей.


Отношения с христианскими странами Конец Х в. совпал с ослаблением мусульманских держав в Африке и в Испании; их флот уже не господствовал на море. В это же время начались ваенные походы христиан на Сардинию и Сицилию. Итальянские республики и княжества воспользовалвсь этим для восстановления своего влияния в бассейне Средиземного моря и для обеспечения безопасной торговли с Магрибом. Генуя, Пиза, Папский престол, Венеция усиленно действовали в этом направлении. Спустя некоторое время между мусульманами и христианами были заключены официальные договоры о торговле и мореплавании.
Ал-Бакри и Идриси рассказывают об обмене, который в то время совершался в портах Тунис, Бужи, Мелилья, Сеута, Танжер, Сале и др. Шерсть, кожи, кораллы, сушеные фрукты, мед, воск, скот, рабы, зерно служили главными предметами вывоза для обмена на европейские ткани, скобяные товары и оружие.
Ранее заключенные договоры возобновлялись, как правило, на прежних условиях: взимание таможенной пошлины в размере 10%; совершение сделок только в указанных городах с таможенными конторами; определение прав каждой стороны беспристрастно в случае кораблекрушения, банкротства и т. п., а также права юрисдикции, обязательного для обеих сторон (так, ответчику почти всегда удавалось добиться от истца согласия на разбор дела в суде с судьями-соотечественниками); правила исполнения консульских обязанностей; права христиан в их фундуках; наконец, борьба обеих сторон с пиратством.

Каждую страну представлял консул, который пользовался правом юрисдикции и административной властью над своими гражданами. Мастерские и конторы одной страны располагались всегда рядом; там же находились часовня и кладбище, а также дом консула с помещением для приемов, с секретарями и охраной.
Это была нейтральная территория или, скорее, частичка родины, где ее подданные жили своей политической и религиозной жизнью.
В течение XIII в. страны Южной Европы заключили несколько договоров с новыми берберскими династиями, в основном на условиях, указанных выше.
К концу XIII в. связи между христианскими странами Средиземноморья и мусульманской Африкой стали ослабевать. В следующем веке этот процесс усугубился из-за непрекращающихся войн между берберскими правителями и последующей анархии, а также из-за кризиса политической власти в таких отдаленных городах, как Триполи, Бужи и др. Тем не менее отношения между Европой и Африкой не прекращались и в течение XIV в. были заключены новые договоры.

В XIV в. берберы ввозили: соколов и других ловчих птиц, резное дерево, деревянную утварь, медь, олово, железо, сталь, золото, серебро, драгоценности; оружие, копья, кольчуги, панцири, каски и т. п.; скобяные, галантерейные товары; изделия из стекла, бумагу различных сортов; лаки, мастики, краски; ткани и сукна из Бургундии, Лангедока, Флоренции, Англии; шелк и бархат; злаки, пряности, духи, москательные товары, вина; суда и снасти.
На вывоз шли: рабы-мусульмане, основным рынком их продажи являлась Генуя; лошади, соленая рыба, всевозможные кожи и шкуры, дубильная кора (для красителей); соль, сахар, воск, мед, злаки, оливковое масло, сушеные фрукты; ткани, ковры, шерсть, хлопок; плетеные изделия, металлы, оружие; кораллы и бакалейные товары.
Таможенная служба представляла собой один из главных институтов берберского государственного аппарата. Ее руководителями, имевшими как юридические, так и административные права, часто были принцы крови. Требовалось немало опыта м осторожности, чтобы поддерживать права государства, не притесняя при этом купцов, и улаживать всевозможные конфликты между мусульманами и подданными различных стран.
В XV в., воспользовавшись ослаблением республик Пизы и Генуи, Венеция возглавила торговлю с берберами и заключила с ними один из последних дошедших до нас договоров (1456 г.).
Флоренция, завоевав Пизу и купив Порто-Венере у Генуи, стала, в свою очередь, морской державой и заняла вскоре второе место в мире. Договор 1423 г. с Тунисом, поставил ее в один ряд с другими государствами. В 1455 г. новый акт уравнял старые права генуэзцев с правами Флоренции.
В первой половине XV в. Арагон продолжал поддерживать хорошие отношения с берберами, возникшие с давних времен. Барселоне удалось даже получить у Хафсидов права на добычу кораллов.
В это же время начала набирать силу и французская торговля. Франция поняла, какую выгоду она может получить от обмена с Востоком, и Монпелье и Нарбонна стали центром этих операций.
Соперничество и войны между европейскими странами, очевидно, оказали пагубное воздействие на торговые отношения христианских стран Средиземноморья с Африкой. Тем не менее в начале XVI в. генуэзские купцы все еще держали своих торговых представителей в Боне, Тунисе, Триполи, а также в Сеуте и других портах Магриба. В Колло они грузили на корабли кожи и воск, в Сторе — зерно, в Боне — масло и повсюду — сукно.



ПРОДОЛЖЕНИЕ - глава 3-я...


Ссылки по теме:

ЛИВИЯ: путешествие с Земли на Луну и обратно

История Африки: ЦИВИЛИЗАЦИИ ДОЛИНЫ НИГЕРА (Мали)

МАЛИ: Бухта Тимбукту

Экспедиция - ЛИВИЯ: ИСЧЕЗНУВШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ САХАРЫ

Экспедиция - МАЛИ - НИГЕР. НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ из ЦИКЛА "ИЗЧЕЗНУВШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ САХАРЫ"