GEOGRAFIA.ru

ГЕОГРАФИЯ.ру

Страноведческая журналистика

 

Главная страница     Личный опыт путешествий по странам

ЮЖНАЯ СТРАНА ГОР и РЕК.

Благодаря своим очертаниям территорию Вьетнама часто сравнивают с коромыслом, несущим тяжёлые корзины риса, собранного на полях в дельтах и долинах двух могучих рек – Красной (Хонгха) на севере и Меконга на юге. Авторство этого сравнения оспаривается, и многие вьетнамцы даже полагают, что оно впервые появилось в ... советской публицистике! Как бы то ни было, эта метафора стала классической. Как и сам образ носильщика (а чаще – носильщицы) в круглой соломенной шляпе «нон», с коромыслом на плечах, гнущимся под тяжестью широких корзин с фруктами или рисом. Или образ крестьянского мальчика, сидящего на спине у буйвола и играющего на флейте...

Географически Вьетнам делится на три части: Северную – Бакбо, Центральную – Чунгбо (то самое «коромысло») и Южную – Наньбо. Мы расскажем немного о Бакбо, тем более, что именно здесь зародилась собственно вьетнамская государственность. И здесь же находится столица Вьетнама – Ханой, хотя уже уступающая по числу жителей Сайгону (Хошимину).

...«Южная страна гор и рек». Именно так называли Вьетнам китайцы – северные соседи, одновременно колонизаторы и учителя. На протяжении тысячи лет, до 938 г., территория северного Вьетнама находилась под китайским управлеием. Отсюда и проистекают многочисленные китайские заимствования во вьетнамской культуре, начиная с производства шёлка и кончая дворцовой и храмовой архитектурой. В Хюэ, столице Вьетнама в XIX в., есть даже свой «Запретный город», как в Пекине. Вплоть до ХХ в., китайская иероглифическая письменность и основанный на нём алфавит «ном» широко использовались в делопроизводстве, в литературе и при обучении в школах и университетах. Однако не стоит полагать, что Вьетнам в культурном плане предствляет собою некий «филиал» Китая. Скажем так: для Вьетнама Китай, что для Руси – Византия. Культурный импульс – чужой, но корни-то – свои собственные! Даже традиционный в обеих культурах дракон изображался по-разному: у вьетов он больше напоминал упитанного дождевого червя с собачьей головой, чем китайского дракона о четырёх лапах с крылышками.

Не меньшее влияние на культуру Вьетнама и облик его городов оказали французы. С 1862 года их присутствие в стране стало постоянным. Кстати говоря, изобретение современного «европеизированного» вьетнамского алфавита относится не к «колониальной» эпохе, а ещё к XVII веку, когда французский миссионер-иезуит Александр де Роде решил упростить задачу христианизации широких народных масс вьетов путем введения более демократичной формы письма. Для европейцев вьетнамский алфавит «куок нгу» предстваляется вообще крайне легким; главное – освоить многочисленные тональности вьетнамской фонетики, обозначаемые при письме определенными апострофами. При отсутствии у обучаемого музыкальноко слуха сделать это – увы! – не удастся...

Ханой ещё недавно называли «Азиатским Парижем». Сегодня здесь тоже много французов, но приезжающих уже в качестве туристов. Это - ностальгическая мода, общая для всех бывших колониальных держав: всегда интересно посмотреть на то, что когда-то было твоим владением. Храм Святого Иосифа (Сен-Жозеф) с его двумя готическими башнями более подходит для средневекового французского города, чем для столицы страны, лежащей между тропиком и экватором. Ханой, как и его южный «собрат» Сайгон, гордится своим архитектурным «колониальным» наследием, которое для молодых поколений никогда не стареющего вьетнамского народа является своеобразной европейской экзотикой.

Китайский «культурный пласт» представлен в Ханое Храмом Литературы, основанном в 1070 г. императором Ли Тхан Тонгом, и здесь же в 1076 году был открыт первый во Вьетнаме конфуцианский университет. Вьетнам тогда носил название Дайвьет, а совсем молодой ещё Ханой – Тханлонг (Город Парящего Дракона). Династия Ли, сделавшая Тханлонг своей столицей в 1010 году, стремилась, с одной стороны, освободиться от излишней привязанности к китайской цивилизации и поддерживала «интернациональный» буддизм, с другой стороны, не могла отказаться от мудрых и практичных конфуцианских доктрин. Те же тенденции сохранялись и при императорах династии Поздних Ле (1428-1788), которые старались максимально «вьетнамизировать» страну, и при которых университет в ханойском Храме Литературы достиг расцвета. О той эпохе напоминают 82 стелы с именами тех «специалистов с высшим образованием», которые успешно выдерживали проводившийся раз в три года экзамен на звание «доктора наук».

Всего в Ханое около 500 разных храмов, пагод и молелен. Самым крупным из ныне действующих буддийских храмов является т.н. «Посольская Пагода» Чуа Куан Су. Символом Ханоя можно по праву считать «Пагоду на одном столбе» (1049 г.). Отступавшие в 1954 году из Вьетнама французские колонизаторы напоследок совершили постыдный поступок: они попросту взорвали древний памятник... Сейчас столб, держащий пагоду над гладью маленького озерка, бетонный, что, впрочем, не смущает многочисленных туристов, с воодушевлением фотографирующихся на фоне главной ханойской достопримечательности.

Есть в Ханое храм, историю которого можно связать со сказкой о «Золотом ключике». По легенде, когда император Ле Лой, незадолго до этого разгромивший китайские войска (1428 г.) с помощью волшебного меча, катался на лодке по озеру на окраине Ханоя, со дна его всплыла огромная черепаха, схватила зубами меч и утащила на дно озера, вернув богам оружие, которым они дали попользоваться удачливому императору. С тех пор озеро, находящееся теперь в самом центре вьетнамской столицы, получило название Хоан Кием, т.е. «Озеро, хранящее меч». В храме Нгок Сон на его берегу выставлена «копия» той самой рептилии. Самое интересное то, что в озере до недавнего действительно встречались черепахи громадных размеров. А посреди озера стоит Башня Черепахи.
Недалеко от храма Нгок Сон стоит здание «Национального Театра кукол на воде». Возникшее в «простонародной» среде, среди затопленных рисовых полей Бакбо, искусство «водного» кукольного театра сначала было надолго забыто, а затем неожиданно получило не только национальное, но и мировое признание. Посещение Театра даёт возможность не только посмотреть оригинальное представление, но и послушать национальную вьетнамскую музыку, в том числе и в исполнении любопытного однострунного инструмента «данбау» - средневековой вьетнамской электрогитары. По своему звучанию эти два инструмента практически идентичны.

Ханой интересен своими музеями. С древней историей страны и национальным искусством лучше всего познакомиться в Историческом Музее и Музее Изящных Искусств. Кстати говоря, большой вклад в изучение ранней вьетнамской истории внёс русский археолог Виктор Голубев (Goloubew), эмигрировавший из России в 1917 году, а в 1920-х годах проведший ряд крупномасштабных исследований памятников Донгшонской культуры Бронзового века в бассейне Красной реки.

Из новооткрытых музеев стоит отметить Этнографический музей, созданный при поддержке Музея Человека в Париже. Особенно интересна его экспозиция будет для того, кто решит отправиться из Ханоя на северо-запад, в горный район Сапа, примыкающий к китайской провинции Юннань. Он известен своими малыми народностями, сохранившими традиционный быт и уклад.

Любителям военной истории можно порекомендовать Военный музей (что напротив памятника В.И.Ленину) и Музей военной авиации. Тема «Вьетнамской войны» популярна у туристов (особенно американских). Самый элитный ночной клуб Ханоя носит название «Апокалипсис сегодня». В магазинах продаются сувениры в стиле «милитари», во всех крупных городах есть музеи военной истории. Есть тиры, в которых можно пострелять из трофейного стрелкового оружия.
Особняком стоит музей и мавзолей Хошимина. О состоянии «Дядюшки Хо» (который вообще-то завещал себя кремировать...) следят специалисты мавзолея Ленина. Раз в год мавзолей в Ханое закрывается на «реставрацию», но смену почётного караула понаблюдать в это время всё-таки можно. Хошимин (Нгуен Тат Тхан) оставил о себе в народе не самую плохую память, благо что он сумел избежать массовых бессмысленных репрессий. Поэтому ирония по поводу личности Дядюшки Хо и мавзолея в частности не будет уместна.

Ханой считается городом более консервативным, чем Сайгон. Между ними действительно есть определённые различия в облике и ритме жизни. Общим является обилие мотоциклистов на улицах. За годы реформ вьетнамцы из «нации на велосипедах» превратились в «нацию на мотобайках». Сплошной поток мотоциклистов создает проблемы при переходе улиц: он напоминает какой-то смертельный трюк. Однако, не всё так страшно. Главное, переходить проезжую часть медленно, и тогда мотоциклисты загодя наметят траекторию вашего объезда.
Вообще, Вьетнам довольно безопасная страна. Уровень преступности низок по сравнению с соседями по Индокитаю. Правда, в крупных туристских центрах появились карманники, однако размах их деятельности всё же далёк от неаполитанского. К достоинствам Вьетнама следует отнести и дешевизну товаров и услуг. Здесь пока нет «Макдональдсов», но в них и нет особой необходимости в стране, где сытный обед стоит в среднем 5 долларов. Цены на лаковые миниатюры начинаются от 2 долларов (однако, произведения более тщательной «выделки» стоят не менее 5). И так – во всем.

Настощей жемчужиной Северного Вьетнама можно по праву назвать бухту Халонг в Тонкинском заливе (Тонкин – одно из названий средневекового Ханоя). Дорога из столицы до одноименного портового городка занимает около трёх часов. Интересно отметить, что во внешне пуританском Вьетнаме город Халонг – одно из немногих мест средоточия сомнительных развлечений, скрывающихся за вывесками «массажных салонов». Однако, в сам город туристы заезжают довольно редко: их путь в большинстве случаев лежит на пристань круизных «джонок», не доезжая двух километров до Халонга. От неё начинаются одно-, двух- и трёхдневные круизы по бухте Халонг, с остановками на островах, посещением сталактитовых пещер, а в летнее время – купанием на фоне потрясающих пейзажей. Стоят они порядка 50 долларов в день и включают трёхразовое питание (кухня, естественно, сугубо морская). Халонг в переводе означает «место, где дракон опустился в воду». Любопытно то, что подобно ханойской черепахе Тортиле, кое-кто или кое-что загадочное в водах Халонга действительно водится. По крайней мере, так рассказывают рыбаки и моряки. Есть ли в их рассказах доля истины, или они предназначены для привлечения туристов – сказать трудно. Чудовище, если оно существует, может прятаться от людских глаз в одной из многочисленных карстовых пещер какого-нибудь отдаленного острова. Так ли это, попробуйте проверить сами! Если повезёт, то привезете домой в качестве сувенира собственный снимок вьетнамского Несси. А главное – сразу станете знаменитым!

НИКОЛАЙ БАЛАНДИНСКИЙ