Главная
страница Личный
опыт путешествий по странам
ЮЖНАЯ СТРАНА
ГОР и РЕК.
Благодаря своим
очертаниям территорию
Вьетнама часто сравнивают с
коромыслом, несущим тяжёлые
корзины риса, собранного на
полях в дельтах и долинах двух
могучих рек – Красной (Хонгха)
на севере и Меконга на юге.
Авторство этого сравнения
оспаривается, и многие
вьетнамцы даже полагают, что
оно впервые появилось в ...
советской публицистике! Как бы
то ни было, эта метафора стала
классической. Как и сам образ
носильщика (а чаще –
носильщицы) в круглой
соломенной шляпе «нон», с
коромыслом на плечах, гнущимся
под тяжестью широких корзин с
фруктами или рисом. Или образ
крестьянского мальчика,
сидящего на спине у буйвола и
играющего на флейте...
Географически Вьетнам делится
на три части: Северную – Бакбо,
Центральную – Чунгбо (то самое
«коромысло») и Южную – Наньбо.
Мы расскажем немного о Бакбо,
тем более, что именно здесь
зародилась собственно
вьетнамская государственность.
И здесь же находится столица
Вьетнама – Ханой, хотя уже
уступающая по числу жителей
Сайгону (Хошимину).
...«Южная страна гор и рек».
Именно так называли Вьетнам
китайцы – северные соседи,
одновременно колонизаторы и
учителя. На протяжении тысячи
лет, до 938 г., территория
северного Вьетнама находилась
под китайским управлеием.
Отсюда и проистекают
многочисленные китайские
заимствования во вьетнамской
культуре, начиная с
производства шёлка и кончая
дворцовой и храмовой
архитектурой. В Хюэ, столице
Вьетнама в XIX в., есть даже свой
«Запретный город», как в Пекине.
Вплоть до ХХ в., китайская
иероглифическая письменность
и основанный на нём алфавит «ном»
широко использовались в
делопроизводстве, в литературе
и при обучении в школах и
университетах. Однако не стоит
полагать, что Вьетнам в
культурном плане предствляет
собою некий «филиал» Китая.
Скажем так: для Вьетнама Китай,
что для Руси – Византия.
Культурный импульс – чужой, но
корни-то – свои собственные!
Даже традиционный в обеих
культурах дракон изображался
по-разному: у вьетов он больше
напоминал упитанного
дождевого червя с собачьей
головой, чем китайского
дракона о четырёх лапах с
крылышками.
Не меньшее влияние на культуру
Вьетнама и облик его городов
оказали французы. С 1862 года их
присутствие в стране стало
постоянным. Кстати говоря,
изобретение современного «европеизированного»
вьетнамского алфавита
относится не к «колониальной»
эпохе, а ещё к XVII веку, когда
французский миссионер-иезуит
Александр де Роде решил
упростить задачу
христианизации широких
народных масс вьетов путем
введения более демократичной
формы письма. Для европейцев
вьетнамский алфавит «куок нгу»
предстваляется вообще крайне
легким; главное – освоить
многочисленные тональности
вьетнамской фонетики,
обозначаемые при письме
определенными апострофами. При
отсутствии у обучаемого
музыкальноко слуха сделать это
– увы! – не удастся...
Ханой ещё недавно называли «Азиатским
Парижем». Сегодня здесь тоже
много французов, но
приезжающих уже в качестве
туристов. Это - ностальгическая
мода, общая для всех бывших
колониальных держав: всегда
интересно посмотреть на то, что
когда-то было твоим владением.
Храм Святого Иосифа (Сен-Жозеф)
с его двумя готическими
башнями более подходит для
средневекового французского
города, чем для столицы страны,
лежащей между тропиком и
экватором. Ханой, как и его
южный «собрат» Сайгон,
гордится своим архитектурным «колониальным»
наследием, которое для молодых
поколений никогда не
стареющего вьетнамского
народа является своеобразной
европейской экзотикой.
Китайский «культурный пласт»
представлен в Ханое Храмом
Литературы, основанном в 1070 г.
императором Ли Тхан Тонгом, и
здесь же в 1076 году был открыт
первый во Вьетнаме
конфуцианский университет.
Вьетнам тогда носил название
Дайвьет, а совсем молодой ещё
Ханой – Тханлонг (Город
Парящего Дракона). Династия Ли,
сделавшая Тханлонг своей
столицей в 1010 году, стремилась,
с одной стороны, освободиться
от излишней привязанности к
китайской цивилизации и
поддерживала «интернациональный»
буддизм, с другой стороны, не
могла отказаться от мудрых и
практичных конфуцианских
доктрин. Те же тенденции
сохранялись и при императорах
династии Поздних Ле (1428-1788),
которые старались максимально
«вьетнамизировать» страну, и
при которых университет в
ханойском Храме Литературы
достиг расцвета. О той эпохе
напоминают 82 стелы с именами
тех «специалистов с высшим
образованием», которые успешно
выдерживали проводившийся раз
в три года экзамен на звание «доктора
наук».
Всего в Ханое около 500 разных
храмов, пагод и молелен. Самым
крупным из ныне действующих
буддийских храмов является т.н.
«Посольская Пагода» Чуа Куан
Су. Символом Ханоя можно по
праву считать «Пагоду на одном
столбе» (1049 г.). Отступавшие в 1954
году из Вьетнама французские
колонизаторы напоследок
совершили постыдный поступок:
они попросту взорвали древний
памятник... Сейчас столб,
держащий пагоду над гладью
маленького озерка, бетонный,
что, впрочем, не смущает
многочисленных туристов, с
воодушевлением
фотографирующихся на фоне
главной ханойской
достопримечательности.
Есть в Ханое храм, историю
которого можно связать со
сказкой о «Золотом ключике». По
легенде, когда император Ле Лой,
незадолго до этого
разгромивший китайские войска
(1428 г.) с помощью волшебного
меча, катался на лодке по озеру
на окраине Ханоя, со дна его
всплыла огромная черепаха,
схватила зубами меч и утащила
на дно озера, вернув богам
оружие, которым они дали
попользоваться удачливому
императору. С тех пор озеро,
находящееся теперь в самом
центре вьетнамской столицы,
получило название Хоан Кием, т.е.
«Озеро, хранящее меч». В храме
Нгок Сон на его берегу
выставлена «копия» той самой
рептилии. Самое интересное то,
что в озере до недавнего
действительно встречались
черепахи громадных размеров. А
посреди озера стоит Башня
Черепахи.
Недалеко от храма Нгок Сон
стоит здание «Национального
Театра кукол на воде».
Возникшее в «простонародной»
среде, среди затопленных
рисовых полей Бакбо, искусство
«водного» кукольного театра
сначала было надолго забыто, а
затем неожиданно получило не
только национальное, но и
мировое признание. Посещение
Театра даёт возможность не
только посмотреть
оригинальное представление, но
и послушать национальную
вьетнамскую музыку, в том числе
и в исполнении любопытного
однострунного инструмента «данбау»
- средневековой вьетнамской
электрогитары. По своему
звучанию эти два инструмента
практически идентичны.
Ханой интересен своими музеями.
С древней историей страны и
национальным искусством лучше
всего познакомиться в
Историческом Музее и Музее
Изящных Искусств. Кстати
говоря, большой вклад в
изучение ранней вьетнамской
истории внёс русский археолог
Виктор Голубев (Goloubew),
эмигрировавший из России в 1917
году, а в 1920-х годах проведший
ряд крупномасштабных
исследований памятников
Донгшонской культуры
Бронзового века в бассейне
Красной реки.
Из новооткрытых музеев стоит
отметить Этнографический
музей, созданный при поддержке
Музея Человека в Париже.
Особенно интересна его
экспозиция будет для того, кто
решит отправиться из Ханоя на
северо-запад, в горный район
Сапа, примыкающий к китайской
провинции Юннань. Он известен
своими малыми народностями,
сохранившими традиционный быт
и уклад.
Любителям военной истории
можно порекомендовать Военный
музей (что напротив памятника В.И.Ленину)
и Музей военной авиации. Тема «Вьетнамской
войны» популярна у туристов (особенно
американских). Самый элитный
ночной клуб Ханоя носит
название «Апокалипсис сегодня».
В магазинах продаются сувениры
в стиле «милитари», во всех
крупных городах есть музеи
военной истории. Есть тиры, в
которых можно пострелять из
трофейного стрелкового оружия.
Особняком стоит музей и
мавзолей Хошимина. О состоянии
«Дядюшки Хо» (который вообще-то
завещал себя кремировать...)
следят специалисты мавзолея
Ленина. Раз в год мавзолей в
Ханое закрывается на «реставрацию»,
но смену почётного караула
понаблюдать в это время всё-таки
можно. Хошимин (Нгуен Тат Тхан)
оставил о себе в народе не
самую плохую память, благо что
он сумел избежать массовых
бессмысленных репрессий.
Поэтому ирония по поводу
личности Дядюшки Хо и мавзолея
в частности не будет уместна.
Ханой считается городом более
консервативным, чем Сайгон.
Между ними действительно есть
определённые различия в облике
и ритме жизни. Общим является
обилие мотоциклистов на улицах.
За годы реформ вьетнамцы из «нации
на велосипедах» превратились в
«нацию на мотобайках».
Сплошной поток мотоциклистов
создает проблемы при переходе
улиц: он напоминает какой-то
смертельный трюк. Однако, не
всё так страшно. Главное,
переходить проезжую часть
медленно, и тогда мотоциклисты
загодя наметят траекторию
вашего объезда.
Вообще, Вьетнам довольно
безопасная страна. Уровень
преступности низок по
сравнению с соседями по
Индокитаю. Правда, в крупных
туристских центрах появились
карманники, однако размах их
деятельности всё же далёк от
неаполитанского. К
достоинствам Вьетнама следует
отнести и дешевизну товаров и
услуг. Здесь пока нет «Макдональдсов»,
но в них и нет особой
необходимости в стране, где
сытный обед стоит в среднем 5
долларов. Цены на лаковые
миниатюры начинаются от 2
долларов (однако, произведения
более тщательной «выделки»
стоят не менее 5). И так – во
всем.
Настощей жемчужиной Северного
Вьетнама можно по праву
назвать бухту Халонг в
Тонкинском заливе (Тонкин –
одно из названий
средневекового Ханоя). Дорога
из столицы до одноименного
портового городка занимает
около трёх часов. Интересно
отметить, что во внешне
пуританском Вьетнаме город
Халонг – одно из немногих мест
средоточия сомнительных
развлечений, скрывающихся за
вывесками «массажных салонов».
Однако, в сам город туристы
заезжают довольно редко: их
путь в большинстве случаев
лежит на пристань круизных «джонок»,
не доезжая двух километров до
Халонга. От неё начинаются одно-,
двух- и трёхдневные круизы по
бухте Халонг, с остановками на
островах, посещением
сталактитовых пещер, а в летнее
время – купанием на фоне
потрясающих пейзажей. Стоят
они порядка 50 долларов в день и
включают трёхразовое питание (кухня,
естественно, сугубо морская).
Халонг в переводе означает «место,
где дракон опустился в воду».
Любопытно то, что подобно
ханойской черепахе Тортиле,
кое-кто или кое-что загадочное
в водах Халонга действительно
водится. По крайней мере, так
рассказывают рыбаки и моряки.
Есть ли в их рассказах доля
истины, или они предназначены
для привлечения туристов –
сказать трудно. Чудовище, если
оно существует, может
прятаться от людских глаз в
одной из многочисленных
карстовых пещер какого-нибудь
отдаленного острова. Так ли это,
попробуйте проверить сами!
Если повезёт, то привезете
домой в качестве сувенира
собственный снимок
вьетнамского Несси. А главное
– сразу станете знаменитым!
НИКОЛАЙ БАЛАНДИНСКИЙ
|