Главная
страница Практическая
информация по странам
ГЕОГРАФИЯ
БЕНИНА
скачать
карту
А также:
История Бенина,
достопримечательности и
религия Вуду.
Значительную
часть страны занимают древние
плоскогорья высотой до 500 м,
окаймленные низменностями на
юге и ceвepo-востоке и горным
массивом Атакора на северо-западе.
Южная часть страны —
приморская низменность,
сложенная молодыми морскими
отложениями. Здесь океан
сформировал как бы два
побережья. Береговой вал,
сложенный песчаными наносами
морских приливов и наносами
рек, впадающих в Гвинейский
залив, закрыл бухты прежнего
берега и отчленил лагуны. За
лагунами начинается
материковый берег, изрезанный
бухтами. Система лагун шириной
от 2 до 5 км, соединенных между
собой протоками,
распространяется и на
прибрежные зоны соседних стран.
Только в период паводков у
Котону и в устье р. Моно система
лагун соединяется с океаном.
Севернее побережья лежат плато.
С севера они ограничены горами
Савалу и Даса-Зуме. Плато
южного Бенина — район
выращивания масличной пальмы,
основного богатства страны.
Обширные выровненные
пространства пригодны для
земледелия. Этот район, как и
крайний юг, густо населен.
Среднюю часть страны занимает
плоскогорье, сложенное
докембрийскими
кристаллическими породами. К
нему на северо-западе
примыкает массив Атакора (наибольшая
высота 635 м). Это «водонапорная
башня» страны — водораздел рек,
впадающих в океан и в реки
Нигер и Вольта. Долина р. Нигер
отличается очень плодородными
почвами, сформировавшимися на
аллювиальных отложениях.
Страна бедна полезными
ископаемыми. Промышленное
значение имеют лишь крупные
месторождения известняка и
других строительных
материалов.
По климатическим условиям
северная часть страны
отличается от южной. В северной
части два четко выраженных
сезона: дождливый и сухой.
Здесь в год выпадает от 750 до 1250
мм осадков. Средняя
температура января +25', июля +32.
На крайнем севере сухой сезон
длится 7 месяцев — с октября по
апрель. В это время мелеют и
пересыхают реки, солнце
иссушает огромные
пространства. Периодически в
северном и центральном Бенине
повторяются засухи. Особенно
жестокая засуха охватила эти
районы в 1973 — 1974 гг. Чем дальше
к югу, тем длиннее становится
дождливый сезон (дожди идут с
мая по сентябрь).
В южной части два сезона дождей
и два сухих сезона. Здесь
всегда высокая влажность и
высокие температуры без
значительных суточных и
сезонных колебаний.
Средние температуры +24-27'.
Большой сезон дождей
начинается в марте и
заканчивается в июле. С июля по
сентябрь длится малый сухой
сезон, сменяющийся в сентябре
вторым дождливым сезоном. В
ноябре начинается большой
сухой сезон. Среднегодовая
сумма осадков достигает здесь
на востоке 1300 мм, на западе —
более 800 мм.
В стране много рек. Главная из
них р. Веме берет начало в
массиве Атакора и впадает в
Гвинейский залив. Длина Веме —
450 км, но судоходна она только
на расстоянии 200 км от устья.
Долина р. Веме — важнейший
сельскохозяйственный район
страны. Реки Бенина питаются за
счет подземных вод и дождей.
В южной и средней частях страны
преобладают культурные
насаждения. На плато и
плоскогорьях с их красными
латеритными и красно-желтыми
почвами ранее находились
влажные вечнозеленые леса с
естественными зарослями
масличной пальмы. Эти леса все
более уступают место
искусственным посадкам
масличной пальмы. В сочетании с
масличными деревьями здесь
выращивают кукурузу, маниок,
арахис. Много молодых посадок
текового и анакардиевого
дсрева, дающих ценную
древесину.
Северная часть Бенина —
типичная «светлая» суданская
саванна с акациями, пальмами
дум, деревьями карите.
Довольно богато в стране
представлен животный мир. В
саванне много антилоп, крупных
хищников — львов, пантер,
гепардов. Встречаются гиены,
сервалы, шакалы, слоны и
буйволы. Много диких животных в
национальных парках страны:
«Дубль-Вэ» на р. Нигер и
«Пенджари». В лагунах
вылавливают знаменитую
бенинскую тилапию весом до 50 кг,
этмалозу, сома и другие виды
рыб, а также креветок. В океане
ведется промысел скумбрии,
ловят и акул, мясо которых
употребляется в пищу. В устье
реки Моно и лагуне Котону ловят
барракуду.
ИСТОРИЯ БЕНИНА.
Прежнее название
страны Дагомея было
заимствовано от
существовавшего с 17 в.
могущественного государства
народа фон со столицей Абомей,
расположенной в 80 км от
побережья. По преданию, в 12-13 вв.
часть народа аджа
переместилась сюда с западного
берега р.Моно и основала
деревню Аллада приблизительно
в 32 км от побережья залива
Бенин. Это поселение
впоследствии стало столицей
великого государства Большая
Ардра, расцвет которого
приходился на 16-17 вв. К этому
времени другие группы аджа
создали на побережье еще два
небольших государства: к
западу - Вида, а к востоку -
Аджаче. В основе благополучия
всех этих государств лежала
торговля "живым товаром" с
европейскими работорговцами. В
начале 17 в. в Большой Ардре
начались распри по вопросу о
престолонаследии, и сыновьям
правителя Кокпона пришлось
покинуть столицу Алладу. Они
создали собственные
государства. Одно из них, Малая
Ардра, находилось на побережье
далее к юго-востоку;
впоследствии оно стало
известно как Порто-Ново по
названию португальской
торговой фактории. Второе
государство было основано в
зоне саванны, к северу от
тропических лесов, и получило
название Дагомея. Здесь в
результате смешения
пришельцев аджа и местных
йоруба (или наго) сформировался
народ фон. Вплоть до конца 17 в.
вооруженные отряды фон
совершали набеги на небольшие
племена, обитавшие к северу от
Дагомеи с целью захвата
невольников и продажи их
европейским работорговцам
через посредников в Большой
Ардре и Виде. Дагомея приобрела
репутацию самого крупного
невольничьего рынка в Западной
Африке. Отсюда в конце 17 в. до 20
тыс. рабов ежегодно
отправлялись через морские
порты на плантации Нового
Света. В 1720-е годы правитель
Агаджа попытался установить
прямую связь с европейскими
работорговцами, но натолкнулся
на сопротивление посредников.
Тогда он захватил четыре южных
государства. Ему не удалось
покорить только Порто-Ново, где
на условии выплаты дани
сохранилась прежняя власть.
Успешные завоевания Агаджи
имели и негативные последствия,
поскольку возник конфликт с
расположенным на юге
государством йоруба Ойо, к
которому поверженные
правители обратились за
помощью. После захвата Абомея
армией йоруба в 1738 Дагомея
сохранила независимость на
условии выплаты победителям
ежегодной дани (она поступала
регулярно вплоть до падения в
1820 правящей династии Ойо).
Европейские торговцы
сопротивлялись попыткам
правителей Дагомеи нажиться на
упорядочении работорговли, но
в конце концов они вернулись в
свои торговые фактории в Виде и
согласились на установление
строгого контроля над
торговыми операциями со
стороны властей страны.
После возобновления экспансии
в северном направлении
приблизительно в 1750 Дагомея
столкнулась с сильным
государством Ашанти и
согласилась ограничить свое
влияние районом Атакпаме (на
территории современного Того).
В начале 19 в. вывоз рабов из
Дагомеи сократился до 10-12 тыс.
Запрещение работорговли в 1830-х
годах долгое время
игнорировалось, и она
продолжалась вплоть до 1885.
Правитель Дагомеи Гуэзо нашел
новый источник обогащения -
пальмовое масло. Французская
компания "Виктор Режи и
Сиприен Фабр" наладила
производство этого масла в
Дагомее. Гуэзо, опасаясь
английской интервенции, при
посредничестве представителя
этой компании в 1851 заключил
договор о союзе с Францией.
Франко-английское
соперничество в районе
Невольничьего Берега заметно
обострилось после захвата
англичанами о. Лагос в 1861. Еще в
1857 Франция создала форт в Гран-Попо,
расположенном к западу от Виды.
Попытки французов
окончательно закрепиться в
порту Котону встретили
противодействие со стороны
преемников Гуэзо. В то же время
правители Порто-Ново,
признавшие французский
протекторат в 1863, не смогли
устранить свою зависимость от
правителей государства фон в
Абомее. За несколько
десятилетий, особенно в конце
1880-х годов, французам удалось
создать свою зону влияния в
полосе между Того и Нигерией,
принадлежавших соответственно
Германии и Великобритании. В
ответ влиятельный правитель
Дагомеи Беханзин в 1889-1890
совершил нападение на Котону,
Гран-Попо и Порто-Ново. В 1892-1893
французские войска захватили
Дагомею. Государство Беханзина
было покорено, а сам он изгнан в
1894. Вся территория Дагомеи
перешла под протекторат
Франции, а с 1900 стала ее
колонией.
Колониальный режим
распространился на
государства Порто-Ново (1909) и
временно возродившуюся
Большую Ардру (1913). Во
внутренних частях региона
Франция закрепилась в 1892-1900,
заключив договора с вождями
местных племен. Наиболее
влиятельным из правителей
северных земель, подчинившихся
французам, был властитель
народа бариба, резиденция
которого находилась в Никки, на
востоке Дагомеи.
Колония Дагомея была включена
в состав Французской Западной
Африки. Французы сделали Порто-Ново
административным центром
колонии и построили порт в
Котону, который превратился в
торговый центр. Была построена
железная дорога вдоль
побережья и от нее - линия
протяженностью 438 км в глубь
материка до Параку. Франция
оказывала поддержку
католическим миссиям, которые
с 17 в. действовали в прибрежных
районах. Благодаря этому
удалось создать обширную сеть
начальных школ. На протяжении
нескольких десятилетий
Дагомея поставляла помощников
миссионеров в другие колонии
Французской Западной Африки.
После окончания Второй мировой
войны Дагомее было
предоставлено право на
представительство во
французском парламенте и
создание собственной
Национальной ассамблеи. Из
местных политиков того времени
наиболее известны Суран Миньян
Апити из Порто-Ново и Юбер Мага
из Пераку. Ко времени
провозглашения независимости
страны в августе 1960 к ним
добавился Жустен Ахомадегбе,
который представлял интересы
жителей регионов Абомей и
Котону. Ни один из этих
политических деятелей не смог
поступиться своими амбициями,
что обостряло политическую
нестабильность в стране и
облегчило захват власти
полковником Кристофом Согло в
октябре 1963 и ноябре 1965. К.Согло
в 1965 возложил на себя
президентские полномочия, но
не смог решить сложные
экономические проблемы страны
и обеспечить ее политическую
стабильность. В декабре 1967 его
сместила группа молодых
офицеров. В мае 1968 провалились
выборы президента страны. 74%
избирателей отказались
поддержать кандидатов военной
хунты, и тогда офицеры
назначили президентом страны
бывшего министра иностранных
дел Эмиля Зинсу, поручив ему
сформировать гражданское
правительство. В 1969 в Дагомее
произошел очередной военный
переворот, в результате
которого Э.Зинсу был смещен со
своего поста. После того как
весной следующего года снова
были провалены президентские
выборы, вернувшиеся из-за
границы Мага, Апити и
Ахомадегбе договорились
сформировать правительство
национального единства -
Президентский совет, в котором
каждый из них, начиная с Маги,
должен был выполнять функции
главы государства и
правительства поочередно в
течение двух лет. В 1973, спустя
несколько месяцев после того,
как наступила очередь
Ахомадегбе возглавить страну,
в Дагомее произошел военный
переворот, организованный
майором Матье Кереку. Кереку
стал президентом и возглавил
правительство, состоявшее из
военных.
В 1975 Кереку заявил о
приверженности идеям
социализма и о намерении
создать "марксистско-ленинское
государство". Вскоре были
национализированы многие
банки и промышленные
предприятия. Значительно
укрепились связи Дагомеи с
социалистическими странами,
прежде всего с Китаем. В 1975 было
принято решение об изменении
прежнего названия страны и
переименовании ее в Народную
Республику Бенин.
В 1977-1989 Матье Кереку возглавлял
государство, где существовала
единственная партия.
Одобренная избирателями в 1990
новая конституция утвердила
название страны Республика
Бенин, легализовала
деятельность политических
партий и проложила путь к
многопартийным выборам, первые
из которых состоялись в 1991.
Конституция предусматривала
прямые выборы президента на
пятилетний срок и назначение
премьер-министра главой
государства. На выборах, в
которых приняли участие
кандидаты от 24 политических
партий и группировок, победу
одержал Кереку. На выборах 1996
он был переизбран на второй
пятилетний срок.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
БЕНИНА
Порто-Ново
является номинальной столицей
страны, правительство и
большая часть бизнеса давно
переехали на запад в Котону.
Однако Порто-Ново,
приблизительно со 180 тыс.
жителей, остается достаточно
красивым историческим местом.
Его близость к нигерийской
границе дает определённые
преимущества в торговле. Все
еще функционирует знаменитый
Гран Марше д`Аджара, где можно
приобрести тамтамы, ткани,
корзины ручной работы и лучшую
глиняную посуду в Бенине.
Этнографический Музей Порто-Ново
имеет большое собрание
культовых предметов народа
йоруба. Вы можете также
посетить декоративную церковь
бразильского стиля (теперь
мечеть) XVIII века, построенную
португальцами. Крытые
пальмовым листом рыбацкие
деревни на сваях в лагуне около
Порто-Ново, сейчас, в XXI веке,
выглядят совершенно
неестественными пришельцами
из прощлого.
Самым большим городом Бенина
является порт Котону. В первую
очередь туристов в Котону
привлекают Национальный музей
и ботанический сад. Котону
предлагает огромный выбор
местных и международных
ресторанов, а также множество
ярких баров и ночных клубов в
районе Жонке. Возможно,
основной
достопримечательностью города
является огромный, живописный
рынок Гран Марше де Дантокпа.
Здесь можно приобрести за
вполне разумную цену самые
разнообразные изделия, от
чистых кассет, продовольствия
и радиоаппаратуры до фетишей и
ритуальных предметов культа
вуду.
К северу от Котону лежит
городок Ганвье, все 12 тыс.
жителей которого живут в
бамбуковых хижинах на сваях,
разбросанных на несколько
километров по озеру Нокуэ. В XVIII-ом
столетии племена тофину
построили эту уникальную
деревню с целью защиты от
агрессии Королевства Дагомеи и
Фона, религиозная традиция
которых запрещала воинам
входить в воду. Теперь здания,
рестораны, магазины и даже
гостиница возвышаются на 2
метра над водой. Местные жители
возражают против того, чтобы их
фотографировали, так что
рекомендуется отказаться от
съемок на территории Ганвье.
Город Абомей - древняя столица
большого королевства Дагомея.
Главная достопримечательность
города - восстановленный
Королевский Дворец Фона и
музей внутри. Большинство
зданий, первоначально
построенных в 1645 г., было
разрушено пожаром в 1892 г., но
остающиеся дома очень красивы
и захватывают воображение
своим возрастом. Дворец Фона
украшен уникальными
бронзовыми барельефами,
которые были объявлены ЮНЕСКО
как объекты общечеловеческого
наследия. Музей имеет обширную
экспозицию, демонстрирующую
культовые предметы "вуду",
инкрустированные черепа,
предметы периода
португальской колонизации и
традиционные жилища местных
народов (фотосъемка строго
запрещена!).
В 600 км. на северо-запад от
Котону, на границе с Того, лежит
город Бокумбе, широко
известный своим рынком,
который расценивается как
лучший рынок в стране. Только
здесь можно купить редкие,
подлинные традиционные
народные скульптурки и
курительные трубки из ценных
пород дерева - предмет гордости
местных умельцев.
РЕЛИГИЯ ВУДУ.
Вуду можно назвать сложным
мистическим видением мира,
связывающим воедино человека,
природу и сверхъестественные -
то есть "надприродные",
лежащие вне знакомой
реальности - силы. Эта религия
достаточно демократична,
духовный мир здесь доступен
каждому без каких-либо
посредников. То, что в других
религиях называется "одержанием",
в Вуду является практической
целью, достигаемой с помощью
различных ритуалов. Как
говорят об этом сами жители
Гаити: "Католик идет в
церковь, чтобы разговаривать о
боге; вудуист танцует во дворе
храма, чтобы стать богом".
С точки зрения Вуду, человек -
совокупность нескольких тел,
наложенных друг на друга, из
которых обычному восприятию
доступно только одно -
физическое. Следующее - нечто
вроде энергетического
дубликата тела, позволяющего
ему функционировать, "дух
плоти". Он не является
индивидуальным и после смерти
медленно вытекает из тела,
переходя к живущим в почве
организмам - полностью этот
процесс занимает 18 месяцев. То,
что называется душой, по
вудуистским представлениям
состоит из двух компонентов -
"маленький добрый ангел" и
"большой добрый ангел".
"Большой добрый ангел",
подобно "духу плоти",
является чисто энергетическим,
но более тонким, и после смерти
немедленно возвращается в
бесконечный энергетический
резервуар, питающий все живое.
"Маленький добрый ангел" -
индивидуализированная часть
души, источник всего личного.
Он способен легко отделяться
от тела и возвращаться назад (это
происходит во время сновидений,
или сильного испуга, или во
время "одержимости" -
когда он временно замещается
лоа (внешними духами). Именно
"маленький добрый ангел"
является мишенью магических
операций и объектом магической
защиты (в некоторых случаях маг
может помещать его в
специальный глиняный кувшин,
канари, откуда тот продолжает
одушевлять тело). Последний
духовный компонент находится
на небе и связан не с телом
человека, а с его судьбой; это
личная "звезда" - словом,
то, что в Индии с удивительной
меткостью называют кармой.
Приверженцы религии считают,
что все вокруг пронизано
незримой силой лоа, что роднит
вуду с чисто шаманскими
воззрениями. Лоа неисчислимы,
как песок на морском берегу, и у
каждого есть свой знак, имя и
предназначение. В вудуистских
ритуалах одно из основных мест
занимает поклонение змию,
заглатывающему собственный
хвост - символу гармонии
Вселенной и Вечности в древнем
мире.
Как называют его гаитяне,
Дамбалла Ведо, главный и
обязательный элемент во всех
таинствах вуду, потому что он
есть начало и конец всех вещей -
Океан Вечности, со всех сторон
окружающий материальный мир;
безбрежное пространство, из
которого все вышло и к которому
все рано или поздно вернется
вновь. Всё это аспекты светлой
стороны Вуду. Как любая религия,
Вуду несёт в себе глубокие
философские воззрения,
основанные на поклонении
природе и её стихиям.
Многие представления о
вудуизме дошли до нас уже
сильно искажёнными, создав
общую картину ужаса и
господства неизведанных,
таинственных сил зла. Темная
сторона таинств вуду получила
широкую известность в
цивилизованном мире, хотя
среди приверженцев культа она
занимает далеко не
главенствующую позицию. Многое
из того, что для
цивилизованного человека
считается неприемлемым, а
иногда даже зловещим, в
традиционном обществе
оказывается вполне нормальным
и повседневным. Мы живём совсем
в ином мире, в мире морали и
навязанных цивилизацией
идеалов и нормативов, поэтому
так сложно порой бывает
западному человеку понять и
оценить то, чем живут люди,
одной ногой стоящие в
первобытном обществе. Но, всё
же, не бывает дыма без огня, и,
безусловно, тёмная сторона
культа Вуду существует. Здесь
должное стоит отдать
неимоверной духовной силе
вудуистских колдунов, их
власти над окружающим и, в
первую очередь, их собственной
непоколебимой вере в эту силу.
Пантеон лоа загробного мира
очень велик, и для разных
ритуалах прибегают к помощи
тех или иных духов, отвечающих
за определённые стихии и
жизненные проявления.
Социальная лестница
приверженцев культа Вуду
состоит из множества ступеней,
и, оказавшись на последних из
них, верховные жрецы (мамбо и
унганы), оказавшись
отвергнутыми, изгнанными или
верша месть, могут обращаться в
«бокоров», так называемых
жрецов чёрной магии. В общем-то
в вудуизме это далеко не
поощряется, и за «чёрные» дела
бокорам обязательно должно
прийти возмездие, но тем не
менее, такие колдуны
существуют, держа в страхе
целые сёла и города.
Как правило, бокоры состоят в
тайных обществах, и
деятельность их в высшей
степени секретна. В чёрную
магию Вуду посвящены лишь
немногие, и заниматься ей могут
только верховные жрецы. Одной
из таких особ был
небезызвестный правитель
острова Гаити – Франсуа
Дювалье, который во всю
использовал силу лоа
загробного мира в ведении
политики, как внешней, так и
внутренней. Будучи бокором,
папаша Дювалье имел целую
армию, с помощью которой держал
в страхе население всего
острова. Это были одновременно
и чёрные маги, и офицеры тайной
полиции, и исполнители
страшных приговоров. На Западе
одним из самых известных
аспектов чёрной магии Вуду
является зомбификация, т.е.
приведение человека в
состояние зомби –
управляемого биологического
робота. Человек, словно,
воскрешённый после смерти,
лишался души и становился
рабом своего хозяина (бокора).
Как выяснилось позже, и здесь
не обошлось без вмешательства
природы, которая в очередной
раз подарила человеку вещество,
способное некоторым образом
влиять на жизненные функции.
Так, жрец приготавливал зелье
из определённых сортов
африканских растений и жабьих
желез, которое блокировало
участки мозга, отвечающие за
сердцебиение, дыхание,
кровообращение, но странным
образом оставалось нетронутым
сознание. Так, человек мог
находиться некоторое время в
состоянии, похожем на
смертельное, т.е. как бы умирал,
а по прошествии некоторого
времени, оживал, частично не
помня своей прошлой жизни либо
не помня таковой вообще. Но всё
же, как ни старалась наука,
повторить весь процесс
зомбификации в лабораторных
условиях не удалось, хотя были
известны даже все составляющие
этого магического зелья,
отключающего жизненные
рецепторы человека.
Чёрные маги Вуду, помимо
зомбификации, могут создавать
себе или другому человеку
двойников, множество копий,
«отпечатков». Душу попеременно
переселяют в любое из
созданных подобий, остальные
при этом действуют, повинуясь
воле хозяина, отыскать
которого среди двойников
просто невозможно. Какое-то
время назад тайные службы
различных стран (в основном США
и СССР) были очень
заинтересованы трюками
вудуистских бокоров, видя в них
перспективные способы
создания биологического
оружия. Было создано множество
секретных лабораторий, но
никакого успеха в этой области
достигнуто не было. В итоге,
тайны древности остаются
тайнами, и многое объяснить с
точки зрения современной науки
просто невозможно. И Вуду,
будучи сокровищницей этих тайн,
всё также будет открываться
только истинно ищущим, как и
сотни лет назад.
Ритуалы Вуду:
* От зла спасают очистительные
жертвоприношения и талисманы.
* Музыка и танцы — ключевая
часть ритуалов вуду.
* В качестве святилища вудуисты
выбирают обычное жилище (хунфор
— святилище). Основные
атрибуты: митан (столб — дорога
богов) и чёрные свечи. Трое
барабанщиков, выстукивая
чёткий ритм, причём каждый свой,
возвещают об открытии
церемонии. После чего поётся
песня-прощение, обращённая к
лоа Легбе: «Папа Легба отвори
ворота. Папа Легба, отвори
ворота и дай мне пройти. Отвори
ворота, чтобы я смог
возблагодарить лоа».
* Танцуя вокруг столба-шеста,
мамбо (колдунья), вместе со
своей помощницей унси и
помощником ла пласом, струйкой
воды из кувшина создают вокруг
шеста магический круг в честь
Папы Легби и охранителя дома
Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы
отогнать от себя и
присутствующих злых духов.
Унган (белый колдун), бокор (чёрный
колдун) или мамбо посыпает пол
мукой и чертит веве (символы
лоа). Затем обязательна
экстатическая пляска (билонго)
под звук барабанов. Женщины в
белых платьях, а мужчины в
костюмах. Когда публика
достаточно разогрелась, бокор
пускает петуха, которому
отрубают голову. После этого
участники сантерии (церемонии)
впадают в транс и на них
нисходит благодать духов (лоа)
* Жертву подвешивают за ноги
вниз головой и вспарывают
живот ритуальным кинжалом.
Таким образом происходит
очищение оболочки тела и душа
грешника переходит в веру ВУДУ.
Ярые приверженцы этой религии
снимают кожу со своих жертв,
чем показывают что оболочка
грешна. Это проделывается для
того что бы дать душе свободно
выйти из тела.
РЕЛИГИЯ ВУДУ и СОЗДАНИЕ
ЗОМБИ.
Vodun (ВУДУ) - возникшая на
Карибских островах (о.Гаити)
религия, еще известная как Voodoo
и Hoodoo. Корни религии уходят в
Западную Африку, откуда
привозились на Гаити рабы.
Слово vodun происходит от vodu, что
означает "дух" или "божество"
в переводе с языка Fon, одного из
наречий Dahomey (Dahomey)(район
Западной Африки), именно там и
находится по приданию место
обитания божеств vodun . лоа (loa).
Смешение традиционных
верований народности Дагомеи и
католических церемоний
привели к формированию этой
религии. На основе этого можно
отнести данную религию к
продукту работорговли. Это был
своеобразный ответ рабов на те
унижения, которые им пришлось
пережить во время расцвета
работорговли. Под страхом
страшных пыток и казни религия
была запрещена местными
властями, рабов насильно
крестили как католиков, что и
выразилось обычаях и ритуалах
религии, которую местное
население держало в большом
секрете. Конкретно это
выразилось в том, что божества
схожи по форме с католическими
святыми; свои ритуалы те, кто
исповедовал вуду, очень
приблизили к католическим,
стали использовать статуи,
свечи, мощи, реликвии и тому
подобное.
Впоследствии вместе с
переселенцами религия vodun
перекочевала на другие
Карибские острова, наибольшее
распространение она снискала
на Ямайке и Тринидаде. Кроме
того, на Кубе, в частности, она
трансформировалась в религию
Сантерия (Santeria), где вместо
привнесенного французами
католического начала, наряду с
африканскими, встали испанские
католические тенденции. Хотя, в
принципе, все религии
Карибского бассейна так или
иначе схожи между собой, имея
общие корни и отличаясь лишь в
деталях. Религия vodun в этом ряду
занимает особое место,
выделяясь по целому ряду
характеристик. Будучи религией
более чем гибкой, она
трансформировалась при
переходе от одного поколения к
другому. Будучи гибридом
завезенных извне религий и
укоренившись на Гаити, vodun в
свою очередь стала предметом
"на вывоз" и стала
потихоньку перемещаться на
континент. Особую популярность
она снискала в Новом Орлеане, в
штате Майами и в Нью-Йоркском
мегаполисе, повсюду порождая
новые взгляды и убеждения,
таким образом снискав по всему
миру в общей сложности более
пятидесяти миллионов
последователей.
Вуду характеризуется прежде
всего верой, что мир населен
добрыми и злыми лоа, которые
формируют всю сущность религии,
и от них зависят здоровье и
благосостояние всех людей.
Приверженцы вуду полагают, что
предметы служащие лоа,
продлевают и выражают его. Лоа
весьма активны в мире и часто
овладевают верующими в течение
всего ритуала. Только
специальные люди такие, как
белые колдуны унганы (houngan) и
колдуньи мамбо (mambo), могут
напрямую общаться с лоа. Во
время обряда совершаются
жертвоприношение и ритуальные
танцы, затем унган впадают в
транс и упрашивают лоа о помощи
и покровительстве в житейских
делах, о благосостоянии. Если
лоа остаются довольны щедрыми
подарками и обряд проведен
правильно, в успешном его
результате можно не
сомневаться.
В отличие от остальных схожих
религий, вуду имеет свои
высокоупорядоченные взгляды в
отношении "темной"
стороны лоа и людей. Колдунов,
использующих черную магию,
именуют бокорами (bokor), они
объединены в тайные общества.
Они могут наслать на человека
порчу, используя восковую
куклу или оживить мертвеца
полностью подчинив его себе,
наслать на врага и тем самым
смертельно запугать его.
Последователи вуду в редких
случаях обращаются к бокорам, и
если это происходит, то
недругам приходится не сладко.
Множество книг, в том числе и
документальная литература, а
так же некоторые кинофильмы
неправильные представления об
этой религии, сосредотачивая
внимание на ложные направления,
такие как каннибализм и прочее.
Так о вуду в 1884 году в Европе
узнали из книги миссионера С.Ст.Джона
Гайти, описывающий
отвратительные и весьма
преувеличенные подробности о
ритуалах этой религии, таких
как поклонение дьяволу,
жертвоприношение младенцев,
каннибализм. С тех пор было
снято несколько кинолент и
написано немало книг
утверждающих и
преувеличивающих черные
обряды этой религии.
В 1860 году Ватикан вынужден был
признать, что vodun является
разновидностью католицизма, но
сами гаитяне утверждают, что их
религия древнее и глубже
христианства, что она впитала в
себя лучшее из всех религий
прошлого и настоящего.
Действительно, вуду очень
сложно привязать к какой-то
одной системе, потому что вуду .
это и празднества в честь
богини любви Эрзули (Erzulie) (под
маской которой можно заметить
черты египетской Изиды, и
греческой Афродиты, и римской
Венеры, и христианской Девы
Марии), и одновременное
поклонение змию Уроборосу,
заглатывающему собственный
хвост, - символу гармонии
Вселенной и Вечности в древнем
мире.
Уроборос, или, как называют его
гаитяне, Дамбалла Ведо (Damballah Wedo),
главный и обязательный элемент
во всех таинствах вуду, потому
что он есть начало и конец всех
вещей; Океан Вечности, со всех
сторон окружающий
материальный мир; безбрежное
пространство, из которого все
вышло и к которому все рано или
поздно вернется вновь.
Дамбалла . это источник Силы и
местонахождение всех лоа.
Приверженцы религии считают,
что все вокруг пронизано
незримой силой лоа, что роднит
вуду с чисто шаманскими
воззрениями как Старого, так и
нового Света. Лоа неисчислимы,
как песок на морском берегу, и у
каждого естьсвой знак, имя и
предназначение. Например, есть
лоаЛегба (>Legba) или Папа Легба (Papa
Legba), который как Меркурий или
греческий Гермес, является
посредником между другими
богами и связывает лоа с
жрецами унган и мамбо, которые,
в свою очередь, доносят ему
волю народа через ритуальные
танцы и песнопения.
Ритуал всегда начинается с
втыкания в землю длинного
шеста, служащего своеобразной
основой для визуализации
Дамбалла. .Всякий раз, когда вы
смотрите на шест, - пишет Маркус
Бэк в своей книге .Внутри вуду.,
- вообразите, что вокруг него
обвилась змея. Ее нет там на
самом деле, она в вашем
воображении. Когда христиане
смотрят на крест, они видят
пригвожденного к нему человека.
Сегодня вы должны так же
мысленно увидеть Дамбаллу..
Далее следует освящение самого
шеста, жертвенника и всех
присутствующих. Трое
барабанщиков, выстукивая
четкий ритм, причем каждый свой,
возвещают об открытии
церемонии. После чего поется
песня-прощение, обращенная к
лоаЛегбе: .Папа Легба отвори
ворота. Папа Легба, отвори
ворота и дай мне пройти. Отвори
ворота, что бы я смог
возблагодарить лоа.. Танцуя
вокруг шеста, мамбо, вместе со
своей помошницей-унси и
помошником.ла пласом, струйкой
воды из кувшина создают вокруг
шеста магический круг в честь
Папы Легби и охранителя дома
Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы
отогнать от себя и
присутствующих злых духов, под
которыми некоторые авторы
видят христианских святых.
После рассказанного здесь
освящения мамбо и унган (в
зависимости от того, кто
проводит ритуал) призывают
духов, которому посвящено
таинство, через создания его
знака . веве (veve). .Мамбо
склонилась над землей, -
расказывает очевидец событий М.Бэк,
- пропуская муку между большими
и указательными пальцами, она
плавными и проворными
движениями нанесла на полу
перистиля изящный узор. Белая
мука четко выделялась на
темной земле. Мамбо провела
безукоризненно прямую линию,
затем пересекла ее второй и
получился правильный крест.
Тем же самым ритмичным
движением она снова погрузила
руку в сосуд, и опять мука узкой
струйкой полилась из ее руки,
очерчивая на земле
символический контур сердца. С
прекрасным мастерским
чувством мамбо творила веве. На
оконечностях креста появились
искусно изображенные сердечки,
затем круги, и, наконец, все
покрыло кружево линий. Теперь
веве представляло собой
сложную мозаику, четкую, как
чертеж мелом на классной доске..
Когда веве готово, мамбо,
призывая лоа и прося
благосклонности святых вуду,
пускается в ритуальный танец,
постепенно затягивая в него
всех собравшихся. Созерцание
веве, визуализация Дамбаллы и
приношение в жертву молодого
петуха служит в этом ритуале
источником жизненной силы и
энергии, а снизошедший на землю
лоа повергает людей в экстаз,
чему в немалой степени
способствует и обильное
возлияние рома. Танец
продолжается всю ночь и
заканчивается всеобщим
погружением в транс.
Учтем, что описанный здесь
праздник Силы не является
единственным занятием
вудуистов. Так как в религии
вуду Дамбала представляет как
доброй, так и злой Силой (в
зависимости от самого
призывающего), есть и обратная,
скрытая от посторонних глаз,
сторона вуду. Здесь я имею в
виду то, что принято называть
черной магией, которой могут
заниматься только верховные
жрецы и высокопоставленные
особы, что на Гаити, по сути
одно и то же. Например, одной из
таких особ был бывший страшный
правитель острова Франсуа
Дювалье, который вовсю и, надо
отметить, совсем небезуспешно
использовал силу лоа
загробного мира Барона Субботы,
Барона Креста и Барона
Кладбища не только во
внутренней, но и во внешней
политике. До сих пор (хотя со
дня его смерти прошло уже
несколько десятилетий) гаитяне
приходят в ужас при
воспоминании о нем самом и его
помощниках-оборотнях,
прозванных в народе. Тонтон-макуты.
( Tonton macoute), которые на
протяжение добрых пятнадцати
лет во главе с папашей Дювалье
держали в страхе все население
острова. Тонтон-макуты, никогда
не снимавшие темных очков, с
поразительной силой описаны
блестательным английским
писателем Грэхэмом Грином в
романе «Комедианты». Это были
одновременно и черные маги, и
офицеры тайной полиции,
исполнители жестоких
приговоров.
Думается, темная сторона
таинств вуду получила широкую
известность в цивилизованном
мире. Тогда, когда американские
фармацевтические компании
заинтересовались методом
получения порошка, посредством
которого человека можно было
приводить в состояние зомби -
управляемого биологического
робота. К тому времени были
официально обследованы
десятки людей, подвергшихся
воздействию неизвестного
науке препарата, который
блокировал определенные
участки мозга, отвечающие за
жизнедеятельность организма (такие,
как сердцебиение, дыхание,
кровообращение), но странным
образом оставлял нетронутым
сознание. В итоге человек как
бы умирал, а потом, по истечению
некоторого времени, оживал,
частично не помня своей
прошлой жизни или не помня
таковой вообще.
Подобных людей-роботов, видимо,
"изготавливали" по заказу
и использовали в качестве
бесплатной рабочей силы на
гаитянских плантациях, где они
день и ночь собирали сахарный
тростник за хлеб и воду. Самым
известным из людей-зомби был
Клавдиус Нарцисс, который
весной 1962 года внезапно
скончался и, после
соответствующего обследования
в больнице Порт-о-Принса, был
похоронен как умерший. Вскоре
Нарцисс был похищен из могилы и
увезен на одну из отдаленных
ферм, на которой он очнулся от
своего "сна" и, не помня
себя, работал с сотнями таких
же, как и он сам, в течение
восемнадцати лет. Осознание
действительности вернулось к
нему неожиданно. Он сбежал с
плантации, но родные, хоть и
признали в нем Клавдиуса
Нарцисса, побоялись иметь с ним
дело. Нарцисса поместили в
госпиталь на
восстановительное лечение, а
его фотография, на которой он
был запечатлен сидящим рядом
со своей могилой, облетела весь
мир.
Очевидность этого и многих
других подобных случаев
подтолкнуло американские
деловые круги к решительным
действиям. В конце
восьмидесятых годов одному из
исследователей удалось
подкупить одного из унганов за
1000 долларов (Гаити - одна из
беднейших стран мира), который
открыл ему секрет
приготовления магического
зелья. Причем самому
исследователю впоследствии
пришлось пережить все муки
погребенного заживо, а жреца
покарали за измену культу
мучительной смертью тонтон-макуты.
В ингредиенты порошка зомби
входит морская жаба Борджия,
жалящий морской червь Полихет (очевидно,
для повышения токсичности),
большое обилие трав (к
сожалению, более подробных
сведений о травах нет), кости
черепа недавно умершей мамбо и,
главное, рыба-собака (диодон
хистрикс), чучело которой на
любом базаре можно купить за 5
долларов. Все это тщательно
перемешивалось и
перемалывалось в течение трех
дней под ритуальные песнопения
и сотворения веве до
образования однородного
желтоватого порошка. Потом
полученное вещество
опускалось на один день в гроб
с покойницей (у которой ранее
была изъята голова) для
пропитывания состава
исходящей из трупа силой, после
чего снадобье становилось
готовым к употреблению.
Порошок не подмешивался в пищу,
как считалось ранее, а
наносился на кожу, через 10-15
минут жертва колдовства
псевдоумерала, а унган
призывал лоа смерти - Барона
Субботы, который помогал ему
запечатать душу несчастного в
бутыль, пробкой для которой
служил предмет, ранее
принадлежавший заживо
погребенному. С помощью этой
бутыли черный маг вуду получал
контроль над сознанием и телом
жертвы, которая через
двенадцать часов
восстанавливала свои
двигательные способности и
становилась рабом у хозяина
души.
К сожалению, весь процесс
зомбирования в лабораторных
условиях совершить пока не
удалось, а химический анализ
порошка показал, что большую
часть составляет нервно-паралитический
яд - тетродотоксин, превышающий
уровень воздействия
цианистого калия в 500 раз.
Эксперименты над шимпанзе
подтвердили, что тетродотоксин
действительно обладает
поразительной способностью
временно тормозить все
органические процессы
организма вплоть до полной
нулевой активности мозга, а
впоследствии восстанавливать
их до прежнего уровня. Но
секрет порошка позволяющий
манипулировать человеческой
психикой после "воскрешения
из мертвых", точно так же, как
и тайна сосуда, куда вызванный
Барон Субботы вкладывает душу
заживо погребенного, так и
осталось секретом по сей день.
А народ Гаити, несмотря на
жесточайшую диктатуру папаши
Дювалье и его свирепых, везде
проникающих тотон-макутов,
зная, что любого человека
черные маги вуду могут обратит
в зомби и отправить "после
смерти" вкалывать за миску
похлебки на сахарных
плантациях, искал выход из
положения.
В некоторых деревнях в
похоронный ритуал стали
включать (вплоть до таких
внешне бесчеловечных, как
отрезание головы), которые
гарантировали бы исключение
похищение умершего. Иногда
даже и сейчас на могиле
сооружается нечто вроде
устройства, подобного тому, что
ставят против угона
автомобилей.
Удивительно вот что. Во многих
развитых странах существуют
тайные и полузакрытые
лаборатории для создания
призраков и даже двойников.
Ученые достигли много в этом
направлении, хотя вряд ли
задумывались над
последствиями своих
экспериментов и добытых
результатов. А в "стране вуду"
давным-давно малограмотные, но
посвященные маги умеют такое,
что даже ученым может
померещиться в самом жутком
сне.
Жрецы Дагомеи, перебравшиеся
не в Гаити, а в Гвинею, обладают
страшным и удивительным
секретом, который, слава
Господи, не попал к тотон-макутам.
Прежде всего, предоставим
слово французскому
путешественнику Гэсо, который
как-то заночевал в хижине
гвинейского колдуна Вуане.
Ночью француз проснулся от
скрипа открываемой двери.
Дальнейшее он описал так: "На
пороге стоит Вуане в коротких
штанах, с непокрытой головой.
Но ведь он и здесь, у моих ног,
на своей циновке. Он лежит на
боку, повернувшись ко мне
спиной. Я вижу его бритый
затылок. Между нами на земле
стоит лампа, горящая тускло,
как ночник. Я не смею
пошевелиться и, затаив дыхание,
смотрю на Вуане. Он какое-то
мгновение колеблется,
наклоняется, проходя под
гамаками, и медленно
укладывается в самого себя! Вся
эта сцена разыгрывается за
несколько секунд.
Утром я спрашиваю Вауне:
- Ты не выходил сегодня ночью?
- Выходил, - отвечает он
спокойно.
И еле заметная улыбка
появляется на его губах".
Итак, констатируем -
африканские колдуны научились
создавать своих двойников. Но
страшно другое. Черные маги
вуду и другие негритянские
племена могут создавать себе
или другому человеку не одного,
а сколько угодно двойников,
множество подобий, или "отпечатков".
А душу можно попеременно
вселять в любое из созданных
подобий, остальные при этом
действуют как зомби, повинуясь
воле хозяина, отыскать
которого в толпе двойников
просто невозможно. Представьте
себе, что один человек создает
целую армию зомби, лишенных
страха, полностью покорных
своему "Создателю", да еще
и отлично вооруженных до зубов.
Кстати, об этой страшной угрозе
предупреждал в своей книге
пророчеств еще средневековый
монах, укрывавшийся под
псевдонимом Черный Паук. Он
говорил, что "в 2075 году
главное знамя церкви Сатаны
подхватят чернокожие народы
Африки".
Жреческая иерархия Вуду:
* Унган (houngan) — священник.
* Мамбо (mambo) — женщина-священник.
* Бокор (bokor) — священник,
практикующий магию с куклами
вуду и зомби.
* Ла плас (la place) — дьякон, МС,
помощник священника.
* Унси (hounsi) — группа танцующих
девушек, одетых в белое.
Пантеон Вуду:
* Агве (Agwe) — дух воды,
покровитель рыб и моряков.
* Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede)—
дух смерти и загробного мира.
Изображается скелетом в
цилиндре с сигаретой.
Одержимый им пьет ром.
* Дамбала — дух, связанный со
змеями (Святой Патрик). Великий
Зомби. Одержимый мучится
жаждой.
* Легба (Legba) — дух дверей (Святой
Петр, ибо по традиции Пётр
изображался с ключами от Рая).
Одержимый не держится на ногах.
* Эрзули (Erzuli — Дева Мария) —
дух любви в виде прекрасной
непорочной девы в наряде
невесты. Её символ — сердце. Её
цвета — красный и голубой.
* Симби — дух соблазна и
плодовитости.
* Огун (Ogu) — дух войны и
стихийных бедствий.
* Мама Бриджит — супруга Барона
Субботы.
* Марасса (Marassa) — духи-близнецы.
* Мадемуазель Шарлот —
покровительница молоденьких
девушек.
* Собо (Sobo) — дух в виде
французского генерала.
* Согбо (Sogbo) — дух молний.
* Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) — злой
дух в виде одноногого или
хромого карлика.
ПОДРОБНЕЕ о РЕЛИГИИ ВУДУ:
http://www.voodoo.spb.ru/voodoo.html
Ссылки по теме:
БЕНИН. История Дагомеи.
АФРИКАНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ "ГЕОГРАФИИ"
|