GEOGRAFIA.ru

ГЕОГРАФИЯ.ру

Страноведческая журналистика

 

Главная страница     Путешествие во времени

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВЬЕТНАМСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

 Декоративное искусство Вьетнама имеет многовековую традицию, о чем свидетельствуют, например, бронзовые барабаны Донгшона. Еще до появления навеянных культурами Индии и Китая религиозных мотивов древние мастера умели обобщать впечатления окружающей жизни, выделять то, что имело непосредственное отношение к человеку, превращать в предмет декоративного искусства образы животного и растительного мира (белая цапля,косуля, цветы и
леревья), сцены из повседневной жизни: обрушивание риса, народные танцы и т. п. Древнее декоративное искусство реалистично. Веками не истощается живой родник народного творчества. На предметы обихода (подставки для светильников, курильницы, поясные пряжки, посуду) издавна наносили геометрические орнаменты, стилизованные изображения зверей и птиц. С развитием феодализма, упорядочением общественной организации такое украшение бытовых предметов становится обычным. В зажиточных семьях и в общинных домах архитектурные детали и свободные плоскости (опорные колонны, балки, двери, окна, галереи, лестницы, детали крыши, черепица, штукатурка и т. д.), домашняя мебель и утварь (столы, стулья, шкафы, коробки, вазы, подносы) — все покрывалось резьбой или росписью, носило следы кропотливого труда и вдохновения народных умельцев. Проявляя интерес к украшению зданий и вещей, вьетнамцы живо интересовались богатыми традициями других народов, дополняя ими свое искусство, создавая новые оригинальные формы.
В европейском декоративном искусстве обычно изображаются цветы и плоды, иногда животные, насекомые, как правило, предметы, сами по себе обладающие красивыми формами и цветом.
Встречаются изображения человека. Декоративное искусство Индии намного богаче. Под влиянием буддизма, рассма-
триваютщего все живое как единое целое, индийцы вводят в декоративное искусство редкие для европейцев, но очень «естественные» для индийской эстетики, тесно связанные с жизнью и верованиями населения образы слона, коровы, косули, обезьяны, змеи и т. д. Нельзя описать или «изобразить» историю Будды, не прибегая к образам слона, змеи, цветка лотоса или священного дерева бодхи. Когда буддийская культура проникла в Китай, заимствованные из сокровищницы декоративного искусства Индии элементы слились с миром мифических и реальных образов китайской
культуры, опоэтизированных народным воображением и приспособленных к новой философской доктрине и религии.
Китайские поэты и художники всему придавали философское осмысление: от образов мифических животных, тщательно ими детализированных, до тончайших сезонных примет в растительном мире.
В качестве украшения могли быть использованы неожиданные для европейского вкуса изображения летучей мыши, этого боящегося света ночного хищника, получившего значение положительного символа. (Столь же неожиданно для европейского искусства использование образа «неуклюжей, олицетворяющей медлительность и нерасторопность» черепахи в качестве символа долголетия в наших храмах и пагодах.) К тому же имевшее распространение во Вьетнаме китайское письмо, как и арабская вязь, само по себе является благодатной почвой для расцвета декоративного искусства. Эстетическое наслаждение, испытываемое знатоками при виде красиво написанных строк иероглифического письма, подобно чувству, доставляемому высокохудожественным произведением живописи.
Заимствованные декоративным искусством мотивы подвергались многообразной стилизации. И если было необходимо, вьетнамский мастер придавал образу самые различные формы в зависимости от предмета, который украшался. Например, изображение цветка лотоса могло быть постаментом для статуи Будды, верхушкой башни или чашкой для риса. То же наблюдается и в искусстве каллиграфии: только один иероглиф, обозначающий «долголетие», имеет более ста различных способов написания.
Основы декоративного искусства Вьетнама складывались в процессе синтеза элементов богатейшей китайской культуры с оригинальными народными формами. Большое влияние на все вьетнамское искусство, в том числе и на его декоративные формы, оказали буддизм и философские системы Конфуция и Лаоцзы.
Изображения материальных или идеальных предметов получали свое религиозное или философское толкование. Кроме
собственно декоративных целей, эти изображения имели свою символику, например, пожелания. Известна европейская традиция языка цветов. Во Вьетнаме набор символических фигур намного шире и более детализирован, он охватывает, кроме цветов, различные деревья, травы, зверей и птиц. Их изображения наносят на подарки — и это не только для украшения предмета, но и для выражения соответствующего пожелания адресату.
Задачей декоратора является не только совершенство рисунка и правильная композиция, но и удачное сочетание темы и материала, мастерски разыгранный диалог между декором и предметом, на который он наносится; так, старый корень бамбука превращается в дракона или мифического единорога, ветка абрикосового дерева «оживает» сказочным фениксом.

ТЕМАТИКА ВЬЕТНАМСКОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА.
Элементы феодальной религиозной культуры.

Пожалуй, наиболее распространенным во вьетнамском декоративном искусстве является мотив «четырех священных животных» («ты линь»): дракон, единорог, черепаха, феникс. В некоторых местностях вместо единорога изображают ми-фическое животное «кон ли» (лошадь-дракон). Впрочем, из четырех животных реальна только черепаха. Остальные три созданы народной фантазией,правда, не без влияния окружающей природы.
Воображение мастера наделяет дракона огромным змеиным туловищем, четырьмя конечностями, головой хамелеона, рогами и усами. Дракон настолько обычен во вьетнамском искусстве, настолько традиционен, что чуть ли не воспринимается народным сознанием как образ вполне реального, встречающегося в природе существа. Изображение дракона стало повсеместно использоваться в декоративных целях начиная с династии Ли, в период становления национального искусства. Подобно образам некоторых других животных, возникшим в эстетике народных масс, образ дракона был использован феодалами для укрепления авторитета императорской власти.
Согласно традициям феодальной культуры, дракон символизировал нравственное совершенство. Он мог изображаться
в различных видах в зависимости от декорируемого предмета и других условий. Приведем несколько примеров:
1) дракон с иероглифом в зубах, означающим «долголетие». Обычно это резьба по дереву, украшение конька крьши общинного дома или храма;
2) драконы, дерущиеся за обладание лунным диском, — керамическое украшение крыши общинного дома или храма;
3) извивающийся дракон — декор лестниц в больших храмах в эпоху династий Ли, Чан, например храмы Тиек-лы, Фо-минь и др.;
4) на ручках курильниц для благовоний, треножников и т. п, обычно изображался «кон лао» — дракон в строгом «китайском» стиле;
5) прячущийся дракон — тема живописи. Животное изображено среди морских волн или облаков (например, на вторых воротах Литературного храма в Ханое);
6) дракон, играющий с рыбкой в морских волнах, — традиционный сюжет картин культового назначения.
На протяжении истории образ дракона постоянно изменялся. Анализируя способ изображения дракона, мы можем более точно датировать те или иные предметы и памятники.
Наиболее частое изображение дракона в декоративном искусстве начинается с династии Ли. Тогда возник очень харак
терный образ дракона, резко отличающийся от китайской традиции. Это большая змея с головой хамелеона, без рогов, непохожая на более поздние изображения — скорее, это классическое изображение морского чудовища.
Для него, в частности, характерны длинное, извивающееся, как у червя, туловище и гладкая, плотно прилегающая чешуя.
Изображения дракона в эпоху Чан мало отличаются от таковых династии Ли и имеют лишь ту разницу, что голова чудовища несколько увеличена и непропорциональна туловищу — например, на резьбе по дереву в храме Тхай-лак (боковая балка), провинции Хайхынг. В эпоху Первых Поздних Ле (Ле Шо) строительство не успело получить характерного для предьщущих династий размаха. Мастера не создали собственного стиля, поэтому на мемориальной стеле в Виньланге (Ламшон, провинция Тханьхоа) основным элементом декора остается «червеобразное» изображение дракона. Начиная со Вторых Поздних Ле (Ле Мат) и особенно к концу этого периода изображение дракона претерпевает существенные изменения: сильно увеличиваются размеры головы, появляются рога, как у косули, туловище принимает слегка приплюснутую форму, чешуя топорщится. Характерная особенность - усы, борода и пламевидный гребень.
В эпоху Нгуенов дракон уже не имеет таких мощных форм и выглядит слабым, худосочным. Эволюция форм дракона,
символа феодальной власти императора, явилась своеобразным отражением расцвета и упадка феодального строя.
Единорог как элемент декора, хотя и уступает в популярности дракону, тем не менее, символизируя мир и спокойствие, остается любимой темой народного искусства и украшает молодежные игры по случаю народных традиционных праздников середины осени и Нового года.
В народе единорога часто смешивают с реальным животным — львом. Поэтому известный традиционный «танец с единорогом» сейчас превратился в «танец со львом».
Часто вместо единорога изображали мифическое животное «кон ли» — с головой дракона и телом лошади, несущее на спине бумажный сверток со старинными чертежами и картами, — типичный элемент декора в старинных храмах.
Здесь следует заметить, что встречающееся перед храмами изображение льва, играющего с мячом, не имеет отношения к «четырем священным животным». Назначение этой фигуры льва (иногда тигра) — охрана религиозных святынь.
Черепаха символизирует прочность, долговечность, поэтому часто встречается в скульптурных формах в качестве осно
вания для стел или в композиции с журавлем устанавливается у алтаря. Черепаха, выпускающая фонтан воды,—предмет изображения в живописи и скульптуре. Многие изображения черепах имеют на панцире характерный узор в виде шестигранников, который также используется для скульптурной орнаментики входных арок и алтарей («черепаший» орнамент).
Феникс является наиболее популярным после дракона образом. Легенда наделяет эту птицу широкими крыльями, длинным хвостом, развевающимся подобно языкам пламени, крепкими ногами, изящным силуэтом. Подобно единорогу, она появляется в годы мирного, благополучного правления. Феникс символизирует женскую красоту и в старину изображался на предметах женского туалета. И если императорская шапка украшалась драконом, то на головном уборе императрицы был изображен феникс.
Часто феникс в декоративной интерпретации держит в клюве шелковый свиток. Изображение сопровождается соответствующей иероглифической подписью. Живописная мифическая птица благодаря творческому воображению мастеров стала великолепным элементом декора вьетнамских дворцов и храмов, В эпоху династий Ли, Чан изображение феникса отличалось тяжеловесностью — сказывалось влияние на художников образа мифической птицы Киннари. Таково, например, изображение феникса в храме Тхай-лак (провинция Хайхынг). Только при династии Поздних Ле образ феникса достигает должного, соответствующего легенде изящества.
Резьба по дереву в Бут-тхапе, изображение фениксов в Динь-Банге — прекрасные образцы вьетнамского декоративно
го искусства.

ВОСЕМЬ МИФИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ

Расширенный вариант вышеописанной четырехэлементной системы «ты линь» представляет собой восьмиэлементную систему «бат ват» с добавлением еще четырех животных: рыбы, летучей мыши, журавля и тигра, которые также довольно популярны в народном декоративном искусстве, Рыба представлена породой карповых и символизирует процветание. Так широко используется образ рыбы в декоративных целях, пожалуй, только во Вьетнаме. Парадные ворота дворцов, храмов, богатых домов с эпохи Поздних Ле и до недавнего времени украшались стилизованными изображениями карпа, очень разнообразными и интереснымн. Особенно распространен этот мотив в Северном Вьетнаме.
Согласно легенде, рыба не вечно пребывает в своей ипостаси, а имеет обыкновение превращаться в дракона.
Тема карпа, проходящего через «ворота Дракона» и изменяющего свою сущность, была особенно популярна в старину среди людей, стремившихся обеспечить себе хорошее положение в обществе. Со времен династии Ли до нас дошло интересное изображение карпа в момент его трансформации (с туловищем Рыбы и головой дракона).
Летучая мышь символизирует счастье и благополучис. Даже иероглифы, обозначающие этн понятия, близки по начерта
нию. Образ летучей мыши очень популярен -во Вьетнаме, в отличие от Европы, где этот ночной зверь изображается в компании сов, чертей и ведьм и служит пугалом для непослушных детей. Во Вьетнаме же изображения летучей мыши
украшают оживленные традиционные чразднества, освещаемые веселым светом раскрашенных ночных фонарей.
Встречаются они и в декоре арок, дверей, курильниц и т. п. Чтобы сделать композицию более интересной и обогатить символическое содержание, часто изображают сразу пять летучих мышей, которые соответственно означают пять благ
жизни: богатство, долголетие, спокойствие, добродетель, смерть от старости, Иногда это пятиэлементное пожелание вводят к трехэлементному: «благополучие, успешная карьера, долголетие». Эти блага соответственно обозначаются сле-
дующим набором фигур; летучей мышью, косулей, седобородым стариком с посохом. Особенно часто трехэлементная композиция встречается в народной картине.
Для украшения предметов определенной формы пользуются и двухэлементной формулой пожелания, например «благополучие и долголетие»: летучая мышь с иероглифом «долголетие» в зубах. На курильницах, арках дворцов и храмов встречаются еще более лаконичные формулы в виде летучей мыши с иероглифом «пожелание».
Мифический журавль (слегка измененное изображение реального животного) встречается в виде круглой скульптуры перед алтарями в храмах и в живописи на шелке. Являясь преимущественно религиозным мотивом, он мало популярен в народном искусстве.
Тигр — реальное, но мифологизированное народным сознанием животное — символизирует «мирскую» силу, в то время как дракон является воплощением могущества вообще. Тигр распространен в субтропических лесах горного Вьетнама. Были времена, когда это животное наносило большой вред человеку, поэтому в народном представлении она ассоциируется с грубой силой. Тигру приписывается способность отгонять чертей, поэтому его изображают у входа
в дома, дворцы и храмы, он популярный персонаж в народном искусстве. Стилизованный образ тигра с ярко окрашен-
ным полосатым туловищем выглядит очень декоративно.
Кроме вышеперечисленных восьми образов, на домах и храмах встречаются изображения обычных для вьетнамского быта слона, лошади и других животных. Упомянем также характерный, можно сказать, самый распространенный элемент декора эпохи династии Поздних Ле: облака, напоминающие своей формой языки пламени. Это как бы своеобразный автограф конкретного исторического периода. Рельефы пламеневидных облаков в храме Кео (провинция Тхайбинь), в дене Чан (провинция Намха) или в храме Дау (провинция Хатэй; храм был разрушен французскими колониальными войсками) — все это великолепные образцы вьетнамского декоративного искусства.

ПРОСТОНАРОДНЫЕ СЮЖЕТЫ

Декоративное искусство Вьетнама не ограничивалось феодальной и религиозной тематикой. Оно широко использовало бытовые элементы, предметы обихода, деревья, цветы и плоды, вводило их в декор и наделяло детализированной символической коннотацией. Таковы «восемь драгоценных предметов», «восемь плодов», «четыре растения», «четыре времени года» и т. д.
Восемь драгоценныг предметов («бат бао») символизируют богатство и образованность. Набор предметов издавна варьируется в некоторых деталях, но, как правило, это:
1) плод тыквы характерной формы с сужением посредине (калебаса) для хранения вина. Вместе с сумкой для хранения книг обозначал в феодальном обществе достаток и богатство;
2) наконечник кисточки (образованность);
3) веер из листьев смоковницы (утонченные манеры). На картинах старых мастеров это атрибут небожителей;
4) флейта (вместе с четырехструнной гитарой обозначает талант);
5) корзина цветов (процветание);
б) меч (отвага);
7) гонг в форме полумесяца (добродетель);
8) веник из перьев (добродетель).

ВОСЕМЬ ПЛОДОВ

Обычные атрибуты декоративного искусства: персик, гранат, слива, груша; «рука Будды» (sacrodactyle — род апельсина), виноград, «бау» (калебаса), «би», (круглая тыква). В зависимости от художественного замысла эти плоды могли изображаться все вместе, по отдельности либо в различных сочетаниях. Некоторые из них наделены определенной символикой: например, персик означает долголетие (согласно китайской легенде, мать Западного вана — богиня Сиванму - преподнесла священный персик императору Хань Юй-ди). Плод граната своим обилием зерен означает пожелание многочисленного потомства.

ЧЕТЫРЕ РАСТЕНИЯ

Вьетнамских мастеров-декораторов всегда привлекает естественная красота растений и цветов.
Цветок персика — символ юной девушки. Вместе с расцветающей в начале весны орхидеей означает это прекрасное
время года.
Хризантемы символизируют осень—время года, когда они особенно красивы.
В старину была поговорка «Хризантема стужу презирает», и поэтому красивый осенний цветок обозначает образованно
го человека, строго хранящего моральные устои.
Бамбук с его прямыми, ровными ветками и не опадающими зимой листьями означает волю и честность, принципиальность, символизирует совершенного и благородного человека. Как и в китайском искусстве, изображение бамбука отличается крайним разнообразием. Своими изящными, легко поддающимися стилизации формами и прозрачной, подобной легким мазкам кисти, листвой он постоянно привлекает внимание мастеров-декораторов.

ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА

Иногда вышеприведенную систему «четырех растений» преобразуют в другую — «четыре времени года». Для ого орхидею заменяют лотосом, а бамбук — сосной. Символика такова: персик — весна, лотос — лето, хризантема — осень, сосна — зима.
Образы растений, символизирующие времена года, полны поэтического очарования. Кроме того, художники вводили в композицию и животных, гармонично сочетая их с пейзажем и заданным общим настроением, что придавало большое оживление всей картине. Обычны ледующие сочетания: абрикос и птица, лотос и утка, хризантема и мотылек, сосна и журавль либо косуля. Тема времен года выполнялась и в декоративном ключе и средствами живописи на шелке.
Она очень популярна. Ее проникновенный лиризм, мягкость сочетаются с великолепными декоративными возможностями.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ

Образ человека в декоре восходит к тьямскому искусству и во Вьетнаме отмечается в эпоху династий Ли и Чан, когда
злияние буддизма было очень сильным. Таковы рельефы танцоров и музыкантов На основании каменной колонны в Фат-тите, изображение небожителя верхом на фениксе в Тхай-лаке (провинция Хайхынг) и т. д. Но в эпоху Поздних Ле человек встречается в декоративных сюжетах крайне редко. В качестве исключения можно назвать популярный мифологический сюжет китайского происхождения восемь святых».

ЭЛЕМЕНТЫ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОГО ПИСЬМА
В ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ

Подобно арабской вязи в мусульманзком искусстве, китайские иероглифы широко использовались в декоративных целях во Вьетнаме и в некоторых странах Востока. Иероглиф представляет собой стилизованное изображение, рисунок.
Более того, в психологии конфуцианского ученого он предстает как образ, заместитель предмета-референта. Например, иероглиф «Тхан» («дух»), начертанный на алтаре предков, воспринимается не как написанное слово, а как непосредственное изображение какого-либо духа.
Вьетнамские мастера обьшно прибегают к манере написания «чжуань», которая сама по себе уже является системой декоративного орнамента. Каждый иероглиф при этом имеет несколько способов начертания, что создает широкие возможности орнаментального варьирования, Наиболее употребимы иероглифы со значением пожелания благополучия, богатства, долголетия, радости и т. д. Причем каждый иероглиф не только может быть элементом в композиции, но самостоятельно может представлять собой некое композиционное единство. Целые предметы могут имитировать форму тех или иных иероглифов; например, окно в форме иероглифа «радость», шкафчик для хранения чая в виде иероглифа «долголетие».
Многие иероглифы могут составлять «палиндромы», например иероглифы со значением «работа». Своеобразный палиндром представляет собой изображение буддийского креста.

МЕТАМОРФОЗЫ

Вьетнамское изобразительное искусство необычайно богато декоративными элементами. Ему чуждо слепое копирование природы, и поэтому так искусны его мастера в самой многообразной стилизации предметов и тем. Стайка облаков может напоминать затейливую раковину улитки, а может уподобиться языкам пламени. Перевоплощаясь, превращающееся существо продолжает в чем-то сохранять и свои прежние формы. Этим достигается особенный эффект декоративности как в живописи, так и в скульптуре. Например, корень бамбука обретает вид дракона, абрикосовая ветвь оборачивается сказочным фениксом, плод груши превращается в единорога, очертания персика напоминают черепаху и т. д.

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ТЕМЫ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Декоративное искусство, подобно живописи и скульптуре, имеет и свою определенную содержательную сторону.
Следует заметить, что во вьетнамском изобразительном искусстве нет четкого разграничения между чисто декоративными и остальными формами искусства; первые имеют содержательную коннотацию, вторые имеют элементы декора. Вот основные темы старой вьетнамской живописи:
ветка персика и дрозд;
ветка персика и цапля;
орхидеии бабочки; хризантемы и мотыльки;
тигр и бамбук; воробьи и бамбук;ласточки и бамбук;
лотос и утки; косули и сосны;
журавли и сосны; пионы и фазаны;
феникс на ветке дерева нго данг;
лошадь у ивы; слон в банановых кустах; курица клюет зерна риса;
попугай и цветы (плоды) персика;
дерево персика и буйвол (корова);
плоды граната и мышь; гроздья винограда и белка;
коза у дерева груши; тыква и мотыльки; коршун и медведь.
Иногда вьетнамские мастера брали наиболее популярные сюжеты из народной жизни и создавали сравнительно большие композиции для воспевания, точнее опоэтизирования человеческого труда: например, тсмы: «рыбак», «лесоруб», «пахарь», «пастух» — четыре основных занятия крестьянина в феодальном Вьетнаме.
Выше были приведены основные, популярные во всех слоях населения сюжеты. Декоративные мотивы в изобразительном искусстве Вьетнама поистине неисчерпаемы, задачей мастера было отобрать наиболее нужное, подходящее х тому или иному конкретному случаю.
В эпохи Ли и Чан это были буддийские темы. Во времена Поздних Ле и Нгуенов — сюжеты, созвучные философским системам Конфуция и Лаоцзы.
И только с появлением народной картины в искусство вторгается живая, повседневная жизнь.

ВИДЫ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

В традиционном декоративном искусстве Вьетнама основное место занимает скульптура. Наиболее популярна резьба по дереву, без которой не обходится ни один храм. Для вьетнамской архитектуры характерно богатое декорирование внутренних помещений; в основном это ажурная резьба и горельефы. Барельефы и неглубокая резьба (гравировка) характерны для работ, выполненных в камне.
Очень распространена во вьетнамском декоре ажурная (сквозная) резьба, например на арках между колоннами в хра-
мах и динях. Эти арки представляют собой искусно выполненные в дереве «кружева», ибо основным принципом здесь является не круглая скульптура, а гравировка и сквозная резьба плоскостей с использованием палиндрома, что позволяет создавать двусторонние изображения.
Существует много образцов ажурной резьбы для фона палиндрома, которые служат основой для бесчисленного количества вариаций. Наиболее распространенные из образцов: узор в виде трещин на коре сосны или ели; имитация узора на панцире черепахи; форма древних монет; стилизованные цветы хурмы.
Встречаются иероглифические палиндромы, например иероглифы со значением «возвращаться», «работа», буддийский
крест и т. п. Иногда стилизуются в форме палиндрома изображения облаков, морских волн. Интересен палиндром в храме Фомина провинции Намха.
Живопись вначале занимала второстепенное место в декоративных работах и сводилась к окраске скульптурных и резных изделий, Живописные изображения на плоской грунтованной поверхности — явление спорадическое и довольно позднее по сравнению со скульптурой. К тому же художники были жестко ограничены условностями феодального общества в использовании цвета. Например, солнце предписывалось изображать желтым либо красным, луну зеленоватой, монаха — в коричневом облачении и т. п. Светложелтый цвет символизировал королевскую власть.
Нарушение этих правил наказывалось.
Например, неправильное использование желтого цвета могло быть истолковано как оскорбление императора и влекло за собой соответствующие санкции.

МАТЕРИАЛ

Во вьетнамском декоративном искусстве используются различные материалы, требующие разнообразной техники исполнения, Помимо дерева, наиболее распространенного, употребляются золото, серебро, бронза, мрамор, перламутр, материя для вышивки и т. д.

ДЕРЕВО

Для декоративных целей пригодны многие ценные сорта дерева, отличающиеся красивой расцветкой и интересным природным рисунком, который умело обыгрывают искусные скульпторы и резчики, создавая оригинальные произведения. Назовем некоторые, наиболее употребимые породы.
Эбеновое дерево. Нежная, легко поддающаяся обработке порода красивого черного цвета. Исключительно популярно среди резчиков;
разновидности сандалового дерева (белое и желтое). В старину аристократия пользовалась шкатулками и комодами из сандалового дерева для придания одежде и украшениям характерного приятного аромата. Сандал идет также на изготовление изящных резных вееров;
красное дерево (акажу), розовое дерево (туя), дерево «гу» отличаются красивым цветом, прочностью, идут на мебель, резные шкафы и т. д.;
хлебное дерево. Его мягкая, но прочная древесина нежного желтого оттенка, хорошо поддается резьбе. Красивые скульптурныс изображения эпохи Поздних Ле выполнены из этого материала.
Особенно охотно мастера используют хлебное дерево в храмах, когда необходимо сделать очень тонкую, детализированную резьбу. Хлебное дерево — относительно легкодоступный материал, так как в некоторых районах его культивируют для получения плодов — ценного продукта питания.
Декораторы издавна научились использовать богатые природные оттенки ценных пород дерева. Но в целях защиты от разрушительного действия времени, от влажности и вредных насекомых, для лучшей сохранности изделие покрывали
слоем лака. Вначале это было единственное назначение лака. В дальнейшем его стали использовать и как самостоятельный (основной) материал для декоративных изделий.
Поскольку декоративные элементы архитектурных сооружений, украшенные ритуальные предметы во дворцах и храмах выполнены в дереве, можно считать дерево основным сырьем в декоративном искусстве. Во Вьетнаме дерево использовалось в той же степени, как камень в Индии и Кампучии. К сожалению, этот прекрасный материал, позволяющий художникам создавать подлинные шедевры, имеет и свои недостатки. Изделия из него недолговечны, так как не выдерживают неблагоприятных условий субтропического климата. И если каменные изваяния Древнего Египта пережили тысячелетия, то многие выдающиеся произведения эпохи Ли, Чан потеряны для вьетнамской культуры безвозвратно.

МЕТАЛЛ

Бронзовые изделия имеют древнюю традицию, уходящую в глубокое прошлое, в донгшонскую культуру. Сдерживаемое в период китайского господства, искусство обработки бронзы получило мощный стимул в результате завоевания независимости страны. Летописи свидетельствуют, что в эпоху императора Ле Дай Ханя (980 — 1005) его великолепная резиденция в Чыонгйене буквально сияла от изобилия серебряных и бронзовых украшений. Именно в это время начали отливать медную монету. Однако, естественно, из бронзы и благородных металлов изготавливали в первую очередь недоступные для народа предметы роскоши. По преданию, во времена Ли Тхан Тона (1128 — 1136) буддийский монах Кхонг Минь Кхонг, исцелив императора, в награду получил столько бронзы, что отлил колокол и множество различных предметов.
Очень много изделий из бронзы было в эпоху Поздних Ле; об этом свидетельствуют большие бронзовые предметы, например скульптура, изображающая духа Чан Ву. Однако и здесь бронзовые изделия ограничиваются сферой культа
а предметы из других металлов (украшения из золота и серебра) были предназначены для аристократии. Золотая и сере
бряная тонкая отделка венца статуя императрицы в Бут-тхапе свидетельствует о высоком уровне декоративного мастерства этой эпохи.
В первые десятилетия Х1Х века в провинции Бакнинь было положено начало оригинальному декоративному приему, впоследствии получившему распростра.нение: инкрустация бронзовых изделий серебряными нитями.
Когда французские колонизаторы захватили страну, они насадили новые формы эксплуатации, значительно более изощренные по сравнению с феодальным гнетом. Изменились условия труда: ремесленник уже не был привязан к общине, он ограничивался выплатой тяжелого налога. Ряд мастеров смогла сохранить и продолжить лучшие народные традиции, в то время как официальное искусство обслуживало двор королямарионетки. Вазы, богато декорированные бронзовые курильницы, золотые бронзовые украшения с изображениями феникса, дракона — все это была необычайно популярно у колонизаторов и за рубежом. Некоторые изделия получали призы на выставках. Часть худож-
ников, поддавшись диктату моды и соблазнившись выгодой, стали вводить в искусство плохо освоенные, чуждые западноевропейские элементы, создавая малоинтересные произведения эклектического характера. Свобода мастеров была весьма относительной, так как они зависели от условий рынка. Поэтому декоративное искусство на металле в дореволюционный период постепенно приходит к упадку.

ИНКРУСТАЦИЯ ПЕРЛАМУТРОМ

Когда заходит речь об инкрустации перламутром (искусство, традиционное для Китая и других стран Восточной Азии), то обязательно отмечается высокий уровень мастерства вьетнамских умельцев. Согласно преданию, этот вид искусства был завезен во Вьетнам в эпоху Поздних Ле одним чиновником, который овладел им во время пребывания в Китае в составе посольства и затем передал секреты мастерства своим соотечественникам. Большое развитие инкру-
стация получила начиная с XVIII века.
Первым повсеместно признанным корифеем в этом виде искусства считается Нгуен Ким из Тюонче (деревня Тюеннгиеп, уезд Фусюен, провинция Хатэй).
Его ученик основал ремесленный центр в Кыулау (улица Чангтиен современного Ханоя).
Существует несколько видов перламутровых раковин различной расцветки и оттенков. Лучшими во Вьетнаме признаны многоцветные раковины, называемые «слюдяными», с морского побережья у Куангбиня и Куангчи.
«Слюдяные» раковины в зависимости от освещения принимают красные, лиловые, небесно-голубые, светло-голубые, светло-желтые, «апельсиновые» оттенки.
Чтобы подчеркнуть отдельные детали инкрустации, иногда используют металлы (серебро, медь) или такие ценные мате-
риалы, как агат, черный янтарь (гагат), обогащая цветовую гамму.
Инкрустацией преимущественно украшают предметы домашнего обихода: чайные шкафчики, шкатулки, подносы, по-
суду — предметы небольших размеров.
Искусство это трудоемкое, материал дорогой. Инкрустируют, как правило, ценные породы дерева: эбеновое, акажу, тую, дерево «гу». Поверхность предмета иногда лакируют. Центры этого народного промысла расположены в основном
в Северном Вьетнаме: Ханой, Хатэй, Намха, Хабак. В центральном Вьетнаме можно назвать древнюю столицу Хюэ и на Юге страны — Тхузаумот.

ДЕКОРАТИВНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ИЗ ЖИВЫХ ЦВЕТОВ И ФРУКТОВ

В Южном Вьетнаме существует оригинальная традиция украшать домашний алтарь свежими фруктами. Специалисты-художники создают интересные, красивые по цвету живописные композиции на сюжеты: «четыре мифических животных», «восемь священных предметов» и т. п., используя различные плоды:
ананасы, манго, фасоль, перец и другие дары природы. Такой «натюрморт» - результат кропотливого и вдохновенного труда, живет несколько дней, а затем засыхает, и его выбрасывают. Его воздействие на зрителя столь же кратковременно, как и воздействие бумажных ритуальных фигурок, которые сжигаются на алтаре после совершения обряда.

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО ВЬЕТНАМА

Важной и плодотворной областью эстетической и художественной деятельности человека представляется искусство парков и садов. Сады гармонично сочетают самые различные природные возможности эстетического воздействия:
живописный ландшафт, аромат цветов и трав, волшебную музыку птичьих голосов и шум ветра... Это сложное искусство воссоздания на ограниченной территории волнующей картины «гор и вод». Человек, особенно городской житель, ощущает все более острую потребность хотя бы на время покинуть тесные пределы человеческого общежития с дефицитом жилых и производственных площадей и перенестись на лоно природы, чтобы развлечься или восстановить силы после напряженного труда.
Различные виды искусства служат отдельным группам людей; искусство парков и садов необходимо всем, оно самое массовое по своему характеру. Будучи средоточием вписанной в природный ландшафт архитектуры, скульптуры, сады и парки являются прекрасным средством эстетического воспитания народных масс.
Существует много направлений в садово-парковом искусстве, но среди них основных два: французские сады (регулярные), восходящие к римским традициям, и английские (в Европе) или китайские сады (пейзажные). Во Вьетнаме садово-парковое искусство следовало китайским образцам.
Французский сад разбит по принципу соблюдения геометрической правильности участков с ровными прямыми аллеями, уходящими до линии горизонта по всей громадной территории (сады Версаля). А. Ленотр — французский архи
тектор, мастер садово-паркового искусства — не любил пейзажи с заслоненной линией горизонта. И напротив, во вьет-
намских, английских и китайских садах горизонт закрыт даже на большой территории. Дорожки прихотливо извиваются, имитируя дикую природу лесов и гор. Французский парк скомпонован в соответствии с определенными закономерностями, это сотканный из цветов, трав и кустарников ковер. Вьетнамский сад обычно ограничен стеной, и в нем соблюдается существенный принцип: ни одно дерево, ни один цветочный куст не повторяют друг друга. Глаз человека с удовольствием замечает постоянно меняющуюся картину деревьев, камней, цветущих кустов.
Садовое искусство Вьетнама имеет давнюю традицию. Старые хроники периода Ранних Ле свидетельствуют, что в середине седьмого месяца по лунному календарю в шестой год своего правления император Ле Дай Хань (986 г.) повелел возвести искусственную гору посреди озера и любовался ею из своей лодки. В период династии Ли разбивка садов стала обычаем. Гора Дай-ван и дворцы столицы Хоалы — такие, как Чыонг суан (дворец «Долгой весны»), Бонг-лай (дворец «Волшебной природы»), Фунг-лыу (дворец «Безмятежных развлечений) — представляли собой огромные богатые парки. Типичными парками-садами являются и территории вокруг больших храмов и дворцов периодов династий Ли, Чан, Поздних Ле.
Упомянуть следует и парковые комплексы столицы Нгуенов — Хюэ: Тинь-там (сад «Спокойствие»), Зя-вие («Искусственный сад»), территории императорских мавзолеев и могил. В отличие от других видов искусства, сады и парки требуют постоянной заботы, иначе они приходят в запустение и пропадают. Вот почему до нас не дошли старые парки. Исключение составляет парк гробниц династии Нгуенов, работа над поддержанием которого не прерывалась. Существующие «восстановленные» парки, например гора Зук-тхюи и Грот Яшмового Персика в Северо-Западном Вьет
наме (провинция Ниньбинь), не имеют ничего общего с древними образцами.

МАТЕРИАЛЫ ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Основными «материалами» парка (сада) являются вода, деревья, камни. Из них садовник создает живописный ландшафт, подобно художнику, пользующемуся красками.
Вода — это не только природное зеркало, радующее глаз отражением деревьев, трав и цветов, она позволяет разнообразить садовую архитектуру беседками над водой, мостиками через водопады, живописными прудами с нежно-зелеными лотосами. Невообразимы без водного зеркала знаменитые парки Ханоя «Молодежный», «Единство», «Ботанический сад» и другие. Парковые озера иногда служат местом рыбной ловли или лодочных прогулок.

Вода играет большую роль не только в парке, но и в композиции «нон бо»—карликовых ландшафтах с искусственными горами (так называемые в Китае «горшечные пейзажи»).
Деревья — неотъемлемая часть парка. Отсутствие воды обедняет пейзаж, не составят парка и беспорядочные, без вся-
кого принципа и замысла посадки. Парковые деревья подразделяют на две основные категории: растущие свободно, без воздействия человека на развитие их форм, и деревья окультуренные, с «приданной» формой. Вьетнамский сад дол
жен выражать пейзаж, идеализированный в соответствии с литературными и художественными принципами. Его деревья — не случайны, они воспеты в стихах и в живописи. Культурные виды деревьев — это не только обязательно фруктовые или буйно цветущие деревья. Обращается внимание и на форму ветвей, силуэт, на продолжительность жизни деревьев. Особой любовью пользуются сосна, бамбук, абрикос, персик, хризантема индийская и другие.
В европейском парковом искусстве существует практика придания деревьям и кустам задуманной формы путем подрезания ветвей и листьев. Мастерство вьетнамского садовника заключается в изменении самого процесса развития дерева, задержка роста с сохранением пропорций взрослого дерева (так называемые карликовые деревья). Однако форма таких карликовых деревьев отнюдь не абсолютно произвольна. Здесь садовое искусство опирается на глубокие традиции, восходящие к знаменитым художникам периода династии Сун в Китае: Го Си, Ма Юаню, Лю Сун-няню.
В декоративном дереве различают два вида элементов: ствол и ветви. Основная характеристика ствола — его форма, положение относительно плоскости земли. Декоративное дерево имеет «фасад» и «тыльную сторону». Различаются и определенные типы ветвей. Существуют специальные термины для ветвей в зависимости от их расположения относительно ствола.
В искусстве декоративных деревьев выделяют деревья типа сосны, где ветви прижаты к стволу, и типа абрикоса — с более отклоняющимися от ствола ветвями.
Существует традиционный «набор» основных положений и форм ствола, искусственно приданных дереву в результате усилий садовника. Кроме того, каждый «автор» может придумывать свои варианты, и в принципе количество форм представляет собой неограниченное множество. Например, на выставке в Литературном храме в Ханое мы видим следующие формы деревьев:
«Прямые». Ствол прямой, толстый, шероховатый, корявый. Вершина оканчивается тонкой веточкой, не отличающейся от боковых веток. Все дерево высотой в несколько десятков сантиметров. Искусство садовника состоит в придании как можно более естественных форм (пропорций) карликовому растению, в создании природной миниатюры, иллюзии отсутствия всякого человеческого вмешательства. В садовом искусстве форма «прямых» деревьев считается наиболее трудно достигаемой.
«Ползущие». Имитация деревьев, произрастающих на высоких утесах. Обычно высаживается в горшках и устанавлива
ется на высоких тумбах, табуретах. Размеры очень невелики. Дерево очень красиво выглядит на декоративных садовых горках.
«Параллельные». Два дерева увязаны композиционно в едином ансамбле с параллельными расположениями стволов и заданным соотношением ветвей.
Сложность состоит в придании ансамблю эстетически интересной формы.
«Водяной дракон» Аналогично предыдушей форме, с тем отличием, что стволы деревьев изгибают для придания им формы туловища дракона.
«Отец и Сын», «Родственники» - композиции из нескольких деревьев различных размеров с гармоническими, ритмически соотносящимися силуэтами стволов и ветвей. Часто два ствола имеют общий корень.
«Танцующий феникс» — живописная форма дерева имитирует очертания сказочной птицы и т. д.
Выращивание декоративного дерева требует много сил и энергии, В специальных руководствах по садовому делу, например в «Хау кань» (эпоха Цин, Китай), где обобщен многовековый предшествующий опыт выращивания декоративных растений, говорится о необходимом составе почвы, чтобы в небольшом сосуде или на декоративной горке с минимумом земли можно было вырастить жизнеспособное дерево. Говорится о том, какой водой необходимо его поливать в начальный период, а какой — в период появления молодых ветвей. Как добиться гибкости и послушности ветвей для придания дереву желаемой формы, силуэта. Развитие карликового деревца отличается от процесса развития обычных растений, поэтому книга учит, как добиться завязи бутонов, цветения, полной имитации обычного дерева в условиях дикой природы, как нарастить на ствол мхи и лишайники, придающие особенно привлекательный вид и создающие впечатление векового дерева из густого леса.
Следует заметить, что в отличие от таких популярных и массовых видов деятельности, как парковое хозяйство, создание искусственного декоративного ландшафта, собственно выращивание декоративных деревьев носит более ограниченный характер. Сады и искусственные горы общедоступны для восприятия.
Декоративные деревья требуют кропотливого труда, но это искусство — для удовлетворения эстетических запросов элиты в старом обществе. Насколько целесообразна пропаганда этого искусства в нашем новом обществе? С точки зрения массового демократического искусства несомненную пользу трудящимся приносят украшающие наш досуг живописные водоемы с традиционными золотыми рыбками, зеленые парки с миниатюрными искусственными горными ландшафтами, повторяющими удивительно разнообразную отечественную природу. И напротив, созерцание карликовых деревьев с традиционным набором форм, веками выработанные эстетические формулировки элитарного искусства угнетают зрителя. По нашему мнению, искусство выращивания декоративных деревьев бесперспективно само по себе, если оно замкнется в старых традиционных формулах. Выращивание карликовых деревьев в наше время оправдано в том случае, если оно сочетается с устройством искусственного миниатюрного ландшафта «нон бо».
В вышеуказанном легко убедиться, если вспомнить знаменитые парки толстосумов старого строя, унылые выхолощенные виды карликовых деревьев.
Искусство нового общества непременно должно быть массовым, жизнеутверждающим, всеми своими сторонами обращенным к народу — только в этом случае оно обеспечит себе историческую перспективу, Необходимым материалом садово-паркового искусства является камень. К тому же камни — важный элемент при возведении искусственных гор. В прошлом некоторые любители увлекались коллекционированием интересных камней.
И еще от династии Сун до нас дошло «описание красивых камней» — каталог Ду Гуана. Когда люди во всех вещах стремились определить религиозное содержание, они сводили многообразие мира к пяти элементам: металл, дерево, вода, огонь, почва. Так было в Китае и во Вьетнаме.
Причем полагали, что в камне сконцентрировалась глубокая сущность как Неба, так и Земли. Прорвав поверхность земли, камни устремились вверх и застыли, приняв фантастические образы.
Еще в старом Китае камням приписывали чудесную силу и коллекционировали их не только из эстетических соображений, но и по религиозным причинам. Коллекционеры декоративных камней предпочитали известняки по берегам водоемов, обросшие мхом или водорослями, обветренные, с отверстиями и морщинами. Цвет таких известняков очень хорошо гармонирует с декоративными деревьями.
Довольно часто для получения живописного эффекта декоративные камни объединяют композиционно с карликовыми деревьями или цветами. Сочетание камня с деревом или цветами символизирует пейзаж и является как бы упрощенным искусственным ландшафтом. Традиционны композиции камня с сосной, абрикосом, бамбуком, орхидеей, хризантемой. Здесь сложились определенные художественные критерии. Так, например, в композиции с сосной камень должен иметь довольно крупные отверстия и складки, тогда как абрикос сочетается с менее обветренным камнем. Вообще форма камня подчинена силуэту дерева и должна гармонировать с ним.
На территории Вьетнама имеется огромное количество камней, которые возможно использовать в садово-парковом искусстве для создания декоративных искусственных ландшафтов. Наиболее богатые в этом отношении районы протянулись от провинции Ниньбинь и вплоть до китайской границы, в том числе удивительные по своей красоте многочисленные острова знаменитой бухты Халонг.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ВЬЕТНАМА

Мастера парков и садов с помощью обычного материала — воды, деревьев, камней — создают идеализированные образы природы. Здесь вы увидите искусственные горки, пруды и ручейки, «вековые» деревья, извилистые дорожки — все как в настоящем лесу. Посреди маршрута высится павильон, где «путешественник» мог бы сделать привал и отдохнуть, через ручьи и водоемы переброшены мостки, где можно постоять и полюбоваться лотосами или игрой рыбок в прозрачной воде.
Для создания эффекта природной первозданности ландшафта каменные глыбы разбросаны в беспорядке и кое-где вздымаются из самой воды. Вот из тесной расщелины выглядывают головки орхидей. Там склонились к воде нарциссы. Тропинка то расширяется, то сужается, то взбегает на холмик, то стремится вниз, огибает «вековые» деревья — полная иллюзия настоящего леса. Внезапно путники попадают в густые, полные зловещего сумрака заросли, но дорожка выводит их в светлую, зеленую «залу», где можно присесть и провести время в приятной беседе, укрывшись под листвой от полуденного зноя...
Для придания большей естественности искусственному пейзажу мастера стремятся максимально изрезать почвенный рельеф. Ровная местность противопоказана вьетнамскому саду. Потому и прорывают водоемы, устраивают водостоки,
возводят холмы, чтобы любой ценой избежать монотонности рельефа. В общем, вьетнамский сад — произведение человека, созданное по образу и подобию дикой природы во всей ее живописной красе и привлекательности. Наиболее примечательным, своеобразным элементом этого произведения являются искусственные декоративные горы.

ДЕКОРАТИВНЫЕ ГОРЫ «НОН БО».
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ «НОН БО».

Декоративные, искусственные горы («нон бо») обязательно устраиваются на водной поверхности. Существует длительная традиция этого искусства во Вьетнаме и в Китае. Во Вьетнаме оно распространено повсеместно. Сад, как было сказано выше, изображает идеализированный пейзаж. Декоративная горка воссоздает воображаемый или копирует в миниатюре реально существующий в природе конкретный объект. «В малом зерне хранится огромный мир», — гласят классические стихи. Искусство «нон бо» имеет дело с простым материалом:
камень, глина, живое растение. Иногда горку оживляют фаянсовыми или глиняными фигурками, придавая всему произведению почти сюжетный характер. Искусство «нон бо» очень трудоемко. Здесь выделяют три основных этапа: подбор камней, соответствующих общему замыслу картины; посадка и выращивание декоративных растений, придание им нужной конфигурации; подбор или изготовление мелких скульптурных деталей для придания картине сюжетности.
Подбор нужного камня оказывается совсем не легким делом. Это должен быть известняк вполне определенной формы, В природе формы гор очень прихотливы; их вершины бывают изрезаны утесами, многочисленные складки переходят в ущелья, иногда встречаются пещеры и гроты, поражающие воображение человека.
Мастер «нон бо» должен подобрать такой камень, чтобы все это можно было отразить в миниатюре, в малом воссоздать величественный образ природы.
Иногда задача облегчается путем компоновки нескольких камней в один ансамбль. Здесь противопоказано искусственное изменение формы камня, его обточка, так как пропадает эффект естественности и к тому же на нарушенной поверхности не смогут произрастать декоративные растения. Удачно подобранньй камень — это уже большое дело при возведении декоративной горки.
Однако «интересный» камень должен быть установлен в соответствии с существующими традиционными принципами
искусства «нон бо», чтобы возник художественный образ. Эти принципы сформировались в процессе изучения природы, в процессе постижения ее красоты.
Они лаконично определяют основные формы и положения камней, например:
«высокая гора», «удаленная вершина», «причудливый пик», «обрывистая стена», «старые горы», «таинственньй ландшафт», «суровая природа» и т. д.
Художник стремится соблюсти основные принципы изобразительного искусства:
композиционную увязанность, уравновешенность, гармоничность, выразительность заднего и переднего планов, Сопо-
ложение низкой и высокой горок (в специальной терминологии «гора — хозяин ландшафта» и «гора — гость ландшафта») создает впечатление глубокой перспективы, удаленности одной горки от другой.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕКОРАТИВНЫХ ГОР

По существующей давней традиции специалистов «нон бо», «гора — хозяин», должна иметь величественный вид и всем своим массивом царить над окружающим миниатюрным ландшафтом, поэтому она еще называется «бить лап», что значит «отвесная стена». Далее, мастер должен тщательно продумать отдельные детали горы, Например, на самой вершине могут возвышаться отдельные небольшие утесы в форме нависшей стрехи крыши, как бы грозящие обвалом, что придает пейзажу элементы сказочности.
Поверхность скалы не должна быть гладкой, полированной на манер искусственных стен, а напротив, ее должны испещрить различные трещины, морщины, выступы, образуя замысловатую картину своенравной природы. Эти трещины, складки напоминают кровеносные сосуды живого организма и оживляют каменную громаду. Вокруг горы, внизу, разбросаны как бы сорвавшиеся с вершины обломки скал — характерная деталь, очень украшающая «нон бо».
Канонические формы «нон бо» лишь помогают художнику ориентироваться в отдельных сторонах этого своеобразного искусства. Главное же состоит в неустанном наблюдении природы, в поисках в натуре наиболее своеобразных и живо-
писных фигур.
Определенные исторические (или религиозные) события могут лечь в основу большого и великолепного художественного произведения. Так и в искусстве «нон бо»: его тема только горы и лес, ландшафт, но для воображения художника оно предоставляет безграничные возможности творчества.

ДЕРЕВЬЯ В СИСТЕМЕ «НОН БО»

Посадка декоративного дерева, придание ему нужной формы, установка мелких скульптурных фигурок и подчинение
их какому-либо культурному содержанию, сюжету — все это необходимо искусственной горе «нон бо».
Одна из первых трудностей заключается в том, чтобы добиться гармоничного (по возможности), пропорционального соотношения между деревом и миниатюрной скалой.
В свою очередь дерево своими пропорциями должно имитировать «векового долгожителя» лесов и гор. Для этого художник выбирает красивые экземпляры с наиболее мелкими листьями и соответствующими соотношениями частей.
Обычно в искусстве «нон бо» используют такие виды растений, как сосна бать сить, китайская сосна, столистник палисандровый, разновидности фикуса, шунг, «белая голова», «тигровый гриб», тростник «каменная роса», «жемчужная трава», столетник, «хвост феникса», саке, ива, абрикос, «императорский советник», нитевидный бамбук, водяной бамбук — сосна, «небесный узор», «фейерверк», «кость дракона», «заколка из раковины», ти муй хонг, «парчевые водоросли», «рыбья кость», австралийский каркас.
Перечисленные растения отличаются внешней красотой и неприхотливостью: они могут расти на каменистой почве.
Выбор растений зависит от вкуса художника, тематического содержания «нон бо», а также от различных территориально-климатических условий.
Правильный подбор растений, придание им красивой формы свидетельствует об уровне мастерства художника. Неудачно подобранное дерево разрушает впечатление от всего произведения. Например, если на «скале» высотой в пятьдесят-шестьдесят сантиметров посадить деревце смоковницы или баньяна, то не только крупная листва внесет дисгармонию в общий вид, но и сами деревца очень быстро разрастаются и поглощают собой весь «пейзаж». Вот почему многие очень красивые горшечные растения не могут быть использованы в искусстве «Нон бо». И наоборот, растения, которые в естественном состоянии, в природе достигают огромных размеров, например некоторые виды фикуса или дерево «шунг», благодаря искусству специалиста так изменяют свою природу, что в виде карликовых экземляров украшают искусственные миниатюрные горки «Нон бо».
Кроме того, в действительно красивых образцах «нон бо» широко используется специальный вид мха — так называемый парчовый мох, создающий иллюзию травяного покрытия, Своим блестящим нежно-зеленым бархатистым ворсом он придает искусственной скале особую прелесть.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ «НОН БО»

Как правило, декоративные горки украшаются фаянсовыми фигурками, которые своими чистыми тонами разнообразят цветовую и изобразительную гамму «нон бо», весело поблескивая на фоне густой зелени деревьев и мхов. Их роль аналогична фигурам людей, животных на пейзажах традиционной живописи. Издавна «нон бо» отображала темы из китайских классических книг, а фигурки были, как правило, китайского производства. В последнее время во Вьетнаме фаянсовые цеха стали выпускать отдельные фигурки, преимущественно на фольклорные, простонародные мотивы, придающие произведениям «нон бо» более национальный характер.
В целом можно выделить три основные группы отображаемых в «нон бо» тем.
Во-первых, известные события и популярные сюжеты из китайской истории и литературы, например «Дунь чжоу ле го», «Троецарствие» и т. д., или памятные места, достопримечательности Китая, например озеро Дунтинь.
Во-вторых, это буддийские и даосские темы — изображение святых мифических гор Бонглай, Фыонгчыонг, Лоантяу с их знаменитыми пещерами: «Небесное убежище», «Храм Куан-ам», «Обиталище Грома» и т. д.
В-третьих, не восходящие к какимлибо конкретным историям, обобщенные традиционные образы: «рыбак», «дровосек», «пастух», «пахарь».
Таков традиционный набор тем, отражаемых в «нон бо», и мы должны отметить, что здесь прослеживается влияние идеологии и литературы старого феодального общества. Однако мы считаем, что не обязательно темой «нон бо» должны быть старые сюжеты типа «Троекратное посещение тростникового шалаша» (из «Троецарствия») или «То Ву пасет баранов». Разве не интересна для «нон бо», например, тема: «Нгуен Чай провожает Фи Кханя» (сюжет из героической истории Вьетнама XV в.). Почему бы вместо архаического сюжета «Трое побратимов в персиковом саду» (из «Троецарствия») не изобразить средствами «нон бо» заседание генерального штаба в период героической битвы под Дьенбьенфу, которое состоялось на огромной скале близ живописного ручья в живописных лесах Тэйбака?
Во вьетнамской литературе нет недостатка в интересных образах и сюжетах, могущих вдохновить мастеров «нон бо» на глубоко национальные и содержательные произведения. Конечно, необходимо наладить отечественное производство фаянсовых изделий, но практика показывает, что это вполне по силам нашим мастерам. Только отечественное производство всех необходимых элементов, а в особенности имеющих отношение к содержанию, к теме, обеспечит необходимый творческий и художественный уровень оригинальному искусству «нон бо».

СОСУД ДЛЯ ВОДЫ В КОМПОЗИЦИИ «НОН БО»

Резервуар для воды является необходимым компонентом всей композиции, ибо «нон бо» представляет собой миниатюрное изображение традиционного мотива гор и вод — шаньшуй. Горы в составе «нон бо» символизируют земную твердь, а сосуд с водой — безбрежный океан, именно поэтому выбирают резервуар круглой формы, а не другой (прямоугольный, например).
Искусство «нон бо» отличается от всех других видов искусства тем, что «коллекционеры» произведений этого искусства
тоже в какой-то мере являются художниками, они должны сохранять «нон бо» в нужном состоянии, следить за развитием растений, поддерживать необходимый микроклимат для роста водорослей и мхов. Если не ухаживать за миниатюрным ландшафтом, то через некоторое время растения засохнут от недостатка влаги либо непомерно разрастутся от ее избытка, что приведет к разрушению гармоничного ансамбля. Однако весь интерес для любителя «нон бо» именно и заключается в постоянной заботе о своем микромире.
Садово-парковое искусство и миниатюрные ландшафты «нон бо» призваны служить удовлетворению духовных потребностей широких народных масс.
И они нужны не просто для развлечения, а для эстетического и патриотического воспитания граждан. И как всякий вид творчества, они требуют глубокого изучения в целях стимулирования их дальнейшего развития. Ибо подлинные произведения искусства возникают не случайно, а опираются на глубокие национальные традиции. Развитие садовопаркового искусства — непременный фактор успешного культурного строительства в нашей стране.


Текст: НГУЕН ФИ ХОАНЬ.
Фото: НИКОЛАЙ БАЛАНДИНСКИЙ
www.cochevoy.narod.ru/vietnam.html